Здравствуйте, посетители и друзья моего блога “Кооперативы против бедности”!

20-21 февраля 2014 года в Москве состоится юбилейный XXV Съезд ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

XXV Съезд сельскохозяйственных кооперативов

Следует приветствовать такие  события в области развития сельского и  хозяйства  и кооперативов страны. Но радости по этому поводу нет. Всё идёт по накатанной в начале 90-х годов дорожке. Сельское хозяйство страны не может сегодня гарантировать народу России продовольственную безопасность. Людям, согнанным в города, при неблагоприятной политической ситуации в стране или даже небольшая политическая  конфронтация с США, грозит голодная смерть. Думаю вы лучше меня знаете об этом.  Кому принадлежит лучшие сельскохозяйственные земли думаю, что толком  не знает никто из правящей нами власти. Все съезды и прочие программы нацелены на обязательное финансовое участие государства в той или иной программе, которую наваяли  специально под себя те же чиновники от власти и монополисты типа ОАО «Росагролизинг»,  ООО «Аск «БелАгро-Сервис», ОО ДСЖР и др. И в итоге получается гора родила мышь. Ничего нового эти ребята, живущие на деньги налогоплательщика, придумать и внедрить в дело процветания крестьян и значительного прироста многообразной сельской продукции в России, и тем самым снизить продовольственную зависимость от транснациональных компаний которым очень уютно в России.

От владения продовольственным рынком в России торговые сети принадлежащие иностранным компаниям также получают приличную прибыль,  так например валовая прибыль «Ашана» в 2011 году выросла на 15,2% и составила 26,4 миллиарда рублей. Чистая прибыль компании достигла отметки в 7,5 миллиарда рублей, увеличившись за год почти на 69%. Впечатляет! В настоящее время на продовольственном рынке России  присутствуют такие компании как Metro Group, Auchan, IKEA, SPAR, AVA,Stockmann, Intidex и другие.

Стремоухов Г.Д.Еще раз хочу обратиться к цитированию Стремоухова Геннадия Даниловича, самородка земли русской,  в свои 83 года, он  генерируют множество  конкретных предложений  на сайтах, связанных с развитием агропромышленного комплекса.   Является основным инициатором создания и автором проектов Экспериментального научно-внедренческого центра ООД «Путь России». Приведу его  обращение  к съезду ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России:

Д.А.Медведев: «Нам нужно менять структуру нашей экономики, иначе у нашей не будет будущего».

В.В. Путин:«…надо менять условия…, надо менять методы которые мешают эффективно работать…».

В.В.Путин: «…действующая модель экономики изжила себя….», «ЕСЛИ НЕ МЫ ТО НАС» он же….

Предложения по изменению действующей модели экономики в части улучшения производства сельскохозяйственной продукции в России:

1.. Отменить закон о создании Ассоциации агростраховщиков, или если оставить, то она должна быть КООПЕРАТИВНОЙ, а вступление в нее ДОБРОВОЛЬНОЕ. Филиалы Ассоциации в областях ДОЛЖНЫ быть самостоятельными единицами, а деньги должны обращаться как по горизонтали, так и по вертикали ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРАМ ЗАЙМА.

2. Законодательно обязать лично Губернаторов  СОЗДАТЬ ОБЛАСТНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАХОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ.

3. Законодательно обязать Губернаторов СОЗДАТЬ ОБЛАСТНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ, а

Росссельхозбанк  должен входить ассоциированным пайщиком в такой кооператив на стадии ИНИЦИАТИВНОЙ группы, увеличивая в три –пять раз паевой фонд кооператива.

4. На базе ОБЛАСТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ СОЗДАТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ БАНК. Россельхозбанк, и Росагролизинг, а также Фонд развития сельской кредитной кооперации – ЛИКВИДИРОВАТЬ.

Паевой вклад в кредитный кооператив Россельхозбанка переводится в долю государства, которая выкупается кредитным сельскохозяйственным потребительским кооперативом за 5-10 лет!!!

5. Ассоциация аудиторов тоже должна быть КООПЕРАТИВНОЙ…и добровольной

6.. Разрешить участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах ЧИНОВНИКАМ ВСЕХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ .

7. Разрешить участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах жителям городов, имеющих подсобные хозяйства в городах и владельцам имеющих дачные участки.

8. Увеличить число участников кредитных кооперативов с 2000 до 7000.

7. Центросоюз НИ КАКОГО отношения к сельскохозяйственной потребительской кооперации НЕ ИМЕЕТ, следовательно упоминаться в этом законе НЕ ДОЛЖЕН.

8. Размер и сумму погашения займа – заёмщик определяет самостоятельно. Не хочешь платить проценты — погашай заем. Не хочешь погашать заем — плати процент.

Интервью Г.Д. Стремоухова по теме «Неуправляемое управление» (2011 г.):

О специальном правовом регулировании по созданию  жилищно-строительного   кооператива

Специальному правовому регулированию создания и деятельности жилищных кооперативов, статуса их членов посвящен раздел V Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. (далее — Кодекс)[1]. Статьи данного раздела регламентируют отношения, связанные с созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов (далее — жилищные кооперативы), а также определяют основные права и обязанности их членов. Содержащиеся в разделе правовые нормы основываются на положениях ст. 116 ГК РФ о потребительских кооперативах и во многом воспринимают опыт правового регулирования жилищных кооперативов ст. 111-126 ЖК 1983 г., ст. 19 Основ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Кодекса жилищный кооператив образуется по инициативе граждан и (или) юридических лиц, пожелавших объединиться в такой кооператив и стать его членами. Однако ч. 2 ст. 111 Кодекса не исключает, что инициатором создания жилищного кооператива могут выступать органы государственной власти или местного самоуправления.

Решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива принимают его учредители (лица, желающие создать кооператив) на общем собрании. Учредители — физические лица могут участвовать в собрании лично или через своих представителей, уполномоченных надлежаще оформленными доверенностями. Представлять интересы юридических лиц вправе их исполнительные органы (директор, генеральный директор и др.), уполномоченные на это законом и учредительными документами, либо иные лица, наделенные соответствующими полномочиями в силу доверенности.

На учредительном собрании принимается решение о создании жилищного или жилищно-строительного кооператива и утверждении его устава. Последовательность действий учредителей по созданию кооператива в общем виде может быть определена так:

а) подготовка проектов устава и других решений, необходимых для создания кооператива;

б) согласование разногласий и подготовка окончательной редакции этих документов;

в) подготовка собрания учредителей по вопросам, относящимся в соответствии с Кодексом к компетенции такого собрания, а также определение даты, времени, места и формы его проведения;

г) проведение собрания учредителей и принятие на нем решений по указанным вопросам с соблюдением требований Кодекса о порядке принятия этих решений;

д) оплата государственной пошлины и представление учредительного и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Решение учредителей кооператива (собрания учредителей) об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители). Такое решение может быть оформлено только протоколом общего собрания учредителей. Поскольку данное положение сформулировано в императивной норме (ч. 4 ст. 112 Кодекса), постольку оформление указанных решений в качестве самостоятельных документов, являющихся приложением к протоколу собрания, следует считать ненадлежащим[2].

В соответствии с ч. 5 ст. 112 Кодекса физические и юридические лица, проголосовавшие за принятие указанного решения, становятся членами соответствующего кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Следует заметить, что определяя минимальное количество членов жилищного кооператива (не менее 5) на момент его создания, ч. 1 ст. 112 ЖК РФ не предусматривает последствий уменьшения числа членов кооператива по окончании строительства многоквартирного дома либо после его приобретения.

При других обстоятельствах, когда в кооперативе число членов меньше пяти, такой кооператив становится не легитимным.

Приведём пример из судебной практики, когда ЖСК «Дон» (далее — кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к мэрии г. Шахты о признании права собственности на незавершенный строительством 180-квартирный жилой дом, расположенный в третьем микрорайоне поселка Фрунзе г. Шахты Ростовской области. Решением от 18.04.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.06, в иске отказано. Судебные инстанции указали на отсутствие доказательств строительства дома за счет средств кооператива…. Суд первой инстанции установил также, что на момент разрешения спора председатель правления кооператива Долгоносов А.Н. является его единственным участником.

В кассационной жалобе кооператив просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела, и выслушав представителя кооператива, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалобе не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу ЖСК «Дон», зарегистрированному 20.05.88, кооператив организован по ходатайству завода «Электротрансмаш» при исполкоме Шахтинского районного Совета народных депутатов с целью предоставления членам кооператива жилой площади путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита.

Согласно статье 114 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент организации кооператива, ЖСК организуются при исполкомах местных Советов, при предприятиях, учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством и Примерным уставом ЖСК, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.

В соответствии со статьей 2 действовавшего Примерного устава ЖСК для организации ЖСК требовалось объединение граждан в количестве не менее 24 человек в городах с населением менее 100 тыс. человек и поселках городского типа.

При названных положениях законодательства и сведениях о том, что ЖСК «Дон» организовывался при предприятии с целью строительства жилого дома именно для ЖСК, выделение земельного участка и выдача разрешения на строительство заводу не изменяли того, что объект возводился для кооператива с целью удовлетворения жилищных потребностей его пайщиков, что является одним из условий, изложенных в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако другим обязательным условием возникновения права собственности на новую вещь является ее создание с соблюдением закона и иных правовых актов.

Статьей 5 действовавшего Примерного устава ЖСК предусматривалось, что строительство могло осуществляться кооперативом лишь после внесения им в банк собственных средств в размере не менее 40% стоимости строительства дома, получения государственного кредита и разрешения на строительство. Эти же положения сохранялись в уставах ЖСК после признания Примерного устава ЖСК утратившим силу в 1989 году.

Отсутствие доказательств наличия собственных средств не менее чем в указанном размере, выделения государственного кредита на строительство и осуществления строительства на эти средства является достаточным основанием для отказа в иске о признании права на спорный объект.

Кроме того, из материалов дела следует, что к моменту предъявления иска все пайщики, кроме Долгоносова А.Н., вышли из кооператива и получили свои паевые взносы. Таким образом, кооператив перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к жилищным и жилищно-строительным кооперативам статьями 110, 112 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятого в декабре 2004 года. Кооператив перестал быть объединением граждан или юридических лиц числом не менее пяти. Соответственно истцу не принадлежит право, о защите которого предъявлен иск.

Руководствуясь статьями 110, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: решение от 18.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.06.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-34364/2005-С4-11 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения[3].

В материалах рассмотренного нами дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа определил, что к моменту предъявления иска все пайщики, кроме Долгоносова А.Н., вышли из кооператива и получили свои паевые взносы. В этом случае кооператив перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к жилищным и жилищно-строительным кооперативам статьями 110, 112 ЖК РФ, он перестал быть объединением граждан или юридических лиц числом не менее пяти и не имел право обращаться в арбитражный суд с иском к мэрии г. Шахты о признании права собственности на незавершенный строительством 180-квартирный жилой дом.


[1]Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г.).

[2] Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации с образцами правовых документов (под ред. М.Ю. Тихомирова). «Издательство Тихомирова М.Ю.», 2007.С.71.

[3] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2006 г. № Ф08-4145/06 «Согласно статьями 110, 112 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительный кооператив является объединением граждан или юридических лиц числом не менее пяти, цель которого — удовлетворение жилищных потребностей пайщиков». Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании.

Продолжение следует.