26 августа 2017      863      0

Э.И. Бурмистров.Морское кабельное судно «Баклан»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!

Продолжаю публиковать автобиографическую повесть «Тропа советского военного моряка» с согласия автора повести Э.И. Бурмистрова.

Уже поют под ветром ванты,

И о форштевень режется струя.

Идут на море флота лейтенанты

Советского Союза сыновья.

Морское кабельное судно «БАКЛАН»-легендарный на флоте корабль

Морское кабельное судно «Баклан» легендарный на флоте корабль. Построен был в 1929 году в Германии как рыболовный траулер, и около трёх лет работал по прямому назначению на Камчатке в акционерном Камчатском обществе. В тридцатых годах на Дальнем Востоке начали создаваться советские военно-морские силы. От когда-то мощного на Тихом океане Российского флота стране Советов ничего не досталось, флота, практически, не было. С образование в 1932 году Тихоокеанско­го флота была создана 1 -я Морская бригада — прообраз ТОФ. Костяк этой бригады и составили рыболовные траулеры «Ара», «Гагара», «Бак­лан» и «Пластун», которые были переоборудованы в тральщики. Они были рабочей силой флота и выполняли огромную работу по перевозке грузов, буксировке барж с материалами, необходимыми для строитель­ства оборонных объектов, снабжали продовольствием воинские гарни­зоны и прибрежное население, устанавливали и обслуживали на театре навигационное оборудование.

В перерывах между работами экипажи занимались боевой подготовкой — учились стре­лять из своей артиллерии, ста­вить мины и производить тра­ление.

В 1957 году, когда Буров получил назначение на этот корабль, это было уже опять переоборудованное, хорошо изношенное морское кабель­ное MKS-Baklanсудно. Оборудование его было примитивным — в но­совой части трюм для укладки кабеля, около трюма у надстройки паровая лебёдка, оставшаяся от рыбака, с огромным двухметровым барабаном, с помощью которой выбирался кабель со дна моря или вытаскивался из трюма для прокладки. По бортам были по два вы­валиваемых канифас-блока, через которые пропускался поднимае­мый со дна кабель и можно было по нему идти с целью проверки целостности его. Вдоль борта трасса движения выбираемого кабе­ля с кормы. Трасса оборудована несколькими примитивными ры­чагами, с помощью которых по команде можно было затормозить движение кабеля. Вот и всё спецоборудование.

Для поиска и подъёма кабеля была ещё одна небольшая лебёдка, с которой трос, с закреплённой на нём кошкой, выбрасывался за борт с кормы, и корабль ходом тащил кошку, чтобы зацепить кабель, лежащий на грунте. Для определения захвата кошкой кабеля, у тро­са стоял горластый, обычно замполит, который, при натяжении троса, кричал на ГКП, машина стопорилась, и трос с кошкой под­нимался лебёдкой. Если зацеп ложный, траление продолжалось. После подъёма кабеля вступала в работу кабельная партия — основ­ное специальное подразделение, которая резала и сращивала при необходимости кабеля, а это была тонкая, кропотливая и очень про­должительная работа. В течение этой работы корабль должен был стоять на якорях без движения, что не всегда удавалось.

Читайте на сайте:  Ностальгия по ВМФ СССР

Тем не менее, однажды, корабль прибыл в Находку для приёма кабеля с датского судна. Датчанин был большой, и «Баклан» букаш­кой прилепился к его борту. На корабль был подан кабель, его заве­ли в трюм и человек пятнадцать матросов, успевая за датской ма­шиной, укладывали его в трюме. Укладка кабеля работа трудная. От качества её зависит скорость и безаварийная прокладка. Естествен­но, датский специалист заинтересовался нашей кабелеукладочной машиной и выразил желание посмотреть её. Момент был интерес­ный, но командир нашёл выход, чтобы не посрамить свою страну. Машина новая, установлена недавно, и она пока имеет гриф «сек­ретно», показать не могу. Датчанин очень сожалел, да и мы тоже.

Вот на такой корабль Дмитрий попал после выпуска из учили­ща. «Баклан» стоял на ремонте в недавно открывшемся заводе, впос­ледствии получившем название «Звезда», в бухте Большой Камень на противоположном берегу Уссурийского залива. В заведование Бурову вошли боевая часть один (штурманская), боевая часть четы­ре (наблюдения и связи) и, совершенно отсутствующая радиотех­ническая служба. В подчинении у него было 16 матросов, которые были примерно его возраста, а некоторые и постарше.

