Здравствуйте, уважаемые посетители сайта!
Скоро, 15 марта 2012 года в России будут отмечать Всемирный день защиты прав потребителей.
Конечно, следует согласиться с председателем Союза потребителей России,что это не праздник, а повод напомнить всем нам о наших правах, которые все еще нарушаются. По мнению некоторых «рыночников» главным защитником потребителя может стать сильная конкуренция, которая в конкурентной борьбе заставит предпринимателей повышать качество и снижать цену своей продукции за счет разумного сокращения издержек и нормы прибыли. По мнению этих же «рыночников» сильная конкуренция является еще и главным механизмом, обеспечивающим рыночное равновесие спроса и предложения. Однако, российский потребитель, которому вряд ли приходит в голову мысли о конкурентной борьбе того или иного продавца товара или производителя продукции, постоянно сталкивается с обманом конкурирующих сторон, который стал нормой в России. А что же государство? Как защищает оно своих граждан от недобросовестных предпринимателей? Очень трудная тема для выяснения. Можно констатировать тот факт, что у государства российского есть по отношению ко всем гражданам страны две обязанности: создать условия для конкуренции предпринимателей и не позволять им нарушать права потребителей. Согласимся, что в стране в целом, условия для ведения предпринимательской деятельности во всех сегментах экономики государством создаются. Например, владельцы торговых сетей, не имеют каких либо препятствий для законного ведения своей деятельности в России. Их распространение по городам и селениям страны существенно обострило конкуренцию в розничной торговле, но не на столько, чтобы значительно улучшить качество продаваемых продуктов и товаров. По данным Союза потребителей России за последние годы существенно снизилось качество многих товаров и услуг, увеличилось число нарушений потребительских прав граждан. По мнению Союза, обманывать потребителей очень выгодно и почти ненаказуемо, поскольку государственный надзор, и раньше-то не очень эффективный, сейчас вообще скован по рукам и ногам законодательством о защите прав предпринимателей.
Ежегодные опросы населения, которые проводит Союз потребителей России, показывает, что в результате нарушений потребительских прав каждый пятый из них понес ущерб здоровью, две трети — материальные убытки, свыше половины — моральный вред, то есть физические и нравственные страдания. Огромный ущерб здоровью населению нанесли некачественные продукты питания, на втором месте алкоголь, на третьем — медицинские услуги, на четвертом — жилищно-коммунальные.
Материальные убытки, прежде всего, связаны с приобретением некачественных непродовольственных товаров, продуктов питания, с обсчетом и обвесом покупателей, жилищно-коммунальными услугами. В причинении морального вреда, по мнению респондентов, лидируют жилищно-коммунальные услуги, некачественные продовольственные и непродовольственные товары, услуги связи.
По данным Союз потребителей России чаще всего население сталкиваются с некачественными продуктами питания — примерно 60% опрошенных.
Спасибо за статью. У меня лично складывается впечатление, что наши предприниматели, в большинстве своём, конкурируют только в том кто лучше обманет своего потребителя! А это, на самом деле, очень грустно!