Здравствуйте, читатели и друзья блога «Кооперативы против бедности»!

Продолжаю публиковать раздел незащищённой диссертации «Потребительский кооператив – организация корпоративного типа (корпорация)»В  предыдущей  статье рассказывалось о правовом статусе корпорации в России.

В настоящей статье исследуется юридическая природа корпораций (кооперативов) русскими учёными Е.Е. Суязовым, Н.В. Козловой, И.Н. Шабуновой и др.

Интересной представляется позиция Е.Е. Суязова, исследующего юридическую природу корпораций (кооперативов).

Рассматривая понятие «корпорация» в сравнительном анализе с понятием «учреждение», Е.Е. Суязов указывает, что кратко формулу отнесения организации к корпорации можно представить в следующем виде: корпорация — это, по сути, объединение лиц или капиталов, тем не менее, не всякое объединение лиц есть корпорация. По его мнению, объединение лиц и капиталов является необходимым признаком корпорации, но недостаточным; таким достаточным признаком является членство в организации[1].

Н.В. Козлова, выполнившая собственный анализ правовой литературы, посвящённый понятию и сущности юридического лица, выделяет ряд основных признаков корпорации:

—      корпорация есть союз известных физических и/или юридических лиц, называемых участниками (членами);

—      корпорация создаётся и прекращается на основе акта общей воли её учредителей (участников, членов);

—      корпорация действует в интересах своих участников, преследуя определённую ими цель;

—      корпорация как юридическое лицо независима от перемен в составе её участников;

—  между корпорацией и её участниками, а также между самими участниками возникает корпоративное правоотношение, порождающее у каждого его участника корпоративные права и обязанности;

—      реализуя свои корпоративные права, участники корпорации могут в определённой степени управлять корпорацией и её имуществом, влиять на формирование её воли как юридического лица;

—      корпорация имеет внутреннюю структуру, обеспечивающую организационное единство;

—      руководящие органы корпорации избираются её членами, которым они подотчётны;

—      высшим органом корпорации является общее собрание её членов, решения которого принимаются большинством голосов[2].

Исследование этих признаков позволило Н.В. Козловой сделать следующий вывод: корпорациями можно назвать все виды хозяйственных товариществ и обществ, кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнёрства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, участия и т.п.)[3].

Корпорации - это кооперативы

Таким образом,  в результате проведённого  анализа различных взглядов правоведов и  систем правопорядка на правовое значение термина «корпорация», на наш взгляд,  можно отнести следующие характерные черты, позволяющие сформировать «образ» юридического лица, как корпорации:

1)              юридическое лицо, в отношении которого его члены имеют обязательственные права;

2)   юридическое лицо, коммерческая или некоммерческая организация,  в котором полученная от предпринимательской деятельности прибыль, распределяется между членами;

3)          юридическое лицо, в котором имущество, созданное за счёт взносов (вкладов) членов (участников), а также произведённое и приобретённое им в процессе предпринимательской деятельности, принадлежит ему на праве собственности, а для жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных  кооперативов в которых пайщик выплатил стоимость жилища — пайщику;

4)         юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества, производственного  и потребительского кооператива;

5)              организация с чёткой организационной структурой, включающей структуру органов её управления, высшим органом которой является общее собрание её членов.

Если мы посмотрим на эти характерные черты под углом зрения действующего законодательства (в первую очередь норм, содержащихся в статьях гл. 4 ГК РФ), то придём к выводу о том, что корпорации в собственном смысле этого слова — это хозяйственные общества, производственные  и потребительские кооперативы.

По первой позиции — это ч. 2 п. 2. ст. 48; по второй — п. 1, 2 и 3 ст. 50;  по третьей — ч. 1 п. 1 ст. 66 и п. 1 ст. 116; по четвертой — п. 3 ст. 66, п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116;  по пятой — п. 1 ст. 53, ст. 91, ст. 103, 110, п. 2 ст. 116 ГК РФ.

Таким образом,   мы видим, что положения, характеризующие статус корпорации, это всего лишь набор основных её черт, облечённых в форму правовых норм, регулирующих юридические лица. Представленная очерёдность этих положений в данном перечне является достаточно условной, поскольку их надо рассматривать в совокупности, а не в какой-либо последовательности.

 Продолжение следует.

 


[1] См.: Суязов Е.Е. Юридическая природа корпораций в Российской Федерации//Юрист. 2002. № 6.

[2] См.: Козлова Н.В. Указ. соч. С. 213-214.

[3] Там же. С.215