Радиолокация в то время была не на каждом корабле, но уже ши­роко внедрялась на флоте, и командир выбил в пятом управлении катерную РЛС «Зарница». Специалистов на флоте было ещё мало, и весь монтаж и установку пришлось Бурову делать своими силами с матросом радиометристом Пашей Черновым. Завод установил ан­тенну, сделал все корпусные работы, и, станция заработала.

Молодому лейтенанту пришлось за время ремонта хорошо потру­диться: заменить старый радиопеленгатор на более современный, отремонтировать всё имеемое штурманское вооружение. Всё блока­ми сдавалось на ремонт в мастерские гидроотдела флота, перетаски­валось с Большого Камня во Владивосток на своём горбу. Особенно много хлопот было с эхолотом «НЭЛ-3». Пробита была изоляция об­моток вибраторов, и при постановке в док их надо было снять и пе­ремотать. Докование корабль проходил в Находке. Километрах в пят­надцати от Находки, в одной из бухточек располагалась мастерская гидроотдела, где могли перемотать обмотки вибраторов и, Буров, сняв их, после постановки в док, со штурманским электриком по берего­вой черте (транспорта до бухты никакого не было) дотащили вибра­торы до мастерской. Вся операция заняла двое суток и на третий день перемотанные вибраторы были на корабле. Тяжеленные вибраторы пришлось тащить вдвоём километров 18 — 20 по береговой черте в один конец, и потом обратно. Молодости всё по плечу, не страшны никакие преграды, да и многие матросы были хорошими и грамот­ными специалистами. Конечно, были и такие — матрос Кадушин из боцманской команды, призывавшийся из какой-то глухой сибирской деревни, не умел даже читать. За время службы на корабле его обу­чили читать и писать.

Читайте на сайте:  Встреча с ветеранами войн Вьетнама

Семьи у офицерского состава все жили во Владивостоке, поэто­му командиром был определён график отпуска офицеров и мичма­нов домой. Примерно два раза в месяц офицеры и мичмана уезжа­ли во Владивосток на трое-четверо суток. Дмитрий также был вклю­чён в этот график, и проводил эти дни во Владивостоке, останав­ливаясь у родителей Аллы.

К началу лета ремонт был окончен, и корабль вышел на ходовые испытания в Амурский залив. Погода стояла хорошая, корабль спо­койно ходил по заливу. Неожиданно эту спокойную идиллию нару­шил дежурный по кораблю мичман Потягин. Он привёл на ГКП матроса кочегара, который отказывался работать в котельном отде­лении, и, вообще, не повиновался командиру БЧ-5. Рыжий, дубо­ватый, грузный матрос Швец упёрся взглядом в палубу и на вопро­сы и приказания командира корабля качал головой и категорически отказывался заступать на вахту у котла. Командир в присутствии всей вахты на ГКП отдал матросу приказание и потребовал зафик­сировать это в вахтенном журнале. Затем объявил матросу 10 суток ареста и пояснил, что он с возвращением к причалу будет отдан под суд за невыполнение приказания. Дежурному по кораблю при­казал закрыть матроса в каюте и выставить охрану. Выйдя на крыло мостика, матрос перемахнул через ограждения и выпрыгнул за борт, но был быстро поднят на спущенную с корабля шлюпку и изолиро­ван. С подходом к причалу, при возвращении корабля, он был заб­ран работниками прокуратуры и больше не появился на корабле. Так решался вопрос с непокорными.

Значительно позже, когда Буров был уже командиром большого разведывательного корабля, ему пришлось очень долго возиться с двумя лейтенантами, которые не хотели служить, и отказывались выполнять свои обязанности, требуя, чтобы их уволили из Воору­жённых Сил. Дабы не попасть под суд, приказания начальников они выполняли. Сделать с ними ничего было невозможно. Выше­стоящее командование сваливало всё на командира корабля — вос­питывайте. Прокуратура тоже отказывалась с ними работать, и только прямой, наглый шантаж лейтенантами прибывшего на учения Главкома ВМФ, помог командиру корабля избавиться от неже­лающих служить лейтенантов. Главком приказал их уволить в те­чение дня. Чтобы вечером они уже не числились офицерами ВМФ. Но об этом позже.

