Здравия желаю читателям блога “Кооперативы против бедности”!
Почему кооперативный уклад основанный на принципах демократического хозяйствования миллионов трудящихся, составлял серьезную конкуренцию для государственного и частного сектора экономики? Для понимания этого вопроса достаточно хорошо проанализировать последние события на Украине от майдана до Новороссии. Недавно, 26 июня в 13:00 в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол организованный редакцией журнала «Эксперт» на тему «Программа первоочередных действий правительств Донецкой и Луганской народных республик». Мне импонирует высказывание А. Проханова, главного редактора газеты «Завтра»:»Идеология, которая наполняет отпор на Юго-Востоке, она вся формировалась в 90-е годы в наших патриотических кругах. Это соединение русской идеи, советской идеи, советско-имперской идеи, цивилизационного мессианства русского мира, идея антизападной цивилизации». Если возвращаться к русской идеи, отмеченной А. Прохановым, то конечно в этом случае нельзя не согласится с тем, что кооперативное, или артельное устройство общества на Руси было очень влиятельным. Это можно проследить просматривая такие статья на сайте, как “ЗАРОЖДЕНИЕ СОЮЗА МАСЛОДЕЛЬНЫХ АРТЕЛЕЙ В СИБИРИ”, “О ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩИХ АРТЕЛЯХ ПРИАМУРЬЯ”,“АРТЕЛЬНОЕ МАСЛОДЕЛИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ”, рекомендую ещё статью, которая может быть полезна и руководителям Новороссии “АРТЕЛЬНО-КООПЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО КАК ФАКТОР НОВОЙ ФОРМАЦИИ-СОЛИДАРИЗМ”.
На круглом столе выступил советник Президента РФ Сергей Глазьев.
Продолжение статьи Узлова Юрия Андреевича, кандидата исторических наук, “Кооперативное движение как фактор формирования гражданского общества России начала ХХ в.”. Начало здесь.
Теоретики отечественного кооперативного движения до революции 1917 г. одним из основных принципов кооперации практически единодушно провозглашали политический нейтралитет. М. Туган-Барановский отмечал, что «вовлечение кооперации в политическую борьбу не усиливает, а ослабляет кооперативное движение», несет угрозу его раскола [24, с. 4-6]. По его мнению, соблюдение принципа политического нейтралитета кооперации неравносильно полному отказу от участия в политической жизни. «При известных условиях, — писал М. Туган-Барановский, — кооперация может и должна участвовать в политической жизни именно тогда, когда дело идет к защите законодательным путём жизненных интересов кооперации». В этом случае оно становится «на почву защиты вполне определенных собственных интересов, а не стремится влиять на общее направление политической жизни в стране». Следовательно, «устранение политики из кооперации основывается не на пренебрежении к политике со стороны кооперации, а на сознании различия этих областей общественной жизни» [25, с. 428-429].
В российской действительности провести грань между различными сферами общественной жизни и определить черту, за которой начинается область политики, было сложным делом. Кооперативы, претендуя на свой особый путь социального переустройства, не могли не заниматься политикой. Рабочие кооперативы, созданные в ходе Первой русской революции, не скрывали своих политических пристрастий.
Прав был видный деятель кооперативного движения, функционер партии кадетов князь Д. Шаховский, когда, выступая перед коллегами по партии, отмечал, что кооперативное движение в России должно быть изучено, так как оно является большой и новой силой, и члены партии должны встать в ряды ее работников [26, с. 219].
Кооперации по своему существу быстро выходят из-под опеки правительства и способствуют сплочению масс. В ряду теоретиков и практиков кооперативного движения были многие видные общественные деятели. Среди них социалисты Е. Кускова, Н. Прокопович, эсеры С. Маслов, А. Меркулов, меньшевики М. Хейсин, Л. Хинчук, большевики В. Ногин, И. Скворцов- Степанов, анархист В. Поссе и др., все они внесли свой достойный вклад в развитие кооперативного движения и способствовали формированию гражданского общества в России.
Само кооперативное движение в силу его реального положения в стране, огромного творческого потенциала, демократизма и открытости для людей — без различия их общественного, национального, религиозного и иного статуса — не могло оказаться вне политики, особенно в условиях социальных потрясений, в полосу которых вступила Россия с началом мировой войны. В начале войны кооператоры заняли патриотическую позицию и стремились к налаживанию конструктивных отношений с властью, но по мере осложнения обстановки на фронте все больше втягивались в открытое противостояние с правящим режимом. Наблюдается повышенная динамика политических выступлений кооперативных организаций в 1916-1917 гг., что свидетельствует об их политической зрелости. Бесспорно, что кооператоры руководствовались различными мотивами, принимая участие в революциях, которые потрясали страну. Однако доминирующими мотивами были идеологические.
Ссылки на источник:
24. Отчет общества потребителей «Кооперация» в Москве за второй операционный 1917 год. М., 1917.
25. Туган-Барановский М.И. Экономическая природа кооперативов и их классификация. М., 1914.
26. Протоколы ЦК Конституционно-демократической партии. 1912-1914. М., 1997.
Окончание статьи в следующей публикации.
”Идеология, которая наполняет отпор на Юго-Востоке, она вся формировалась в 90-е годы в наших патриотических кругах. Это соединение русской идеи, советской идеи, советско-имперской идеи, цивилизационного мессианства русского мира, идея антизападной цивилизации — выстоять бы ещё Новороссии, только бы выстоять!
Выстоим! А затем начнём усовершенствовать наш хозяйственный уклад!