Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Продолжаю публиковать книгу Э.И. Бурмистрова «Тропа советского военного моряка». Начало здесь.
Визит советских военных кораблей в китайский порт Шанхай
Практика после третьего курса вообще оказалась на уровне волшебства. Время отпуска было сдвинуто на лето, чтобы курсанты смогли попасть на корабли, готовящиеся с визитом дружбы посетить китайский порт Шанхай. Планировался визит дружбы отряда советских кораблей в КНР. Отряд состоял из трёх кораблей: крейсер «Дмитрий Пожарский» и эсминцы «Вдумчивый» и «Вразумительный». Командованием училища было решено в этот поход отправить всех курсантов третьего курса штурманского факультета, и, выборочно, небольшое количество с артиллерийского и минно-торпедного факультетов.
Была проведена большая подготовительная работа с идущими в этот поход. Выдали форму № 1, новое обмундирование, проведена масса бесед общих и персональных, чтобы за границей не опозорить честь Советского Союза. Склонных к нарушениям, имевших грубые проступки не допустили к этому походу.
Зачастую годок работал, а молодой находился рядом и учился как надо. Впоследствии годки это извратили, исказили, и молодёжь просто стали нещадно эксплуатировать, да и с применением настоящих издевательств. Годковщина стала главным стержнем неуставных отношений, она разлагала воинскую дисциплину, рушила всю стройную флотскую организацию и на борьбу с неуставными отношениями были брошены все политические, командные и общественные силы. Чем-то это напоминало современную борьбу с коррупцией. Как можно было бороться с неуставными отношениями, если с самого верха, министр обороны Г.К. Жуков громогласно, на все Вооружённые Силы требовал «выжечь пьянство калёным железом», а ни в каких уставах про эту воспитательную меру ничего не сказано. Вот и изобретал каждый воин на своём месте свои методы взаимоотношений и воспитания.
— Скоро ты вернёшься, может и к нам, уже начальником, — рассуждал он. — Меня, конечно, не застанешь, а вот этой молодёжью будешь командовать.
И учил Дмитрия всем премудростям воспитания подчинённых. Много полезного, чего не найти ни в каких учебниках, перенял он от этого умудрённого службой старшины.
Подготовка к визиту была чрезмерной и нудной. Десятки раз разные начальники проверяли всё — от обмундирования до состояния корабля и его технических средств. Пытались даже заглянуть и в душу, нет ли там каких-либо каверзных планов. Железный занавес давал знать о себе. Массовый выход за бугор был не привычен для советского человека. Самое главное боялись, что ведь там каждый от офицера до матроса может попасть в такую ситуацию, что не проконтролировать его, не подсказать, и должен будет сам решить как ему поступать. Доверия к своему народу почему-то не было.
Даже родился анекдот, что весь годовой флотский лимит краски израсходован на эти три корабля. Заключительным аккордом была проверка прибывшим на флот Главнокомандующим ВМФ адмиралом Горшковым. Корабли, в последние дни пребывания в родной базе, поставили на рейд в Босфоре, и они дорабатывали последние штрихи. Как всегда на флоте не хватает одного дня. Так было и в этот раз. Последняя покраска палубы была произведена буквально перед проверкой Главкомом. По новой краске ещё никто не ходил.
Прибытие Главкома на корабли планировалось на 14.00. На «Вразумительном» в 13.30 была дана команда: «Экипажу приготовиться к построению по большому сбору для встречи Главкома. Форма одежды №2 парадная». И в дополнение пояснение — выходить на ют в носках с ботинками в руках, ботинки одевать на месте построения, чтобы не замутить блеска покраски. Главком посчитал, что он не должен пунктуально строить свои действия, и катер, под его флагом, выскочил из бухты Золотой Рог в 13.40.
После доклада вахтенного сигнальщика моментально был сыгран «аврал». Естественно, основная масса ещё не была готова к построению, и получилась неразбериха. Моряки бежали на ют, одеваясь на ходу, и, как и было приказано, все с ботинками в руках.
