Здравие желаю посетителям моего блога “Кооперативы против бедности”!
На блоге можно найти статьи (тут, тут и тут), где автор, ссылаясь на авторитетных учёных-юристов, неоднократно обращал внимание читателя на несовершенство российских законов по регулированию деятельности кооперативов. Однако, законодатель всё же работает над совершенствованием законов, которые помогали бы более чётко проводить границы между коммерческими и некоммерческими организациями. Следует заметить, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу большинство положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Согласно изменениям, которые вносятся Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, кооперативы отнесены к корпорациям. Подробнее с Законом можно познакомиться здесь.
Однако, законодатель всё же работает над совершенствованием законов, которые помогали бы более чётко проводить границы между коммерческими и некоммерческими организациями. Следует заметить, что с 1 сентября вступает в силу большинство положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
С 1 сентября 2014 г. юридические лица должны будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ в редакции этого Закона. Созданные ранее юридические лица должны будут привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов. До приведения в соответствие данные документы будут действовать в части, не противоречащей новой редакции гл. 4 ГК РФ. При регистрации изменений учредительных документов госпошлина взиматься не будет.
Согласно редакции Закона № 99-ФЗ предусмотрен закрытый перечень некоммерческих юридических лиц. Понятие юридического лица в новой редакции ст. 48 ГК РФ изложено лаконичнее, чем в предыдущей. Так, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Закон разделил все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих: потребительские кооперативы.
Самоорганизация и самоопределение кооперативного движения
Продолжение статьи Узлова Юрия Андреевича, кандидата исторических наук, “Кооперативное движение как фактор формирования гражданского общества России начала ХХ в.”. Начало здесь.
К началу ХХ в. в кооперативном движении постепенно созревают предпосылки для перехода к качественно новому этапу развития. На смену политике утверждения кооперативов сверху приходит время самодеятельности и широкого народного творчества, благодаря которому кооперация становится важным фактором общественного развития.
Огромную роль в этом процессе сыграли земства. Лучшие его представители на протяжении истории земского самоуправления служили делу народного благосостояния, видели свое призвание в культурном просвещении населения, подъеме уровня его жизни.
Самоорганизация и самоопределение кооперативного движения стали возможны благодаря многолетней, многоплановой и целенаправленной деятельности русских либеральных интеллигентов и самого государства. Развитие русской кооперации, особенно кредитной, приобретение ею характера массового движения было связано с активным содействием министерства финансов и Государственного банка. Министерство финансов поддерживало кооперацию потому, что она являлась одним из дешевых способов разрешения аграрной проблемы.
Государственная власть оказывала содействие кооперативам по преимуществу в той области и в тех регионах, где можно было организовать выгодное производство или наладить экспорт продукции. Ярким примером этой политики послужило образование маслодельных артелей в Сибири и кредитных кооперативов на Юге России [9, с. 3-7].
Российское правительство оказывало в основном поддержку кооперативным учреждениям мелкого кредита. К 1910-1911 гг. по числу учреждений и численности членов ссудо-сберегательные и кредитные товарищества превзошли крестьянские сословнообщественные заведения мелкого кредита. По признанию Управления по делам мелкого кредита, бурный рост кредитной кооперации объяснялся помимо общих хозяйственных причин «насаждением» со стороны государства [10, с. 1]. Государство, таким образом, фактически стало составной частью кооперативного движения в России. Это еще одна из особенностей кооперативного движения в нашей стране. Но наиболее активно использовалась как инструмент для выполнения правительственной политики кредитная кооперация [11, с. 117].
Как писали газеты того периода, благодаря «казенным» миллионам русская кооперация процветала, и в этом факте нет чего-либо позорного для кооперации или угрожающего ее перспективам. Опека со стороны агентов Государственного банка была не во вред кредитным и молочным товариществам. Напротив, именно постоянный контроль над операциями и состояние счетов упрочил положение товариществ и их финансовую репутацию [12, с. 17].
По мнению В.Ф. Тотомианца, как мы отмечали выше, высоко оценивавшего содействие государства кооперации, необходимо еще большее содействие в развитии всех ее форм. При этом ученый обращает наше внимание на следующую деталь: помощь кооперации со стороны государства вовсе не означает потерю или уничтожение самостоятельности кооперативного движения [13, с. 4-5].
С.Н. Прокопович суть проблемы видел в следующем: «Отстранение правительства и Государственного банка от дела мелкого кредита означало бы изъятие из кредитного обращения всей массы мелких сбережений». Он также считал, что правительство обязательно должно играть крупную роль в деле организации мелкого народного кредита, однако было бы неприемлемо и нарушение самостоятельности кооперации мелочной централизованной опекой со стороны государственной власти [14, с. 116].
Эти взгляды разделяли А.В. Евдокимов [15, с. 82] и А.Н. Анциферов [16, с. 23-26].
На протяжении всего исторического периода государство постоянно осуществляло контроль экономики страны. Смысл экономической политики правительства состоял в мобилизации частных материальных средств и одновременно в ограничении возможности становления самостоятельного гражданского общества.
Власть постоянно проявляла активное стремление к всемерной регламентации в деятельности всех учреждений, включая кооперативные. Учредители кооперативных организаций сожалели, что в то время, когда их заграничные коллеги были совершенно свободны в своих действиях и имели полную возможность использовать все средства для выполнения намеченной ими цели, русские кооператоры были «вынуждены действовать со связанными руками и опаской попасть в категорию государственных преступников» [17, с. 459].
Ссылки на литературу:
9. Кооперация на Всероссийской выставке 1913 г. в Киеве. Киев, 1914.
10. Отчет по мелкому кредиту за 1912 г. Пг., 1916.Ч. 1.
11. Ким Чан Чжин. Государственная власть и кооперативное движение в России — СССР (1905-1930). М., 1996.
12. Русская мысль. 1914. № VII.
13. Второй Всероссийский съезд по кооперации в г. Киеве. Киев, 1913.
14. Прокопович С.Н. Кредитная кооперация. № 1923.
15. Евдокимов А.В. Село и город в российской кооперации. М., 1912.
16. Анциферов А.Н. Очерки по кооперации. М., 1915.
17. Союз потребителей. М., 1915.
Современная потребительская кооперация Свердловской области
Бескрайняя, бесконечная Россия. Зря говорят, что люди со временем черствее стали. Душевность, она ведь и не исчезает никуда. Неравнодушные сотрудники потребительской корпорации Свердловской области многие десятилетия обеспечивают всем необходимым жителей деревень и сел, и близких и самых отдаленных концов Свердловской области Потребительская кооперация Свердловской области — многоотраслевая система, в составе которой 82 хозрасчетные организации осуществляют обслуживание жителей, проживающих на территории 34 муниципальных образований.Двери почти 900 магазинов ежедневно открыты для покупателей, проживающих, в основном, в малых и труднодоступных населенных пунктах.Главное достояние системы — это люди.Руководители, специалисты, продавцы, повара, пекари, водители и заготовители, которые когда-то придя на работу в потребительскую кооперацию, прикипели к ней душой и у которых, в большинстве своем, одна запись в трудовой книжке.Почти 6 тыс. человек, с одной стороны — обыкновенные люди, с другой — по-хорошему одержимые, самоотверженные, влюбленные в свою профессию ежедневно, далеко не всегда в идеальных условиях, трудятся для людей. Трудятся для того, чтобы сельские жители были уверены, что потребительская кооперация была вчера, есть сегодня и будет завтра. Сотрудники потребительской кооперации Свердловской области своей заботой и вниманием творят историю России, поддерживая, помогая и сопереживая людям.
Даря им улыбки и тепло.Обеспечивая товарами общего потребления.Поддерживая в трудную минуту. И радуясь вместе в счастливый час. Ведь каждый из нас знает — что историю России создают вот такие обычные, простые люди. Неравнодушные люди.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.