Здравствуйте, читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Мировая практика подтверждает, что кооперация как одна из наиболее сильных и влиятельных форм организации, обладающая огромным адаптационным потенциалом к изменяющимся условиям, играет важную роль при переходе экономики на рыночную основу. Важнейшая роль в структуре кооперации принадлежит сельскохозяйственной потребительской кооперации. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в странах Европейского союза, США, Канады, Японии, Индии, Бразилии поставляют на рынок более 50 процентов многих видов сельхозпродукции и продовольствия. Для Российской Федерации, где потребительская кооперация имеет глубокие исторические корни, важным и приоритетным направлением в ближайшие годы становится развитие потребительской кооперации в различных секторах экономики. Наряду с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в сфере сельскохозяйственного производства функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации, которые в совокупности стали неотъемлемой частью сельскохозяйственного сектора экономики. В силу определённых причин, в настоящее время производственный и социальный потенциал сельскохозяйственных потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно.
Потребительские кооперативы, владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Отдельные ветви кооперации (потребительская, производственная, кредитная), задействованные в сельском хозяйстве, развиваются неравномерно из-за того, что государство на различных этапах уделяло большее или меньшее значение той или иной ветви. Так, в системе социалистического хозяйствования, в нашей стране, мощную поддержку получила потребительская кооперация во главе с Центросоюзом, производственная кооперация в виде колхозов и строительная (жилищная, дачная, гаражная) кооперация. Однако в начале 90-х гг. прошлого столетия, в условиях приоритетной государственной поддержки коммерческого сектора, названные ветви кооперации практически сдали свои позиции.
В современных условиях хозяйствования значительной поддержкой государства пользуются отечественные сельхозпроизводители, и в этом случае роль государственного регулирования сельскохозяйственного рынка становиться приоритетным. Так, например, в сельскохозяйственной сфере в настоящее время действуют:
- Федеральные законы: «О развитии сельского хозяйства»; «О сельскохозяйственной кооперации»; «О личном подсобном хозяйстве» и др.;
- Постановления Правительства РФ: «О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»; «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы» и др.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. в рамках направления «повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» предусмотрено продолжение реализации мероприятий по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Следует заметить, правовая природа кооперативной формы организации не имеет единых научных подходов, что существенно затрудняет развитие кооперативных отношений в нашей стране. Так, в Российской Федерации, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Как видим, кооперативная собственность или коллективная, Конституцией РФ не выделяется. В ГК РФ также не упоминается о кооперативной форме собственности. В п. 1 ст. 212 ГК РФ повторяется редакция ст. 8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 2 ст. 212 ГК РФ говорится, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из данного текста в сочетании с содержанием п. 1 ст. 212 ГК РФ следует, что кооперативы, как юридические лица, соотносятся с частной собственностью, так же как и все организационно-правовые формы юридического лица, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Видим, что сложившаяся в России правовая база в отношении кооперативов не учитывает принцип коллективизма, на котором базируется кооперативное движение, в результате создаётся неопределённая ситуация в области регулирования деятельности потребительских кооперативов, в том числе и сельскохозяйственных.
Гражданский Кодекс РФ разделил кооперативы на коммерческие (ст. 107 ГК РФ) и некоммерческие (ст. 116 ГК РФ), но такое деление, по мнению многих учёных не соответствует сущности кооператива[1]. Необходимо признать, что среди учёных нет общей точки зрения по поводу правомерности ведения предпринимательской деятельности сельскохозяйственным потребительским кооперативом и распределения между его членами доходов, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом. Исследуя приведённые примеры, можно предположить, что гражданское законодательство в области правового регулирования деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеет недостатки, которые создают определённые трудности в решении задач развития сельского товаропроизводителя на селе. Нам представляется, что для решения проблем, связанных с регулированием деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, законодательная база, регулирующая деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов требует дальнейшего совершенствования.
[1] Чаркин С.А. «Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов». «Современное право», 2008, № 5, Иванова Е. «Кооперативная конституция» «ЭЖ — Юрист», 2008, № 3, Капура М.М. «Производственные и потребительские кооперативы: общие и отличительные признаки» «Юрист», 2005, № 3, Тычинин С.В. «Потребительская кооперация с позиций Гражданского права» «Юрист», № 8, 2003;. Михайлов С.А «Развитие законодательства о сельскохозяйственных потребительских кооперативах в России» (в соавторстве с С.В.Тычининым). Международный сборник научных трудов «Правовое регулирование аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белорусии, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние проблемы, пути совершенствования». Москва. 2008 г.
Я столкнулся с такой проблемой. Необходимо было
регистрировать потребительский кооператив(СПоК).
Правительство утвердило два вида заявлений на ре-
гистрацию организаций, комерческого и некомерчес-
кого. они по форме не отличаются, все одинаково,
но название формы обозначаются буквами РН и Р0001.
РН для некомерческой,Р для комерческой организа-
ции.Потребительские кооперативы некомерческие и
я заполнил форму РН и мне его не приняли, обьяснив
что данная форма для Минюста.Я не понимаю,как можно форму заявления отнести в собственность,
какой то организации. Сейчас мне остается регистрировать комерческой форме некомерческую
организацию.
Здравствуйте, Расуль Афзалович! Спасибо за комментарии. В Вашем случае, надо обратится к юристу. Думаю, что он мог бы Вам помочь разобраться в тонкостях регистрации потребительского кооператива. Удачи Вам!!!
Наверное, мой комментарий запоздал, но… Здесь принципиально следующее: СПоК — некоммерческая (не преследующая цель извлечения прибыли) организация, но не подпадающая по регулирование Федерального Закона об НКО (некоммерческих организациях). СПоК — по организационно-правовой форме — потребительский кооператив (код 85 ОПФ) и подлежит регистрации в обычном порядке, в налоговом органе, без регистрации в Минюсте. А вот статистическая отчётность специальная есть, не забудьте :)