Главком, к несчастью командира корабля, сразу направился к ЭМ «Вразумительный». Горшков, с сопровождающей его свитой, поднялся на борт корабля по парадному трапу и после рапорта командира, пошёл вдоль строя. Строй, конечно, представлял смешное зрелище. Остановившись посреди юта, он с неудовольствием бросил командиру: «Прикажите обуться!».
После суматошного доодевания, он поздоровался с экипажем и пошёл к трапу. Перед сходом на катер выразил командиру своё удивление:
— Сколько служу на флоте, первый раз вижу, чтобы Главкома встречали босиком.
Проверка не состоялась, недостающие сутки были предоставлены экипажам кораблей для окончательной подготовки.
На следующий день экипаж был построен за полчаса до назначенного времени, но Главком уже… пошёл на крейсер. Около трёх часов длилась проверка. Экипаж «Вразумительного», чтобы опять не опростоволоситься, всё это время стоял в строю.
После окончания осмотра крейсера пришёл семафор: «Экипаж распустить, командиру корабля с замполитом прибыть на крейсер». После роспуска строя некоторых слабаков пришлось с юта уносить. Проверка была выдержана, и корабли через сутки убыли с визитом дружбы в КНР в город Шанхай. Конечно, пребывание в иностранном порту в те времена было настоящей сказкой. С заходом в речку Хуанпу, на берегах которой расположился город, движение советских кораблей до постановки на бочки сопровождали тысячи восторженных китайцев. С обоих берегов гремели оркестры, и часто хор исполнял нашу почему-то одну и ту же песню «Катюша».
При постановке на бочки бросилась в глаза колоссальная разница в работе наших и китайских моряков. Обеспечивающая заводку швартовых на бочку команда китайцев никак не могла закрепить швартов. В помощь быстро была спущена шлюпка с корабля, и два бравых советских моряка, сходу выскочив на бочку, в секунду решили все вопросы. Картина была потрясающая.
Корабли пять суток простояли на бочках. Всё это время шёл интенсивный обмен визитами. Подъём на кораблях был в 5.00, до 7.00 делались приборки, туалеты, завтрак. В 8.00 поднимали флаг и начинались приёмы гостей, ответные визиты. На берег сходили группами, набережная была оцеплена полицией, и народ своё восхищение выражал только за цепью полицейских. Высадившиеся на причал группы автобусами вывозили в места, где их ожидал приём. Моряки кораблей приглашались на различные банкеты, которые обычно заканчивались театральной постановкой. Времени на сон отпускалось мало и тут, как правило, народ дремал, но когда начинались аплодисменты, все хлопали до упаду. На банкетах накрывались столы со специфическими кулинарными произведениями национального стиля, и, беря что-то из общего блюда, как правило, узнавали что это такое, после того как съедали.
Проглотив что-то, если удаётся поймать переводчика, узнаёшь, что это была, например лягушка.
Всё это сдабривалось безмерным количеством алкоголя, пей, сколько хочешь. Тем не менее, накачанные до предела напутственными словами перед каждым выходом, матросы и офицеры в алкогольных вопросах вели себя сдержанно, и пьяных не было.
Особенно запомнился Дмитрию визит в городской парк. Свободный вход в парк был закрыт, а для общения с советскими моряками был допущен небольшой контингент из разных категорий. Были военнослужащие, студенты и даже пионеры. Почти целый день продолжалось гуляние в парке. Улицы, по которым двигались автобусы с нашими моряками, были запружены людьми и там, где народ пробивался к автобусам, проходило горячее общение через окна автобусов. Каждый китаец рвался пожать руку советскому моряку. Очень тёплый приём был оказан экипажам советских кораблей.
На каждый корабль на всё время стоянки в порту был выделен переводчик, который круглые сутки находился в каком-нибудь отведённом ему месте, и отвечал на все интересующие экипаж вопросы. К нему шли с вопросами, а также с различными сувенирами,
открытками за разъяснением или переводом. Бедный, порой засыпал на ходу, но старался всех удовлетворить.