Закончились ходовые испытания, последние доработки и корабль вышел из завода и перешёл во Владивосток. Постоянное место ба­зирования ему было определено Петропавловск на Камчатке, и эки­паж начал готовиться к переходу к месту базирования. Бурову пред­стояло первое серьёзное самостоятельное плавание. Надо было подготовить технику, личный состав, изучить район плавания, по­лучить необходимые навигационные пособия и составить предва­рительную прокладку. Всё это уже делалось ранее, но под присмот­ром преподавателей и руководителей. Теперь Дмитрий был коман­дир боевой части, и всё это предстояло решать самостоятельно, для этого его и учили четыре года в училище.

Читайте на сайте:  Э.И. БУРМИСТРОВ. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Офицерам разрешили забрать свои семьи на корабль для пере­воза в Петропавловск, и почти все этим воспользовались. Первый самостоятельный переход прошёл успешно, Дмитрий справился с обязанностями командира БЧ-1-4-Р. В Петропавловске «Баклан» был включён в состав вспомогательного флота, корабли и суда которого базировались в бухте Щитовой. Первое время, пока решался воп­рос кому отдать в подчинение корабль, он стоял на втором прича­ле, в самом центре города. Дмитрий уже не раз бывал во время учебных практик в Петропавловске, и кое-что о городе знал, поэто­му в первый же выходной пошёл с офицерами для знакомства с городом в качестве гида.

Походив по центральной улице, особых достопримечательнос­тей в городе не было, кроме сопки Любви, где располагался парк, танцплощадка, несколько памятников знаменитой обороны Петро­павловска от нашествия англичан и французов, компания решила отметить прибытие в новый город. Но, увы! Никакого спиртного в магазинах не продавалось, а ресторан «Волна», единственный в центре, был уже под завязку забит желающими. Самый растороп­ный мичман Потягин Пётр нырнул в ресторан и через некоторое время появился с коньяком. С предприятиями общественного пи­тания было тоже туговато и пришлось зайти в небольшую забега­ловку, где продавались пирожки и кофе. Кто-то вспомнил, что кофе с коньяком напиток богов. Взяли по стакану кофе, кофе был горячим и с молоком, вылили по полстакана и разбавили коньяком. Напи­ток получился зверский и несъедобный. Посидели со стаканами в руках, поговорили и пошли на корабль.

Через некоторое безработное время кораблю была поставлена задача, отремонтировать вышедший из строя кабель в бухту Кра­шенинникова, где базировались подводные лодки. Самое сложное было найти повреждение. Дальше задания посыпались одно за дру­гим. Корабль у причала не задерживался, ремонтировали, выбира­ли и прокладывали кабеля, устанавливали на входе в бухту Авача береговую шумопеленгаторную станцию для обнаружения подвод­ных лодок, в общем, работы хватало.

В конце года Дмитрий пошёл в свой первый, уже по-настоящему офицерский отпуск, который проводить решил во Владивостоке. Про­вёл он его вместе со своей любимой невестой Аллой. Гуляли по ули­цам Владивостока всё свободное от занятий в университете время.

Продолжение следует.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы публикаций статей
Популярные записи
Метки
ГСК (9) КПК (6) КПК "Семейный Капитал" (9) Кооператив (21) Кредитной кооперации (4) Потребительская кооперация (35) Потребительские кооперативы (33) России (57) СССР (6) США (6) Стремоухов Г.Д (7) артели (8) артель (5) гаражные кооперативы (8) жилищно-строительные кооперативы (7) жилищные кооперативы (11) кооператива (8) кооперативах (4) кооперативного движения (11) кооперативное движение (18) кооперативные принципы (8) кооперативов (41) кооперативы (180) кооперации (40) кооперацию (5) кооперация (44) корпорации (4) кредитная кооперация (4) кредитные кооперативы (11) кредитный кооператив (11) кредитный потребительский кооператив (7) о кооперации (4) пайщики (17) пайщики КПК "Семейный капитал" (6) потребительские общества (11) потребительский кооператив (9) потребительских кооперативов (13) потребительское общество (6) потребительской кооперации (18) производственных кооперативов (4) сельская кооперация (6) сельскохозяйственная кооперация (6) сельскохозяйственной кооперации (4) сельскохозяйственные кооперативы (9) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (13)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях

© 2019 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru