Здравствуйте, уважаемые читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Купить квартиру в новой капиталистической России  через жилищные кооперативы стало проще.
Законодательство о потребительских кооперативах в решении жилищной проблемы населения страны имеет несколько нормативный актов, которые подробно и тщательно регулируют деятельность строительных организаций, жилищно-строительных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Вспоминая свою жизнь в двадцатом веке, могу сказать, что проблема с жильём у меня решалась просто. В 1975 году закончил техникум, и при распределении на работу в сельский район, сразу получил место в общежитии. Однако, к тому времени я был женат, и у нас родился ребёнок. Пришлось искать частный сектор. Нашёл домик на земле, сад, огород, сарай, разные постройки-не дорого. Конечно хотелось иметь своё жильё. Строительство жилья в райцентре и по центральным усадьбам района в эти годы строилось много, и примерно через год, как специалист, я получил хорошую, благоустроенную квартиру в районном центре. С тех пор вопрос жилья перед нашей семьёй уже не стоял так остро.

Наверно, не все жители конца двадцатого века могли получить благоустроенную квартиру, но решить вопрос с жильём было возможно и через участие в  жилищно-строительных кооперативах, которые в советское время были популярны у  граждан страны. Например, во времена новой экономической политики, которая принималась на  десятом съезде РКП(б) в марте  1921 года, в Москве был успешно реализован проект строительства кооперативного города-сада ”Сокол”. Однако, после сворачивания НЭПа, жилищное кооперативное строительство было также свёрнуто, а кооперативное жильё национализировано.

Как заботилась молодая советская республика о строительстве жилья можно увидеть на примере декрета о льготах по рабочему жилищному строительству.

Новый подъём духа кооперативного строительства жилья начался в СССР в конце пятидесятых годов, в частности, после принятия в 1958 году постановления Совмина, которым было разрешено создание ЖСК. Хотя для строительства привлекались средства пайщиков, но при этом государство давало ссуду в размере 70% стоимости жилья сроком на 20 лет. А так как в СССР жильё предоставлялось даром, то  пайщики, строящие себе жильё через жилищно-строительные кооперативы, такую возможность утрачивали. Тем не менее жильё с участием ЖСК строилось и тем самым кооперативы помогали решать жилищную проблему в стране Советов.

Лихие 90-е всё перечеркнули и изгадили, кооперативное строительство сошло на нет, а потребность населения в жилье  стало огромным. Проблемы жилья для людей  стали решаться через частных застройщиков, и к сожалению, организационно-правовой формы жилищно-строительных кооперативов в новом ГК РФ места не нашлось.

Жилищные строительные потребительские кооперативы

Жилищные строительные потребительские кооперативы, как особая организационно – правовая форма, появились с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Рассмотрим статью 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, которая даёт понятие жилищным и жилищно-строительным кооперативам:

1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

1.1. Настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

3. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

4. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также — жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.

5. Действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.

Однако,  одновременно, с принятием ЖК РФ, был принят Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ (ред. от 03.07.2016)»О жилищных накопительных кооперативах».

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан — своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также устанавливает гарантии защиты прав и законных интересов граждан — членов жилищных накопительных кооперативов.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовое положение жилищных накопительных кооперативов, права и обязанности их членов, порядок создания, реорганизации и ликвидации жилищных накопительных кооперативов, а также порядок осуществления ими деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений.
3. Участие граждан в формировании имущества юридических лиц, в том числе в формировании их уставных (складочных) капиталов или паевых фондов путем внесения денежных средств или иного имущества, которое влечет за собой принятие на себя этими юридическими лицами обязательств, предусматривающих приобретение гражданами права собственности на жилые помещения, возможно в случаях, если такое участие предусмотрено федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) жилищный накопительный кооператив (далее также — кооператив) — потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путём объединения членами кооператива паевых взносов;
2) деятельность кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (далее также — деятельность кооператива) — привлечение и использование кооперативом денежных средств граждан — членов кооператива и иных привлечённых кооперативом средств на приобретение или строительство жилых помещений (в том числе в многоквартирных домах) в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам кооператива;
3) жилое помещение — квартира или жилой дом, отвечающие требованиям, установленным жилищным законодательством Российской Федерации;
4) паевой взнос — денежные средства, которые вносятся членом кооператива в порядке и в сроки, предусмотренные формой участия члена кооператива в деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, и размер которых определяется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. В состав паевого взноса могут включаться доходы, полученные кооперативом от осуществляемой им предпринимательской деятельности и распределённые между членами кооператива пропорционально их паям;
5) вступительный членский взнос — денежные средства, единовременно внесённые гражданином для покрытия расходов на образование кооператива и приём гражданина в члены кооператива;
6) членский взнос — денежные средства, периодически вносимые членом кооператива на покрытие расходов, связанных с осуществлением кооперативом предусмотренной его уставом деятельности, за исключением деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений;
7) дополнительный взнос — денежные средства, вносимые членом кооператива для покрытия убытков кооператива;
8) паенакопление — часть паевого взноса, внесённая членом кооператива на определённую дату;
9) пай — доля паенакопления члена кооператива в паевом фонде кооператива;
10) паевой фонд кооператива — сумма паенакоплений членов кооператива;
11) действительная стоимость пая — часть стоимости чистых активов кооператива, пропорциональная размеру пая;
12) форма участия члена кооператива в деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (далее — форма участия в деятельности кооператива) — порядок внесения членами кооператива паевых взносов в паевой фонд кооператива в устанавливаемых кооперативом в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона вариантах для выбора одного из них членами кооператива.