С приходом в порт экипажу были выданы китайские деньги. Курсантам отвалили по семь юаней. Этого было достаточно, чтобы купить пару фонариков, которые высоко котировались в то время во Владивостоке и различные сувениры. Буров поразился бедноте, хотя у нас тоже было не очень, но всё же не так. Автомобильной промышленности не было вообще и основной транспорт на улицах города были рикши. Которые побогаче тянут коляску на велосипеде, победнее — впрягаются сами и, порой, бегом тянут колоссальный груз или одного-двух пассажиров. Несмотря на большую скученность, на улицах города идеальная чистота и поразительная честность. Как-то один из матросов при общении через окно автобуса потерял часы в этой суматохе. На другой день часы принесли на корабль. Однажды, ожидая автобусы для очередной поездки в назначенное место, Дмитрий с товарищем подошли к группе китайцев, работающих неподалёку на улице. Они копали для чего-то яму, лопата была одна, а их пятеро. С помощью переводчика Дмитрий выяснил, почему они работают одной лопатой. Техники у нас мало, а рабочей силы много и, чтобы техника не простаивала, они меняются на лопате. Лопата у них в то время считалась техникой.
Пять дней пролетели как во сне. Подошло время возвращаться домой. Ко времени прибытия в родные края, с Петропавловска- Камчатского подошла группа кораблей, на одном из которых — ЭМ «Вольный» — находился Главком. По решению Главкома или командующего ТОФ было запланировано учение. Обе группы кораблей в районе Курил, должны были встретиться и провести встречный бой. Кто кого. Каждому командиру корабля давалось право с обнаружением «противника» открыть огонь на поражение, конечно, условно, учебными снарядами.
Опять же не повезло командиру «Вразумительного». На его беду, они первыми обнаружили «неприятеля», и дали по ним залп. Казалось бы, всё отлично, но где-то в цепочке что-то не сработало, и выноса, как планировалось, по целику, не получилось. Залп накрыл головной корабль, на котором находился Главком. Хорошо хоть не получилось прямого попадания. Учение было моментально свёрнуто и корабли направились в ВМБ Стрелок. После разбора группа кораблей, прибывших из Китая, направилась во Владивосток.
На другой день на корабль прибыл новый командир. Главком, видимо, вспомнил всё: и босую команду, и меткий залп. Новый командир капитан 3 ранга, армянин по национальности, представился экипажу и долго рассказывал свой служебный путь, подчеркнув, что службу на флоте он начинал корабельным врачом. Курсанты через несколько дней убыли с корабля отрабатывать морскую практику в бухте Миноносок.
Так закончилась одна из ярких страниц в военно-морской жизни Бурова. Кстати, за этот визит приказом ГК ВМФ все участники были награждены жетоном «За дальний поход». Этот жетон был новостью на флоте, и на ТОФ участники визита его получили первыми.
Продолжение следует.
Я Зайтене Усмановна смирнова(в девичестве Рахматулина) посмотрела на канале Реиро о развитии росийского флота(04.04.2021г.) и вспомнила о своем старшем брате Мунире У смановиче Рахматулине(06.1936г.-2018г.). О своей службе на Крейсере «Дмитрий Пожарский»(1955-19За9г.г.) особо интересного не помню.а вот о походе в китай много итересного мы наслушались. Все,что выше в рассказе описано и о встречах с жителями Шанхая. Привез брат небольшую фотографию с надписью на оборотной стороне «На память руский Боря от китайский Зоя». Мы очень часто вспоминаем и ,как шутку, иногда преподносим друг дружке открытку. Привез нам-сестренкам-по носовому платку китайского производства,статуэтку балерины,а самое дорогое для него -был вот этот значок»» За дальний поход». До конца своих дней он с гордостью вспоминал свое участие в таком знаменательном событии в то время для нашей незабвенной страны.Были времена-были ЛЮДИ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИМ.