Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Продолжаю публиковать автобиографическую повесть «Тропа советского военного моряка» с согласия автора повести Э.И. Бурмистрова.
Уже поют под ветром ванты,
И о форштевень режется струя.
Идут на море флота лейтенанты
Советского Союза сыновья.
Морское кабельное судно «БАКЛАН»-легендарный на флоте корабль
Морское кабельное судно «Баклан» легендарный на флоте корабль. Построен был в 1929 году в Германии как рыболовный траулер, и около трёх лет работал по прямому назначению на Камчатке в акционерном Камчатском обществе. В тридцатых годах на Дальнем Востоке начали создаваться советские военно-морские силы. От когда-то мощного на Тихом океане Российского флота стране Советов ничего не досталось, флота, практически, не было. С образование в 1932 году Тихоокеанского флота была создана 1 -я Морская бригада — прообраз ТОФ. Костяк этой бригады и составили рыболовные траулеры «Ара», «Гагара», «Баклан» и «Пластун», которые были переоборудованы в тральщики. Они были рабочей силой флота и выполняли огромную работу по перевозке грузов, буксировке барж с материалами, необходимыми для строительства оборонных объектов, снабжали продовольствием воинские гарнизоны и прибрежное население, устанавливали и обслуживали на театре навигационное оборудование.
В перерывах между работами экипажи занимались боевой подготовкой — учились стрелять из своей артиллерии, ставить мины и производить траление.
В 1957 году, когда Буров получил назначение на этот корабль, это было уже опять переоборудованное, хорошо изношенное морское кабельное судно. Оборудование его было примитивным — в носовой части трюм для укладки кабеля, около трюма у надстройки паровая лебёдка, оставшаяся от рыбака, с огромным двухметровым барабаном, с помощью которой выбирался кабель со дна моря или вытаскивался из трюма для прокладки. По бортам были по два вываливаемых канифас-блока, через которые пропускался поднимаемый со дна кабель и можно было по нему идти с целью проверки целостности его. Вдоль борта трасса движения выбираемого кабеля с кормы. Трасса оборудована несколькими примитивными рычагами, с помощью которых по команде можно было затормозить движение кабеля. Вот и всё спецоборудование.
Для поиска и подъёма кабеля была ещё одна небольшая лебёдка, с которой трос, с закреплённой на нём кошкой, выбрасывался за борт с кормы, и корабль ходом тащил кошку, чтобы зацепить кабель, лежащий на грунте. Для определения захвата кошкой кабеля, у троса стоял горластый, обычно замполит, который, при натяжении троса, кричал на ГКП, машина стопорилась, и трос с кошкой поднимался лебёдкой. Если зацеп ложный, траление продолжалось. После подъёма кабеля вступала в работу кабельная партия — основное специальное подразделение, которая резала и сращивала при необходимости кабеля, а это была тонкая, кропотливая и очень продолжительная работа. В течение этой работы корабль должен был стоять на якорях без движения, что не всегда удавалось.
Тем не менее, однажды, корабль прибыл в Находку для приёма кабеля с датского судна. Датчанин был большой, и «Баклан» букашкой прилепился к его борту. На корабль был подан кабель, его завели в трюм и человек пятнадцать матросов, успевая за датской машиной, укладывали его в трюме. Укладка кабеля работа трудная. От качества её зависит скорость и безаварийная прокладка. Естественно, датский специалист заинтересовался нашей кабелеукладочной машиной и выразил желание посмотреть её. Момент был интересный, но командир нашёл выход, чтобы не посрамить свою страну. Машина новая, установлена недавно, и она пока имеет гриф «секретно», показать не могу. Датчанин очень сожалел, да и мы тоже.
Вот на такой корабль Дмитрий попал после выпуска из училища. «Баклан» стоял на ремонте в недавно открывшемся заводе, впоследствии получившем название «Звезда», в бухте Большой Камень на противоположном берегу Уссурийского залива. В заведование Бурову вошли боевая часть один (штурманская), боевая часть четыре (наблюдения и связи) и, совершенно отсутствующая радиотехническая служба. В подчинении у него было 16 матросов, которые были примерно его возраста, а некоторые и постарше.
Радиолокация в то время была не на каждом корабле, но уже широко внедрялась на флоте, и командир выбил в пятом управлении катерную РЛС «Зарница». Специалистов на флоте было ещё мало, и весь монтаж и установку пришлось Бурову делать своими силами с матросом радиометристом Пашей Черновым. Завод установил антенну, сделал все корпусные работы, и, станция заработала.
Молодому лейтенанту пришлось за время ремонта хорошо потрудиться: заменить старый радиопеленгатор на более современный, отремонтировать всё имеемое штурманское вооружение. Всё блоками сдавалось на ремонт в мастерские гидроотдела флота, перетаскивалось с Большого Камня во Владивосток на своём горбу. Особенно много хлопот было с эхолотом «НЭЛ-3». Пробита была изоляция обмоток вибраторов, и при постановке в док их надо было снять и перемотать. Докование корабль проходил в Находке. Километрах в пятнадцати от Находки, в одной из бухточек располагалась мастерская гидроотдела, где могли перемотать обмотки вибраторов и, Буров, сняв их, после постановки в док, со штурманским электриком по береговой черте (транспорта до бухты никакого не было) дотащили вибраторы до мастерской. Вся операция заняла двое суток и на третий день перемотанные вибраторы были на корабле. Тяжеленные вибраторы пришлось тащить вдвоём километров 18 — 20 по береговой черте в один конец, и потом обратно. Молодости всё по плечу, не страшны никакие преграды, да и многие матросы были хорошими и грамотными специалистами. Конечно, были и такие — матрос Кадушин из боцманской команды, призывавшийся из какой-то глухой сибирской деревни, не умел даже читать. За время службы на корабле его обучили читать и писать.
