В середине 17 века оба эти многонациональные, мощные государства пришли в соприкосновение. Россию больше интересовал Китай как партнёр по торгово-экономическим отношениям. Китай, в те времена  Цинская империя, больше интересовали военно-политические цели. Кроме того Россия руководствовалась европейскими правовыми нормами о равенстве суверенных государств, Цинская империя готова была вступить в  связи со своим северным соседом как с вассалом. С Россией это не проходило, но Китай до середины 19 века все контакты с Россией продолжал поддерживать как с одним из подчинившихся соседей. Вся дипломатия, оформление дипломатических документов строилось и организовывалось через Департамент колоний. Только поражение Китая в борьбе с западными державами Англией и Францией вынудило признать Россию как равноправного соседа.

Продолжение. Начало здесь.

Европейские капиталисты также как и Россия активно искали пути установления постоянных торговых связей с Китаем. Из-за их через чур активных действий и попыток вторгнуться в Китай и навязывать свои условия Китай, как и Япония, в своё время, отгородился от любых экономических и политических связей с иностранцами. Россия, в этом плане, была в более выгодном положении, она была непосредственным соседом, и торговые отношения с ней были сугубо, по определению китайцев сухопутными.

Дозорная башня острога. Сооружение казаков-землепроходцев 17-го века.

Дозорная башня острога. Сооружение казаков-землепроходцев 17-го века.

          В середине 17-го века русские начали активное освоение Забайкалья и Приамурья. В 1658 году был основан  Нерчинский острог, который впоследствии стал административным центром Нерчинского уезда. В ближайшие годы была создана целая система Забайкальских острогов – опорных военно-административных пунктов. В это же время сложился и путь для продвижения от Байкала к верховьям Амура и до Нерчинска. По этому пути шло передвижение людей и перевозка необходимых грузов. Продвижение русских на Восток сопровождалось принятием Российского подданства местным населением. Серьёзных столкновений русских с местным населением не было, в то время как претендующие на эти территории монгольские феодалы регулярно грабили аборигенов, что постоянно дестабилизировало мирную жизнь. Поэтому с образованием русских поселений местное население потянулось под защиту русских, стараясь выйти из-под монгольской зависимости. К концу 17-го века практически всё Забайкалье вошло в состав России.

        Начались активные исследования русскими Амура. В 1643-м году экспедиция под руководством Пояркова прошла по Амуру до устья. В ходе этого трёхлетнего путешествия Поярков собрал богатый материал об обитавшем по берегам Амура населению. Им же было установлено, что живущие там народы не находятся в чьём либо подданстве.Василий Поярков

         Вот отрывок из доклада Пояркова Якутскому воеводе Василию Никитичу Пушкину 12 июня 1646-го года о результатах его экспедиции: «На Зие реке и Шилке и по сторонним речкам, кои пали в Зию и в Шилку реку, серебро не родится, и камок и кумачей не делают, и медная и свинцовой руды нет, и синие краски, чем кумачи красят, нет же, а приходит де к ним серебро, и камки и кумачи, и медь и олово от хана. А хан тот живёт ордою, а город  у него рубленой, а около города вал земляной, а бой у них лучиной и огненной, и много пушек. А имя ему Борбой, а называют де его ханом, потому что он большой человек, владеет всеми. А серебро и камки, и кумачи, и олово, и медь покупают на соболи у него, хана. А которые даурские люди тому хану ясаку не дают и с ним не торгуют, и он де посылает к ним на Зию и на Шилку реку своих людей и воюет годом по дважды и по трижды, а приходит людно, тысячи по две и по три. А с Зии де, с Умлекана к хану дорога через Камень по речке по Худынке, за Шилку конём ехать шесть недель. А по Шилке живут многие даурские люди и тунгусы пашенные, и хлеба у них родится много….. А хлеба у хана пашут много. А их де хан воюет за то, что не дают аманатов. А язык де у хана свой, и говорят по своему, а как де он, хан у них возьмёт кого войною в полон, и у него де нашему языку есть толмачи, и грамота де у него, хана, по своему есть. А серебра де и камок и всяких узорочей у него, хана, гораздо много».

Хабаров Е.П.

Ерофей Хабаров

          В 1649-м году Хабаров продолжил обследование Амура. Эта экспедиция носила уже государственный характер, финансировалась из государственной казны и перед ней были поставлены дипломатические, политические и исследовательские задачи.

         В этой экспедиции Хабаров захватил небольшой городок, который принадлежал даурскому князю Албазе, и уходя из него велел сжечь. Через несколько лет городок был восстановлен казаками и назван Албазином, впоследствии ставшим центром Албазинского воеводства. Городок стал одним из основных опорных пунктов русского воеводства на Амуре. Поэтому когда Цинский император решил потеснить с Амура русских, он отдал приказ в первую очередь захватить Албазин. Перед началом осады русским были предложены условия мирного решения спорного вопроса. Император Сюань Е, призывая жить «в совете», «без драки и без войны», «торги меж собой торговати и послы посылать» соглашался отозвать свои войска, приготовившиеся осадить Албазин, при условии ухода русских с Амура и установления границы около Якутска. Другими словами он претендовал на всю восточную Сибирь, уже освоенную русскими. Естественно, это были не выполнимые условия.

         В июне 1685-го года Албазин полностью обложили. Маньчжурская армия насчитывала более 10 тысяч человек при двухстах пушках. Осаждённых защитников было всего лишь 450 человек при трёх пушках и 300 ручных пищалей. После трёхдневного штурма Албазин пал. Остатки защитников под командованием Толбузина отошли к Нерчинску. Тем не менее, маньчжурская армия в Албазине долго не задержалась и вскоре возвратилась в Китай.

        К осени 1685-гогода Албазин вновь был занят русскими. К началу 1686-го года гарнизон его насчитывал 725 человек. Маньчжуры, узнав о возрождении Албазина попытались вернуть его малыми силами, но регулярно терпели поражения и не смогли вернуть захваченный ранее город.

В июне 1686-го года Сюань Е вновь отдал приказ о взятии Албазина и начались тяжёлые бои. Город к тому времени уже был похож на современную крепость при 826 защитниках, артиллерия крепости включала мортиру, стрелявшую пудовыми ядрами и восьми пушек. В пороховом погребе хранилось 112 пудов пороха, продовольствия должно было хватить до лета 1687-го года. Осадная армия насчитывала до пяти тысяч человек при сорока пушках. В декабре 1686-го года осада города была снята. Маньчжуры , не сломивши сопротивления защитников, ушли не солоно хлебавши. В стане врага начался голод, снабжение продовольствием наладить не смогли. За время осады маньчжуры потеряли около двух с половиной тысяч человек. В осаждённом городе из первоначального количества защитников осталось около полусотни человек.  Пятимесячная оборона Албазина по праву занимает почётное место в истории русской военной славы.

Весь Амур до побережья Татарского пролива вошёл в состав России. Присоединение сопровождалось представлением вождей местных племён российскому представителю власти с вручением ему челобитных, в которых они просили великого русского государя «чтобы государь пожаловал, своим государевым служилым и охочим людям воевать и грабить их не велел, а они де иноземцы, государю ясак с себе по своей мочи платить учнут и быти под его государскою царского величества высокою рукою в вечном холопстве, ради б только государь пожаловал, велел их оберегать от богдойского царя Андриана». По такой схеме проходило присоединение Забайкалья и Приамурья.

В новые земли на Амур был отправлен с воеводскими полномочиями Пашков. Грамота, определявшая его полномочия адресовалась в Даурскую, Дюгерскую и Гиляцкую земли т.е. территория в плоть до устья Амура. В грамоте предписывалось строго соблюдать принципы ясачного сбора, производить его «ласкою и приветом», а подвластных ясачных людей взять под защиту. Один из дальневосточных исследователей топограф штабс-капитан Гамов в 1859-м году отмечал в своём дневнике: «туземцы лучших соболей стараются сбывать русским, что, очевидно, огорчает маньчжуров, гольды очень полюбили наших казаков и их быт, и неоднократно спрашивали, скоро ли будет плыть по Амуру наш самый старший наён (граф Амурский), которого они намерены просить принять их в число казаков».

Возложив на воевод общий надзор над ясачным населением, царское правительство не посягало на власть родоплеменной верхушки и строжайше запрещало наносить ясачным людям хотя бы малую обиду. Поступление ясака, в те времена являлось юридическим доказательством признания подданства. В самом начале сбор ясака производился по принципу «по скольку будет мочно». Определённой меры не было. В ясачных книгах фиксировались только предводители аборигенного населения – князьцы, поэтому все дела русские землепроходцы вели только  с князьцами, которые сами собирали ясак и передавали его ясачным сборщикам. Князьцы, таким образом, получили значительную власть над своими сородичами и экономическую выгоду, так как часть собранного  могли присваивать себе. Постепенно освоившись с местными условиями, служилые люди, к ним относились представители духовной, административной и военной власти и частично казаки, перешли к индивидуальному обложению аборигенов ясаком. К концу 17-го века система обложения ясаком была уже полностью разработана. Было две основных формы ясака – не окладный и окладный. Не окладный платили те племена, которые официально ещё не входили в состав Российского государства или просто не были ещё переписаны. Размер его также был не установлен. Собирали по принципу «сколько принесут».

Окладный ясак собирался на основании точных списков населения, которые имелись во всех русских острогах. В списках уже указывался и размер ясака. Обложению подлежали мужчины в возрасте от 15 до 60 лет. Ясак измерялся в соболях и размер его колебался от одного до пяти соболей в год с души. Размер зависел от характера охотугодий, хозяйственной деятельности населения, политических обстоятельств и т.д. Кроме ясака аборигены должны были ещё подносить подарки, размер которых порой был больше ясака. Массовое истребление соболей заставило царское правительство в конце 17-го века дать согласие на сбор ясака и другой пушниной. Благодаря такой системе сборщики ясака наживали себе огромные состояния.

Где начиналось Китайское государство представление было смутным. Русские считали, что и дальше на юг территория заселена такими же народностями. Цинскую империю, расположенную где-то на юге, русские считали небольшим феодальным государством. В Москве, в те времена, вообще о местоположении Китая было туманное представление.

В 1678-м году Китай начал административное оформление своих северо-восточных границ, для чего была создана линия пограничных укреплений, получившая название «ивовый полисад». От «ивового полисада» до Амура было  от 800 до 1000 километров.

Закрепление русских на Амуре вызвало тревогу в китайских правящих кругах. На северо-востоке цинской империи в то время образовалось сильное Маньчжурское государство, которому не хватало пространства, и они двинулись на Амур, чтобы потеснить русских.

Весной 1682-го года Хабаров, зимовавший с отрядом в 200 человек в Ачанском городке, был осаждён маньчжурским войском. При десятикратном превосходстве над русскими маньчжуры понесли тяжёлое поражение. Вот как описывает тот бой сам Ерофей Хабаров: «На утренней заре сверх Амура ударила сила…. на нас, казаков, сила богдойская, все люди конные и куячные ……. И мы, казаки, чаяли, из пушек из оружия бьют казаки из города ажно бьёт из оружия и из пушек по нашему городу войско богдойское. И мы, казаки, с ними с богдойскими людьми, войском их дрались из-за стены с зари и до схода солнца……. Когда богдойские воины ворвались в город, князь Исиней царя богдойского приказал своим воинам: «не жгите и не рубите казаков, емлите, их казаков живьём». Толмачи перевели Хабарову этот наказ князя своим воинам, после чего Хабаров выступил перед своими казаками: «умрём мы, братцы казаки, за веру крещёную, и постоим за дом Спаса и пречистые и Николы чудотворца, и порадеем мы, казаки, государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, и помрём мы, казаки, все за одним человек против, государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им, богдойским людям, мы, казаки, не дадимся».

Сражение закончилось полной победой казаков. «И мы, казаки, у них, богдоев, языков перемали. Да у них же, богдоев, отбили мы, казаки, 830 лошадей, запасы хлебные, семнадцать пищалей скорострельных …. две пушки железные, да восемь знамён богдойских».

Богдойцы на этом не успокоились. Русских для защиты Амура было очень мало и началась затяжная война. Силы были не равными и российские горстки воинов терпели  одно за другим поражения. В итоге Маньчжурия захватила часть Российского Приамурья и Приморья, которые оставались в её составе до 1858-го года. Гарнизоны опорных Российских пунктов, остроги насчитывали 100 —  150 человек и, конечно, выстоять против многотысячных войск были не в состоянии. Усилить военное присутствие Россия не могла, не хватало сил из-за постоянных войн в Европейской части, поэтому все надежды возлагались на мирную дипломатию. В Китай одна за другой направлялись дипломатические миссии вместе с торговыми караванами, но безрезультатно. Ответов никаких не давалось или вообще члены посольств не допускались ко дворцу императора. Торговля тоже не всегда разрешалась прибывшим с товаром русским торговым людям. По прежнему китайский император считал своего северного соседа Россию подвластным государством. Подарки, привозимые посольствами, принимались как дань, подносимая вассалом.

Продолжение следует.

Материал публикуется с разрешения автора Бурмистрова Э.И.

(23) Фильм Г.Д. Стремоухова Размышления о провинции. Часть 7 — YouTube