Здравствуйте, уважаемые читатели блога ”Кооперативы против бедности”!
Постсоветский период развития политической и экономической жизни российского государства для потребительской кооперации неоднозначен.
Во времена успешного социалистического строительства российской экономики, потребительская кооперация развивалась и хорошо конкурировала в сельскохозяйственной отрасли, в образовательной сфере, в торговом обслуживании членов потребительской кооперации.
Так, в 1991 году, потребительская кообперация представляла собой экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квали офицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков. Перестройка политического и экономического курса в России принесла разруху и практическое уничтожение огромного экономического потенциала российским потребительским кооперации, которое продолжается и в настоящее время.
Однако вернёмся в начало зарождения потребительской кооперации в России.
Потребительская кооперация дореволюционной (1917 г.) России
Предыстория кооперативов в России связана с именами декабристов, объединившихся в 1831 году на сибирской каторге в «Большую артель» — полукооперативную потребительскую организацию на уставе с целью взаимопомощи. Классические кооперативы стали возникать лишь после отмены крепостного права в 1861 году. При этом, с одной стороны, усиленно использовался опыт зарубежных кооператоров, а с другой — в деятельности кооперативов отражались черты российской жизни и даже национального характера. Много сделали для потребительской кооперации её энтузиасты и поборники. Вместе с тем кооперативные начинания пока тормозились малой способностью населения к самодеятельности и самоорганизации, неразвитостью внутреннего рынка, жёсткой правительственной опекой и отсутствием законодательства о кооперации.
Подъем кооперативного движения в России наметился только в 90-х годах XIX в., когда были образованы Московский союз потребительских обществ, затем крупный Союз сибирских маслодельных артелей, кооперативный Московский народный банк.
После первой русской революции потребительская кооперация стала подлинно народной: в её ряды хлынули крестьянские массы, рабочие, ремесленники. Вскоре страна вышла на первое место в мире по количеству кооперативов и численности их членов.
Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества, далее шли кредитные, многообразные сельскохозяйственные. Примерно 64 тыс. первичных кооперативов служили школой участия, школой предпринимательства.
К 1917 году потребительская кооперация имела свою идеологию, смогла объединить 16 млн. своих приверженцев, создать большие организации и выработать хозяйственный механизм, доказать конкурентоспособность на рынке и, главное, свою востребованность как защитницы интересов простых людей труда. Таковы, вкратце, достижения отечественной кооперации, «унесённые ветром» Октябрьской революции.
Продолжение о потребительской кооперации читайте в следующей статье.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.