Здравствуйте, друзья и читатели блога «Кооперативы против бедности»!

Миссия кооперации – сделать нравственными людей и экономические отношения. Н. Нельсон

Ранее, мы познакомились с такими общими понятиями как кооперация, сельскохозяйственная кооперация. Настало время раскрыть сущность потребительской кооперации, как одной из форм объединения граждан для совместного труда и удовлетворения материальных потребностей, которая в разные времена российского государства вносила  положительную лепту в развитие кооперативного движения, улучшения материального, образовательного и духовного положения рабочих, крестьян, служащих, как на селе, так и в городе.

Потребительская кооперация-история возникновения

Потребительская кооперация — это вид кооперации, объединяющей потребителей для совместных закупок, производства потребительских товаров и последующей продажи их своим членам и населению.

Она  возникла в условиях капитализма как одна из первых форм экономической борьбы городского пролетариата и теряющих хозяйственную самостоятельность мелких производителей города и деревни. Первые потребительские кооперативы рабочих и крестьян появились в конце 18 — начале 19 вв. в Великобритании и получили затем распространение во Франции, Германии, Италии и др. странах Европы.

В современных условиях потребительская кооперация распространена во всех капиталистических странах Европы, в ряде стран Азии (Японии, Индии, Бирме, Шри-Ланка, Бангладеш и др.), Америки (США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и др.), Африки (АРЕ, Сирии, Танзании, Уганде, Мали, Сенегале, Маврикии и др.) и в Австралии.

 Potrebitelskaya-kooperatsiya-ponyatie3

В некоторых из этих стран функции потребительской кооперации  выполняют сбыто-снабженческие и кредитные кооперативы. В национальной экономике развитых капиталистических стран (кроме США и Канады) потребительская кооперация  получила значительное развитие: например, в 1972 на долю потребительской кооперации  Великобритании, Дании, Норвегии, Швейцарии приходилось 8—11% общей суммы розничного товарооборота, в Швеции — 14%, Исландии — 30%, Финляндии — 36%.

В России потребительская кооперация возникла в 60-х гг. 19 в.; массовое распространение в городах и деревнях страны получила в конце 19 — начале 20 вв., особенно после буржуазно-демократической революции 1905—07. В 1914 в России было 10,9 тыс. потребительских кооперативов, на их долю приходилось 7% общего товарооборота страны, а в 1916—17 потребительских обществ в России насчитывалось уже больше, чем во всей Западной Европе, на их долю приходилось 35% общего товарооборота страны.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции потребительская кооперация сыграла важную роль в вытеснении из товарооборота частного капитала.

Наряду с другими  видами кооперации (товариществами по обработке земли, кредитной, сбытовой, снабженческой, промысловой) потребительская кооперация стала школой коллективного хозяйствования, подготовительной ступенью для преобразования мелкотоварного единоличного крестьянского хозяйства в крупное социалистическое производство. (Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978).