Здравствуйте друзья, товарищи, читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Субсидии сельхозпроизводителям объединившимся в кооперативы

Молокоперерабатывающая отрасль, чтобы как-то свести концы с концами, т.е. получить маленько прибыли от хозяйственной деятельности, плотно подсела на пальмовое масло. Куда ни кинь, везде клин. Спасут ли положение сельскохозяйственные кооперативы, в которые призывает объединяться власть сельхозпроизводителей за поощрение-финансовую поддержку, субсидии сельхозпроизводителям, а по факту подкуп сельхозпроизводителя. Другого не дано придумать нашей либерально-олигархической, коррумпированной власти. Деньги всегда можно распилить по своим карманам, а вот создать условия, при которых сельхозпроизводители сами бы создавали кооперативы, у власти мозгов и желания нет. Утрирую, скажете вы.

Однако, вот пример из выступления национального консультанта по фискальной политике Татьяна Ким в ходе работы семинара «Новые возможности рынка ЕАЭС для развития регионов» девятого июня 2017 года в Кыргызстане:

Сельскохозяйственные кооперативы почему не развиваются? У нас среди специалистов сложилось мнение, что сельское производство полностью освобождено от налогообложения и ничего не нужно делать, но когда начинаем разбираться, это не так – налоги практически не платят крестьянские и фермерские хозяйства и когда сельскохозяйственные кооперативы объединяются, у них другие условия», — сказала она.
Как сообщила Т. Ким, по земельному налогу и налогу на имущество – если крестьянское и фермерское хозяйства платят как придомовым земельным участкам, либо ничего не уплачивают, то кооператив вынужден платить по своим производственным зданиям, по своим ставкам налога.  По найму работников – хозяйства не платят, кооперативы платят с заработной платы работников по общей ставке 10%.
«Социальные отчисления представляют наибольшую налоговую нагрузку, но от них хозяйства освобождены и платят в размере земельного налога с их земельного надела, кооперативы как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вынуждены уплачивать социальные отчисления по ставке 27-25% к заработной плате, которая выплачивается наемным работникам.

Налог на прибыль – от него освобождены как хозяйства, так и кооперативы. Затруднены и другие ставки по коммунальным услугам, например, тариф на энергоносители – хозяйства оплачивают за электроснабжение, а кооперативы оплачивают по коммерческому тарифу», — сказала она.

Только в Кыргызстане такое “внимание” фискальных органов к кооперативам ? Не думаю. Как нам сообщает Рита Климова из Астаны, Минсельхоз Казахстана очень озабочен объединением мелких сельхозпроизводителей в кооперативы различных видов, опять же за финансовое поощрение-122 миллиарда тенге. Знакомимся планами Минсельхоза Казахстана  и мнением Риты Климовой по поводу такой озабоченности в статье “Молочные реки, кооперативные берега”.

Молокоперерабатывающие заводы в республике, несмотря на повышенное внимание властей к созданию животноводческих кооперативов, особенно по производству и переработке молока, до сих пор загружены всего на 60 процентов.

Рита КЛИМОВА, Астана. Источник: dknews.kz

Выгоды объединения сельхозпроизводителей в кооперативы

Более полугода назад Минсельхоз республики озвучил госпрограмму развития АПК РК на 2017-2021 годы. Согласно новым планам, в течение пяти лет в полторы тысячи кооперативов должно вступить почти 700 тысяч мелких сельхозпроизводителей. При этом должна быть решена основная проблема отрасли – создание действующей, поставленной на поток системы реализации сельхозпродуктов, а главное – ее переработки.

Чтобы показать выгоды объединения, вовсе не похожего на советский колхоз (как до сих пор опасаются многие аграрии), Минсельхоз республики пообещал направить основную часть государственной финансовой поддержки на развитие сельхозкооперативов. Была озвучена сумма – 122 миллиарда тенге, что будет выдана кооперативам на различные нужды: закупку техники и оборудования, решение вопросов ветеринарии и агрохимии, семеноводство, племенное дело.

Как это уже сегодня работает на практике, можно увидеть, если обратиться к опыту двух карагандинских конгломератов масло-молочного производства – молочной фабрики «Натиже» и АО «Eurasian Foods», которые благодаря финансовой поддержке нацхолдинга «КазАгро» в свое время успешно расширили производство. Что позволило им не только завоевать потребительский рынок Казахстана, но и стать одними из самых узнаваемых экспортных казахстанских марок в области производимой ими продукции со знаком качества. И эти примеры – вовсе не реклама. Это показатель того, к чему может привести успешная кооперация при правильном распределении, а главное – вовремя полученном субсидировании и умелом ведении хозяйства. Поскольку оба предприятия изначально представляли собой всего лишь несколько объединенных между собой членов кооператива.

К сожалению, такие примеры пока единичны, поскольку мнения участников предполагаемой молочной кооперации до сих пор расходятся и не в состоянии прийти к единому знаменателю. В спор оказались втянуты даже крупные сельхозтоваропроизводители, помимо 80% мелких ЛПХ, которые объединяться пока не спешат. С одной стороны, в некоторых регионах республики наблюдается положительная динамика создания кооперативов. Особенно мясо-молочного направления – на сегодняшний день зафиксировано уже 286 объединений по заготовке мяса и молока. Кроме того, в товарное производство сельхозпродукции вовлечено более 40 тысяч ЛПХ и мелких фермерских хозяйств.

С другой – объединяться в кооперативы сельчане все равно не торопятся, потому что каждый из них привык быть себе хозяином, а имеющийся у многих опыт работы в колхозах энтузиазма не прибавляет. Однако, если отбросить в сторону эмоции и руководствоваться сухими фактами, то, как показывает практика дней сегодняшних, создание сельхозкооперативов не только бы позволило в положительном аспекте решить вопросы ветеринарии и обеспечения более дешевым ГСМ в период посевной и уборочной, не только добиться более высокой закупочной цены на производимую продукцию у самих аграриев (кстати, один из немаловажных стимулов объединения), но главное, отсеяло бы из отрасли «одноразовых» сельхозпроизводителей. Оставив тех, кто действительно занимался бы животноводством, зерном, переработкой сельхозпродукции и делал бы это не от случая к случаю, а в системном режиме. Тогда и субсидии бы распределялись точнее, по своему прямому назначению.

А еще не помешало бы вернуть их распределение в единый централизованный орган – тот же Минсельхоз республики. Потому что, несмотря на все большее расширение полномочий местных исполнительных властей в последние несколько лет, в этом, да и в других вопросах, касающихся не только сельского хозяйства, принимаемые решения на региональном уровне далеки от действительной остроты проблем.