Семьи у офицерского состава все жили во Владивостоке, поэтому командиром был определён график отпуска офицеров и мичманов домой. Примерно два раза в месяц офицеры и мичмана уезжали во Владивосток на трое-четверо суток. Дмитрий также был включён в этот график, и проводил эти дни во Владивостоке, останавливаясь у родителей Аллы.
К началу лета ремонт был окончен, и корабль вышел на ходовые испытания в Амурский залив. Погода стояла хорошая, корабль спокойно ходил по заливу. Неожиданно эту спокойную идиллию нарушил дежурный по кораблю мичман Потягин. Он привёл на ГКП матроса кочегара, который отказывался работать в котельном отделении, и, вообще, не повиновался командиру БЧ-5. Рыжий, дубоватый, грузный матрос Швец упёрся взглядом в палубу и на вопросы и приказания командира корабля качал головой и категорически отказывался заступать на вахту у котла. Командир в присутствии всей вахты на ГКП отдал матросу приказание и потребовал зафиксировать это в вахтенном журнале. Затем объявил матросу 10 суток ареста и пояснил, что он с возвращением к причалу будет отдан под суд за невыполнение приказания. Дежурному по кораблю приказал закрыть матроса в каюте и выставить охрану. Выйдя на крыло мостика, матрос перемахнул через ограждения и выпрыгнул за борт, но был быстро поднят на спущенную с корабля шлюпку и изолирован. С подходом к причалу, при возвращении корабля, он был забран работниками прокуратуры и больше не появился на корабле. Так решался вопрос с непокорными.
Значительно позже, когда Буров был уже командиром большого разведывательного корабля, ему пришлось очень долго возиться с двумя лейтенантами, которые не хотели служить, и отказывались выполнять свои обязанности, требуя, чтобы их уволили из Вооружённых Сил. Дабы не попасть под суд, приказания начальников они выполняли. Сделать с ними ничего было невозможно. Вышестоящее командование сваливало всё на командира корабля — воспитывайте. Прокуратура тоже отказывалась с ними работать, и только прямой, наглый шантаж лейтенантами прибывшего на учения Главкома ВМФ, помог командиру корабля избавиться от нежелающих служить лейтенантов. Главком приказал их уволить в течение дня. Чтобы вечером они уже не числились офицерами ВМФ. Но об этом позже.
Закончились ходовые испытания, последние доработки и корабль вышел из завода и перешёл во Владивосток. Постоянное место базирования ему было определено Петропавловск на Камчатке, и экипаж начал готовиться к переходу к месту базирования. Бурову предстояло первое серьёзное самостоятельное плавание. Надо было подготовить технику, личный состав, изучить район плавания, получить необходимые навигационные пособия и составить предварительную прокладку. Всё это уже делалось ранее, но под присмотром преподавателей и руководителей. Теперь Дмитрий был командир боевой части, и всё это предстояло решать самостоятельно, для этого его и учили четыре года в училище.
Офицерам разрешили забрать свои семьи на корабль для перевоза в Петропавловск, и почти все этим воспользовались. Первый самостоятельный переход прошёл успешно, Дмитрий справился с обязанностями командира БЧ-1-4-Р. В Петропавловске «Баклан» был включён в состав вспомогательного флота, корабли и суда которого базировались в бухте Щитовой. Первое время, пока решался вопрос кому отдать в подчинение корабль, он стоял на втором причале, в самом центре города. Дмитрий уже не раз бывал во время учебных практик в Петропавловске, и кое-что о городе знал, поэтому в первый же выходной пошёл с офицерами для знакомства с городом в качестве гида.
Походив по центральной улице, особых достопримечательностей в городе не было, кроме сопки Любви, где располагался парк, танцплощадка, несколько памятников знаменитой обороны Петропавловска от нашествия англичан и французов, компания решила отметить прибытие в новый город. Но, увы! Никакого спиртного в магазинах не продавалось, а ресторан «Волна», единственный в центре, был уже под завязку забит желающими. Самый расторопный мичман Потягин Пётр нырнул в ресторан и через некоторое время появился с коньяком. С предприятиями общественного питания было тоже туговато и пришлось зайти в небольшую забегаловку, где продавались пирожки и кофе. Кто-то вспомнил, что кофе с коньяком напиток богов. Взяли по стакану кофе, кофе был горячим и с молоком, вылили по полстакана и разбавили коньяком. Напиток получился зверский и несъедобный. Посидели со стаканами в руках, поговорили и пошли на корабль.
Через некоторое безработное время кораблю была поставлена задача, отремонтировать вышедший из строя кабель в бухту Крашенинникова, где базировались подводные лодки. Самое сложное было найти повреждение. Дальше задания посыпались одно за другим. Корабль у причала не задерживался, ремонтировали, выбирали и прокладывали кабеля, устанавливали на входе в бухту Авача береговую шумопеленгаторную станцию для обнаружения подводных лодок, в общем, работы хватало.
В конце года Дмитрий пошёл в свой первый, уже по-настоящему офицерский отпуск, который проводить решил во Владивостоке. Провёл он его вместе со своей любимой невестой Аллой. Гуляли по улицам Владивостока всё свободное от занятий в университете время.
Продолжение следует.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.