В России можно строить честно и, главное, качественное и надёжное жильё

Жилищные кооперативы путь к дешевому жильюОрганизатор стройки Сергей Качушкин, председатель Попечительского совета Фонда содействия развития ЖСК.

Как человек, ратующий за возрождение строительного кооператива, он убеждён, что в России можно строить честно и, главное, качественные и надёжные дома. Важнейшим идеологическим моментом стал принцип строительства без единой «копейки», потраченной на благодарности, стимуляции, откаты, подкаты и всё прочее. О нюансах данного успешного строительного эксперимента, подходе контрольно-надзорных органов, а также о системе ЖСК и не только поговорили с ним в интервью.

— Сергей, вы организовали своего рода эксперимент — построили дом без взяток. Это восхищает! Расскажите в чем ещё уникальность этой стройки, где построен дом и правда ли что цена за квадратный метр в полтора раза меньше рыночной?

— Все началось с того, что появилась инициатива построить жилье в городе Калязин Тверской области для социально незащищённых слоёв: для учителей, врачей, медсестёр, воспитателей детских садов, для многодетных семей. Мы объединили усилия с властями города. В итоге сегодня в городе построен дом, где уже живут 44 семьи. Жилье с отделкой в этом доме обошлось в 25 тысяч рублей за квадратный метр. Для сравнения, цена подобного квадратного метра в городе без отделки — от 45 тысяч рублей. Первым и самым важным постулатом при осуществлении данного проекта был принцип строительства без «поощрений» контролирующих организаций.

— Немного отойдём в сторону, а потом поговорим подробно о реализации этого строительного эксперимента. Проблема доступности жилья в России одна из первостепенных. В каких объёмах строится сегодня социальное жилье?

— В субъектах объёмы строительства такого жилье разные. В то же время есть социально ориентированные крупные проекты по строительству. Причём, они не всегда получают публичную огласку. Например, знаю, что строил такие дома Владимир Потанин, Алексей Мордашов. В своё время достаточно много строил и Роман Абрамович.

— Сегодня позволить купить жильё в России по оценкам экономистов может 5−7% населения России. С ипотекой — 10−15%. В стране голод жилья. И отдельные «постройки» не спасают ситуацию.

— Данным проектом мы доказали, что купить жильё с ипотекой сможет 100% населения Российской Федерации. Я готов утверждать это со всей ответственностью.

— Давайте тогда разберём всё по полочкам. В чём основа проекта?

— Во-первых, за основу мы взяли то, что было инициировано и реализовано еще в 1958 году в Советском Союзе, а именно — жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Напомню, что в советское время частной собственности на жильё не было. Все жилье было государственное. При этом законодательство Советского Союза позволяло иметь общественно-долевую кооперативную собственность. Тогда руководство страны приняло решение в части жилья, сравнимое с маленьким НЭПом, — разрешили строить жильё частникам, что раньше было недопустимо. Доходы населения в Советском Союзе были невысокие, но были люди, которые могли себе позволить тратить деньги на дорогое жильё. Это были учёные, топовые преподавательские кадры, культурная элита и целый ряд других людей, которые имели высокий уровень дохода (более 200 рублей в месяц). Внеся первый взнос за кооператив, человек начинал из зарплаты выделять достаточно большую сумму денег на то, чтобы получить квартиру в элитном доме. В советское время кооперативный дом — это, как правило, строительство высокого уровня: кирпичный, с застекленной лоджией, с совсем другими площадями.

После распада СССР возникли проблемы с финансированием, многие кооперативы были «заморожены», некоторые «строились» 15−20 лет, часть обанкротилась. Далее пошла череда обманутых дольщиков и пайщиков по причине того, что многие коммерсанты, к сожалению, почувствовав вкус больших денег, начали искать «варианты» ещё больших денег. Вот так строился дом Объясню подробно, чтобы не возникло непонимания. В системе ЖСК советского времени пайщики привлекали застройщика, который строил дом.

В лихие 90-е и уже в наше время сам застройщик (а вернее — коммерсант под видом застройщика) стал инициатором создания ЖСК и чуть ли не набирал туда пайщиков. За счёт этих денег он и начинал строить дом. В результате пайщики, не понимая, что происходит, не контролируя застройщика, просто давали деньги. А застройщик строил так, что в почти готовом доме пайщики (как ЖСК) оставались должны очень много денег застройщику. Далее застройщик прекращал строительство, предъявляя иски к ЖСК, с которым он имел чисто договорные отношения. Ещё раз подчеркну, что сам инициатор строительства — коммерсант — находился в застройщике. Далее через судебное решение у пайщиков за долги изымалось всё, что было построено: люди оставались без квартир, а коммерсант фактически оставался с достроенным домом.

— Это мошенничество высокого уровня.

— Здесь очевидное злоупотребление правом. Поэтому государство должно создавать такие правила, когда злоупотреблять правом станет либо сложно, либо очень чревато.

— Теперь вернёмся к проекту. Чем уникальна данная «стройка века»?

— При решении вопроса строительства жилья для социально незащищённых жителей Калязина вспомнилась идея ЖСК советского времени. Было потрачено время на изучение действующего законодательства. Выяснилось, что законодательная база ЖСК восстановлена с 2011 года и обладает целым рядом дополнительных возможностей и льгот, которые, сразу оговорюсь, реализовать невозможно. Кто бы мне что ни говорил, но ипотеку для социально незащищённых слоёв населения получить практически невозможно! Я говорю о среднестатистическом гражданине РФ, у которого доход плюс-минус 20−30 тысяч рублей.

— 44 семьи построили квартиры без ипотеки?

— С ипотекой, но льготной. Мы совместно с «Россельхозбанком» боролись за неё десять месяцев. В результате был создан финансовый продукт. Банк принял первый пай, внесённый в ЖСК, как взнос за ипотечный кредит. Без этого банковского продукта человек должен был внести пай по требованиям ЖСК (чтобы ЖСК начал жить и строить), а затем внести взнос в банк для получения ипотечного кредита. Для многих рядовых граждан это неподъёмная сумма. В итоге по договору с «Россельхозбанком» ставка по ипотеке составила 12,9% годовых. Это высокий процент. Но это и минимально возможный вариант. Таким образом, ежемесячный платёж по ипотеке составил в среднем 10−13 тысяч рублей на срок 20 лет. Кстати, ипотека без поддержки обходилась бы ежемесячно в 20 тысяч рублей, которые для Калязина неподъёмная сумма. Вообще, снизив ипотечный кредит до 2−5%, Россия смогла бы отстроиться в кратчайшие сроки и миллионы семей получили бы долгожданное жилье.

Жилищный кооператив строит кооперативный дом

Вот так строился дом

— Ваш ЖСК получил льготные условия, например, на предоставление участка без конкурса?

— На практике мы поняли, что не сможем собрать тот пакет документов, который необходим для создания социально ориентированного ЖСК, который дал бы нам право на льготы. Поэтому мы отказались от этой идеи и строили дом как самый обычный, без привилегий и льгот. Вот таким этот дом увидели новосёлы.

Жилищный кооператив построил красивый дом для молодых семей

Вот таким этот кооперативный дом увидели новосёлы

Отмечу несколько принципиальных моментов. Первый постулат, о котором уже говорил — строительство дома осуществлялось без единой «копейки», потраченной на благодарности, стимуляции, откаты, подкаты и всё прочее. Работа складывалась по следующему принципу: когда к нам приходили контролирующие структуры и говорили, что надо сделать «наверное, вот это», мы просчитывали, сколько это будет стоить, и задавали свой вопрос, — это надо делать или не надо? Если это надо делать — вопросов нет, мы это сделаем. Если это не надо делать, то дайте нам официальную бумагу, в которой будет подтверждение. И обязательно уточняли им, что кроме «спасибо» мы отблагодарить их ничем не сможем. И так было практически на каждом шагу. Второй наш постулат состоял в том, что цена за квадратный метр должна быть не больше 25 тысяч рублей. Причём за такие деньги должен быть не сендвичный вариант, а дом по традиционным классическим проверенным технологиям. Отобрали организацию, которая предложила построить за эту цену дом под ключ, причём с квартирами с социальной отделкой: утеплённый линолеум, обои, вся сантехника, нагревательный агрегат для горячей воды, двери, окна. Также мы решили вместо положенных по ГОСТ 34 кв.м. на однокомнатную квартиру, сделать её просторнее — 45 кв.м. То же самое с двухкомнатными и трёхкомнатными квартирами.

— С какими подводными камнями столкнулись при строительстве?

— Чтобы избежать рисков и на моменте сдачи дома не получить от «Стройнадзора» вопросы о глубине фундамента, которые как правило обходятся проверкой специализированных служб на миллион рублей, мы фиксировали все стадии строительства с самого начала: от рытья котлована до финальной раздачи ключей. Любую работу на стройке начинали с того, что уведомляли надзирающие органы о ходе проводимой работы. Далее выдавали все необходимые документы организации-подрядчику и в обязательном порядке получали как предварительные акты, так и акты по завершённым работам. Так, по заявлению «Стройнадзор» обязан предоставить сотрудника на стройку. Если структура начинает игнорировать заявление, над ними есть вышестоящие надзорные органы и всегда есть прокуратура. Поверьте мне, заставить чиновника работать не составляет никакого труда, если вы сами готовы работать.

— Это тяжело выбить технически?

— Это абсолютно несложно, потому что, слава Богу, у нас есть закон. Как бы странно это не звучало — у нас закон работает!

— Расскажите о конкретных проверках контролирующих органов.

— Первая проверка пожарных была очень сложная: выявили около 40-ка недоработок. Когда ко мне пришли с актом замечаний и спросили, что делать, я сказал, — устраняйте! Например, одной из недоработок стало отсутствие пожарного щита. Я могу сказать, что на 99% строек его никогда не было. Щит сбили за два часа, при этом собрав для него все атрибуты: конусообразное ведро, багор, лом, лопату и прочее. Когда пожарные пришли второй раз и сказали, что «ведро не красного цвета», я ответил, — дайте мне кисточку я сам его покрашу. Если оно должно быть красного цвета, то будет. И напротив каждого пункта сотрудник расписался, что недоработка устранена. Пришлось также исправлять такие «недочёты», как установка пожарной лестницы на глухую стену, установка пожарной системы «Ливень» в каждую комнату и прочие «нормативы», которые предназначены для промышленных зданий, а не для жилых домов. Что меня поразило больше всего, что этот проект был чисто социальный, он строился для учителей, врачей, но, к сожалению, это не остановило никого. Я почему-то свято верил, как пионер, что если строить учителям, то никто не попросит денег, а наоборот скажет, — молодцы, посмотрите, какой дом получается!

— Чиновники больны?

— Я могу вас расстроить. Я сам был чиновником. Это неправильная формулировка. Чиновник — это человек, гражданин. Люди больны, а не чиновники. Это принципиальная разница. Следующая ситуация возникла тоже анекдотическая. Я сразу сказал, что будет жесточайший контроль финансовых средств: авансовые платежи будут, но основные деньги будут выплачиваться по факту приёмки работ. Появляется делец, субподрядчик, который должен был что-то делать. Ему выделили 5 млн. рублей. Проходит какое-то время, он пришёл просить ещё 4 млн. рублей. Я спрашиваю, — а те 5 млн рублей закрыл? Он в ответ, — закрою, но вот здесь и здесь нужно срочно добрать вот это и вот это. Я потребовал отчитаться за первый транш. В итоге выяснилось, что этот товарищ освоил 1,5 млн. рублей, а на оставшиеся деньги купил жене шубу, себе машину, съездил куда-то отдохнуть. Когда ему поступил первый звонок из правоохранительных органов со словами «приходите объясняться», он по факту все недостающие деньги компенсировал. В результате мы вынуждены были искать других подрядчиков. Причём, как ни странно, местных подрядчиков было найти сложнее, чем привезти со стороны. Раньше меня всегда удивляло, когда на выполнение крупного госконтракта нанимали подрядчиков из других регионов. Казалось, это глупо, ведь надо людей привезти, увезти, разместить, содержать. Но когда сам столкнулся с этим, понял, что это не глупо.

Ещё один пример: Тверская область, кругом леса, деревья выше крыши. Начинаем покупать пиломатериалы. Раз — цена выше. Спрашиваю, — почему выше, кругом другие цены? Отвечают, — у нас такая цена. В результате привезли все необходимое из Московской области. Это к вопросу, больные чиновники или больные люди. Когда люди видят, что стройка идёт вялотекуще, что половина разворовывается, срабатывает психология, — давай хоть 100 рублей. А когда дом строится под контролем, то сразу возникает ощущение, что это показательная стройка и денег там будет немерено, поэтому какие там 100 рублей, минимум 200! В том числе по этой причине для отделочных работ мы вынуждены были привлекать корейцев.

— Были ли комические случаи, когда чиновники или контролирующие органы пытались в наглую помешать или что-то получить от этой стройки?

— Я вообще понял, что Жванецким быть в нашей стране очень просто, надо только уметь слушать и наблюдать. Одна «мундепка», так в народе называют муниципальных депутатов, заявила, что нужно снести забор, который построен вокруг отстроенного дома. По её логике, ранее там проходила «народная тропа» в ближайший алкогольный отдел магазина и люди привыкли к этому маршруту. Теперь же они натыкаются на забор, могут получить увечья. Я должна думать обо всем городе, а не о ваших 20-ти семьях, — заявила депутат. Это реальный случай. Позвольте мне не комментировать его причины.

— Кто должен стать локомотивом, инициатором подобных строек, чтобы такие дома строились по всей стране?

— В ходе реализации проекта мы поняли, что инициатором подобных движений должна выступать муниципальная власть. Интересный момент — при сдаче дома присутствовали и региональные власти. При этом у администрации города, да и области возникает несколько страхов. Во-первых, риск получить обманутых дольщиков, в результате чего вырастет количество людей, которым надо опять помогать, которых надо защищать, тратить на это деньги, при этом показатели ухудшатся. Это принцип «премудрого пескаря». Есть у тебя очередь из 100 тысяч человек нуждающихся — ну и не трогай их. А сейчас начнёшь помогать, они из разряда нуждающихся перейдут ещё и в разряд обманутых. Это первый страх муниципальной администрации. Жилье с отделкой в этом доме обошлось в 25 тысяч рублей за квадратный метр.

Жилищному кооперативу были рады молодые семьи.

Жильё в этом доме обошлось в 25 т.р. за кв.м.

Вторая группа опасений связана со страхом пробуждения народа от спячки. Мы долго говорим о социальной активности населения, мы создаём общественную палату, ОНФ и прочие институты гражданского общества. Но я могу с уверенностью сказать, что 44 семьи в Калязине, которые принимали участие в строительстве, уже точно не будут давать кому-то взятки. Эти люди убедились, что можно свободно получать госуслуги и при этом не быть кому-то обязанным. Эти люди являются эффективными субъектами гражданских правоотношений. Они могут принимать участие в экономической жизни и получать эффективные, зримые, осязаемые результаты. И при этом ни от кого не зависеть. И насколько я понимаю, здесь и кроется ящик Пандоры.

— Проект получил своё развитие в виде «Фонда содействия развития ЖСК». Оригинальный сайт структуры имеется в интернете. Какова активность со стороны властей к таким проектам?

— Я не буду говорить, кто проявил уже интерес к этому, их немало, и надеюсь, будем развивать это направление и дальше. Но со стороны властей есть определённая тишина. Проектом в Калязине мы доказали, что построить дом без взяток по адекватной цене за квадратный метр может каждый. Мы собираемся выходить с данной инициативой в Госдуму. В планах также инициировать законодательное упрощение необходимого пакета документов для подтверждения социально-незащищенного статуса.