Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Публикую продолжение автобиографической повести Э.И. Бурмистрова “Тропа советского военного моряка”. Начало здесь.
Бурмистров Эдуард Иванович — родился 24 февраля 1936 года в г. Чите Забайкальского края. 38 лет жизни отдал службе в Военно-Морском Флоте, из них 16 лет в разведке Тихоокеанского флота. В должности старшего помощника командира и командира корабля совершил около 20 походов на боевую службу. За один из походов награждён орденом Красной Звезды. Командиром корабля совершил четыре похода в районы, непосредственно связанные с боевыми действиями во Вьетнаме. Командовал СРЗК «Гидрограф», БРЗК «Приморье». Службу в Военно-Морском флоте закончил в 1991 году капитаном-наставником по военно-морской подготовке в «Дальрыбе». Капитан 1 ранга в отставке.
СВОБОДА ОСТАЛАСЬ ЗА ДВЕРЯМИ УЧИЛИЩА
Влияние весны, или желание во что бы то ни стало закончить 10-й класс в этом году, победили и Дима, похромав недели две, забыл про свою больную ногу. При первой же встрече со своим другом лётчиком после больницы, они пришли к заключению, что с такой ногой в авиационное училище не примут. Опять на горизонте замаячила звезда моряка. В военно-морском училище, надеялся Дима, требования будут не настолько строгими. Поднатужившись, он быстро догнал своих одноклассников, и к экзаменам был подготовлен не хуже других. Двое друзей одноклассников кневичанцев Филипп Тузюк и Толя Калинников решили также после окончания 10-го класса, поступать в ТОВВМУ. Тройка единомышленников, ещё перед экзаменами, 2-го мая поехала на медкомиссию при училище на предмет проверки годности по здоровью. Комиссия признала всех троих годными для флота, но Диме хирург в заключении сделал пометку про ногу, так как сустав был припухлым и болезненным.
Экзамены прошли благополучно, все предметы сданы с положительными оценками и, сразу после выпускного вечера в школе, тройка отправилась в училище, с документами, для выяснения обстановки. Обстановка оказалась простой — уже шёл набор первой группы для сдачи вступительных экзаменов. Кто заранее не прошёл медкомиссию, направлялись на осмотр, а кто прошёл — сразу в кандидатскую команду. Документы забрали и даже не отпустили домой съездить, попрощаться. Так жёстко сразу взяли в оборот. Первая группа полностью состояла из приморцев, с дальних регионов ещё не подъехали. Сразу попали под командование старшины срочной службы, и вся свобода осталась где-то за дверями и стенами. В столовую строем, из столовой строем в учебный класс на подготовку к экзаменам, после подготовки в кубрик спать до подъёма в 6.0 и опять по тому же распорядку. Надо было как-то сообщить домой, что мы уже кандидаты на поступление в училище, и однажды втроём, в конце самостоятельной подготовки, они выпрыгнули со второго этажа и уехали домой. К шести часам утра были уже в кубрике, почти уснувшими. Вылазка прошла незамеченной строгим старшиной.
Экзамены были сданы успешно, и Дима стал курсантом ВМУ, получил робу и бескозырку без ленточек. Сразу пошла суровая военная жизнь, которая и не отпускала его почти до 60-ти лет.
Первые группы, успешно сдавшие экзамены, были сформированы в роту и отправлены на учебную базу в бухту Миноносок в Славянском заливе для прохождения курса молодого матроса. Курс был рассчитан чётко. Цель его выбить всю гражданку, свободу с молодого человека, и сделать его до корня мозгов военным. В первую очередь научить повиноваться воле командира. Ни минуты свободной для раздумий, всё расписано с шести часов утра и до отбоя в 22.00. Причём рассчитано так, чтобы с отбоем хотелось только лечь и спать, и ничего больше.
Курс молодого матроса, да и весь первый курс, был тяжёлым испытанием для Димы. Сказались застуженные в детстве ноги, когда он, однажды, выпав из-под контроля матери, целый день с гурьбой таких же мальчишек, в период наводнения, бродил в холодной воде по колено и выше. Искривлённый в детстве позвоночник, как потом выяснилось на ВВК при увольнении в запас. Болели ноги, спина. Самый резвый мальчишка в школьные годы, лучший бегун, прыгун, он не мог сдать нормы ГТО, особенно прыжки в высоту, бег на короткие дистанции. Благо старшины ещё не знали всех в лицо, и друг Толя Калинников сдавал за него не посильные ему нормы. Скрипя зубами, он рыл окопы, бегал в противогазе, но молчал, чтобы не отчислили из училища.
После окончания курса молодого матроса, в торжественной обстановке 20-го октября 1953 года приняли присягу, и Дима ступил на тропу защитника Родины, по которой ему предстоял долгий и трудный путь. На бескозырки надели ленточки с золотистой надписью «Военно-Морские силы», одели парадно-выходную форму военного моряка, и всю эту молодую, радостную ораву, первый раз выпустили в город. Задрав носы, Дима с Филиппом бродили по улицам города, думая, что ими любуются все прохожие.
Недалеко от вокзала какой-то старшина первой статьи, видимо, чем-то обиженный офицерами, остановил будущих своих командиров:
— Почему не приветствуете старших по званию, ваши документы?
Забрал увольнительные записки, и приказал бегом возвращаться в часть. Прибыв в училище, вновь испечённые курсанты, буквально сразу натолкнулись на начальника факультета капитана 2 ранга Янчарука. Он удивился — почему так рано возвратились из увольнения и, выслушав сбивчивые объяснения, успокоил. Не расстраивайтесь, не портьте себе праздник до конца, отдыхайте в роте. В жизни всякое бывает. Ободрённые друзья до вечера вспоминали своё первое увольнение.
Кстати, перед приёмом присяги курсантов распределили по факультетам. Было три факультета: №1- штурманский. №2 — артиллерийский и №3 — минно-торпедный. Дима с Филиппом, как и хотели, попали на штурманский. Сбылась мечта стать штурманом, судоводителем и в перспективе командиром корабля.
Курсанты ТОВВМУ в те времена блистали в городе. Это была молодёжная элита. Красивая форма, на боку длинный палаш, который при быстрой ходьбе больно бил по ногам, но он был гарантом неприкосновенности курсанта, и поднятая на небывалую высоту гордость за звание курсанта и весь Тихоокеанский флот. Конечно, палаш, как оружие был чуть-чуть эффективнее обычной дубины, но всё-таки это было уже оружие. Ходили байки, что курсанты в «сложных» ситуациях пускали его в ход, и даже, вроде бы, однажды, при выяснении спорных обстоятельств с противной стороной, один курсант отрубил ухо своему оппоненту. Видимо, конечно, бывали случаи. Дмитрию, однажды, тоже пришлось обнажить палаш. При увольнении в город курсанты часто использовали кратчайший путь для выхода, который частично проходил по железной дороге. На этом участке однажды попал под поезд возвращавшийся из увольнения курсант. Чтобы предотвратить такие случаи, командование училища категорически запретило ходить курсантам по железнодорожным путям и для контроля выставило там патруль из курсантов, который состоял из семи человек. Двое недалеко от выхода из училища, двое на железнодорожной линии и двое на выходе уже на Некрасовскую улицу. Над ними назначался старший, который ходил по всему маршруту, обычно из старшин-старшекурсников. Палаши уже тогда отменили и выдавали их только дежурно-вахтенной и патрульной службе. К третьему курсу Дмитрий был уже старшина 2-й. Будучи старшим патруля, он спускался с Некрасовской к железнодорожному пути, когда его остановили двое подвыпивших парней с претензией, что он вчера на вечере в училище плохо вёл себя с ними. Дмитрий понял, что у ребят чешутся кулаки, и они будут сейчас бить его. Всеми силами он пытался мирно разрешить проблему, да и обстановка была не в его пользу Воспользовавшись появившимся разногласием в стане «врага» (один из парней согласился с доводами Дмитрия о его невиновности) он пошёл дальше, но вскоре услышал топот бегущего к нему одного из парней. Спасаться бегством для курсанта было позорно, и Дмитрий быстро решил не допустить, чтобы его ударили первым. Когда до парня оставалось шагов 5-6, он резко повернулся, обнажил палаш и предупредил-не подходи, проткну. Парень несколько протрезвел, остановился, и начал пятиться, продолжая осыпать Дмитрия угрозами. Этого и хотел Буров, постояв ещё немного с обнажённым палашом, вложил его в ножны и с видом победителя продолжил исполнять свои обязанности.
Постепенно это притупилось, курсантская гордость куда-то исчезла, но Дмитрий ещё захватил те времена. Училищный поэт курсант Сахаров написал целую поэму обожествляющую курсанта. Называлась она «Гардемарин». Конечно, она была далека от классики, но очень патриотична, и полностью посвящена курсантской романтике. В среду первокурсников она попадала каким-то образом с первых дней, как только садились в классах за столы, и каждый переписывал её себе. Начиналась поэма гимном Владивостоку:
Владивосток шикарный город,
Как Рим, лежит он меж холмов.
Заливом пополам распорот Амфитеатр его домов.
Гордость за своё училище, свой флот воспитывалось в курсантах с первых дней. Флоту в этой поэме тоже были посвящены восторженные строки:
Балтфлот, конечно ТОФу мать,
Да и ЧФ, но скажем прямо-
Смешно ведь было бы равнять
Курорт и лужу с океаном.
Курсантскую романтику руководство училища поддержать не смогло, да и, видимо, повлияла общая обстановка, настрой в стране. Устанавливаемые в Вооружённых Силах жуковские порядки коснулись и училища. Отменили палаши. Курсантам запретили ходить в учебный корпус через центральный вход, пользоваться им стали только офицеры. Для курсантов открыли два чёрных хода по краям учебного корпуса. По плацу ходить можно было только строевым шагом, отдавая честь по всем правилам фанерным манекенам. Исчезла куда-то романтическая поэма «Гардемарин». Когда Дмитрий учился на четвёртом курсе, первокурсники уже ничего даже и не слышали про эту поэму. Зато какой-то безымянный поэт сочинил «Курсантский вальс», положенный на музыку «Школьного вальса». В нём училищное время называлось уже «годы серые», и никаких даже намёков на морскую романтику. Начинался он так:
Люблю, друзья, три слова я — кино, отбой, столовая.
Люблю я в увольнение ходить.
И где-нибудь украдкою, с опаской и оглядкою
Грамм двести или триста заложить.
И дальше сплошная тоска и серость.
Навигация, астрономия, технические средства кораблевождения… Нельзя сказать, что они были любимыми предметами, но осваивал он их основательно. Первый курс был окончен на одни пятёрки, и фото Дмитрия появилось на училищной доске отличников. К концу второго курса появились четвёрки, и он не попал на доску Сталинских стипендиатов. Два курса надо было окончить круглым отличником, и с третьего шла Сталинская стипендия 1000 рублей. Это не главное. Курсантские потребности были мизерные, и хватало 125 рублей (на первом курсе), чтобы в увольнении сбегать к родственникам в гости. На четвёртом курсе учился старший брат Владимир, тоже штурман. Он оказал финансовую поддержку — купил Дмитрию ручные часы, очень ценный и нужный в то время подарок, а также руководил становлением молодого штурмана. Зелёный первокурсник Дима часто приходил в роту к старшему брату и вращался среди выпускного, четвёртого курса.
Интересной была первая учебная практика, первый, в то время дальний поход на Камчатку, в Петропавловск на учебном судне «Тобол». Большой, построенный в Японии, пароход ещё на угле, с оборудованными для курсантов жилыми помещениями и учебными классами, в которых на штурманскую вахту заступало сразу человек двадцать. Практически на вахту заступал целый класс — одни несли штурманскую вахту, другие метеорологическую, хронометрическую и даже вахту на руле. Для полного познания морских профессий, заступали и в кочегарку. К котлам, конечно, не допускали, но приходилось из дальних шхер подтаскивать уголь поближе к котлам, а профессионалы кочегары бросали его в топки. В такие моменты, когда выпадала возможность, Дмитрий с восхищением любовался чёткой работой кочегаров. Чумазые, но почти всегда весёлые, они, отработанными до автоматизма движениями открывали топки и быстро закидывали уголь в нужное место, в нужном количестве. Эту работу курсантам доверяли только смотреть.
Более серьёзной и нужной будущие штурмана считали, конечно, штурманские вахты. Каждый имел свой стол, карту, прокладочный инструмент, над столом действующие репитеры лага и гирокомпаса. На компасной палубе настоящие магнитные компасы и репитеры гирокомпаса для пеленгования береговых ориентиров. Каждый самостоятельно вёл настоящую прокладку пути корабля с учётом всех действующих факторов на движение корабля. Преподаватель периодически проверял качество и точность прокладки. Здесь рождались настоящие штурмана.
Сутки, как при отработке курса молодого матроса, были заполнены до предела, чтобы морская служба не показалась раем. Проводились различные занятия, а, как правило, в свободное время, которого было очень мало, раздавалась команда «курсантам построиться на шлюпочной палубе с секстанами». Власть в свои руки брал преподаватель астрономии капитан 2 ранга Толкачёв. Это был грамотный, умный и очень остроумный офицер, получивший закалку ещё «в царском флоте», и начинались качания солнца или звёзд, в зависимости от времени суток, выверки секстанов. Каждый курсант имел свой персональный секстан. Кроме того, Толкачёв давал задания каждому решить установленное количество задач по определению места корабля по солнцу и звёздам. Для контроля он вёл учёт непригодного времени для астрономических наблюдений. Ленивые и хитрые курсанты, когда требовалось сдать определённое количество решённых задач, обратным ходом срочно решали, беря координаты корабля на какой-то момент, рассчитывали высоты и страшно удивлялись, когда Толкачёв, заглянув в свой колдун, сразу ставил двойку за задачу. Многие таким путём попадали со своими задачами как раз в непригодное для астрономических наблюдений время.
Все свои действия он, как правило, сопровождал юмором. Например, лекцию о движении солнца начинал так: кряхтя (был уже в возрасте) прятался за столом на корточках, а затем медленно выставлял из под стола свою лысину. Став полностью на ноги взбирался на стул, потом опускался на пол, поднимал какого-нибудь курсанта и спрашивал, что вы сейчас наблюдали. Смущённый курсант, конечно, стеснялся сказать, что он наблюдал лысину. Тогда Толкачёв объяснял сам, что это был восход солнца. Весь класс хохотал, а он начинал изложение серьёзного материала.
Другой пример. Поздоровавшись с классом, объявляет тему: «Звёздный глобус» и командует:
— Встать! Перед вами звёздный глобус, возьмите в правую руку металлическую крестовину, снимите с глобуса и оденьте на голову своего соседа.
Минута молчания.
— А теперь снимите и поставьте на место и больше не совать друг на друга крестовины…
И дальше пошла лекция по устройству звёздного глобуса.
«Тобол» был тихоходным судном, и поход на Камчатку с заходом на Сахалин в Корсаков, занимал около месяца. За это время была и хорошая погода, и туманы, и даже шторма, и к концу похода зелёные курсанты первокурсники становились настоящими морскими волками. Дальше — короткое пребывание на училищной учебной базе в бухте Миноносок. Там отрабатывались различные нормы, в том числе и плавание. Утром, сразу с подъёма, в трусах бегом на пирс и сразу в воду. Тому, кто замешкался на причале, старшина поможет пинком. Рядом, как правило, в это время плавал преподаватель физподготовки майор Гущин. Здоровый мужик, фигура моржа и плавал как морж, одно заглядение. Организовывались 2-3-дневные шлюпочные походы под парусом и на вёслах на шестивесельных ялах, отрабатывалось хождение под парусом. В период практики после 2-го курса, каждый должен был сдать на самостоятельное управление гребно-парусной шлюпкой.
Заканчивалась практика после первого курса на каком-нибудь боевом корабле от тральщика до крейсера. Кому как повезёт. Дмитрий неудачно попал на ЭМ «Ревностный», который после предзаводского выхода, стал в ремонт в «Дальзавод». Пришлось пройти практику по чистке топливных цистерн перед докованием и очистке подводной части корпуса от ракушек и ржавчины. Курсантам, как правило, выделяли самые неудобные участки, чтобы лучше усвоили суть корабельных работ. Все прелести морской службы будущему командиру корабля надо было испытать на своей шкуре, а все без исключения в будущем видели себя на мостиках кораблей за машинным телеграфом.
Практика закончилась. Все с радостью нашили на рукава своих суконок ещё по одной галочке и разъехались по отпускам. Оставались в училище только «академики», не сдавшие экзамен по какому-нибудь предмету. Им давалось 10 суток на подготовку и снова сдача. Односельчанин Тузюк Филипп попал в «академики» по физике и, к сожалению Дмитрия, после повторной не сдачи, был отчислен из училища по неуспеваемости.
Отпуск пролетел как сон, как один день, и скоро в училище стали прибывать ошалевшие от первого курсантского отпуска уже второкурсники. Встречались старые друзья и начинались восторженные рассказы о прошедших героических событиях во время отпуска. Второй курс для Дмитрия был уже намного легче. Перестали мучить ноги, спина. Молодость победила. Главное втянулся и привык к военной службе, её ритму. Появились новые друзья. В увольнение он, по-прежнему, бегал в гости к своим родственникам, жившим в городе. Изредка вырывался на короткую побывку домой. Режим в училище был строгий. За самоволки, пьянки, опоздания и прочие грубые нарушения отчисляли из училища. На вечерних поверках часто зачитывали приказы об отчислении, практически из всех существующих военных училищ. Приказы заканчивались фразой «время пребывания в училище в срок действительной службы не засчитывать». И уходил бывший курсант, не состоявшийся офицер, четыре года трубить матросом на флот. Изредка, в основном «зелёный змий», вырывал ребят из рядом шагавших с Дмитрием в едином строю. Строгое воспитание и постоянный присмотр, особенно матери, выработали в нём с детства умение держать себя в рамках, уважать и слушать старших и, самое главное, уметь сдерживать себя от окружающих соблазнов.
Учебная практика после второго курса была более интересной и не в такую тягость. Не пришлось ползать, согнувшись в три погибели, по топливным цистернам и драить ракушку. Короткое пребывание на тральщике, затем на крейсере «Калинин», где Дмитрий по расписанию по боевой тревоге попал на КДП. Сверху просматривался весь крейсер, и особенно впечатляющая картина была на ходу, когда корабль своим длинным носом резал волны. Если же боевая тревога затягивалась, то можно было, зарывшись в чехлы, и подремать. Никто, никогда из командного состава туда не поднимался.
Интересной была и шлюпочная практика. Походы по заливу Петра Великого под парусом, а ночные переходы на вёслах — вообще сказка. Вода светится и после каждого гребка фантастика. Кажется, что с весла капает расплавленный металл. Первое самостоятельное управление кораблём, пусть даже маленьким, шестивесельным ялом, но ты себя чувствуешь командиром, и тебе повинуется команда. Ты видишь результат своего командования и начинаешь понимать, сможешь ли ты управлять настоящим большим кораблём.
На третьем курсе Дмитрий почувствовал себя уже почти готовым штурманом. Он уже умел определить место корабля всеми существующими в то время способами, мог оценить надёжность средств кораблевождения. И, вообще, был уже в состоянии спокойно обеспечить одиночное плавание корабля на переходе из порта в порт. Конечно, не было той сноровки штурманов боевых кораблей, от которых требовалось в минуту определить и элементы движения цели и не потерять своего места при сумасшедшем маневрировании. Это давалось годами практической работы. Во время учёбы на третьем курсе в одном из штурманских кабинетов была запущена панорама. Это было чудо штурманской практики. Не надо было посылать «Тобол» в море с кучей курсантов. Класс заходил в аудиторию, включалась панорама и, как на сцене двигалась настоящая береговая черта с мысами, маяками, знаками. На платформах стояли пеленгаторы, каждый курсант за своим столом, как штурман на корабле, вёл прокладку. Перед носом у него работали репитера лага и гирокомпаса, всё двигалось. Каждый вёл счисление и периодически уточнял место определениями по береговым ориентирам.
Оставляйте свои отзывы, делитесь с друзьями в социальных сетях.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.