Здравствуйте, друзья и читателе блога «Кооперативы против бедности»!
Продолжаю публиковать рабочий материал-кооперативные ценности и принципы в кооперации, из первой главы незащищённой диссертации о потребительских кооперативах.
Начало публикаций: «Кооперативные ценности и принципы в деятельности кооперативов».
Социальная ответственность и забота означают, что члены потребительского кооператива отвечают друг перед другом за положение каждого из них в обществе, заботятся о решении проблем членов своего коллектива исходя не только из экономической целесообразности, но также и норм морали.
Честность как этическая категория обязательна для успешного функционирования кооперативов, поскольку они не смогут существовать, если его члены не будут добропорядочными в отношении друг друга.
Открытость означает, что при вступлении в кооперативные организации, как правило, не существует ограничений по национальному, религиозному, социальному признакам. Открытость неотделима от интернационализма. Он заключается не только в том, что не создается препятствий к приему в кооперативы по национальному признаку, но также и в международном сотрудничестве кооперативов и их союзов.
Итальянский кооператор и министр финансов, организатор первых в стране ссудо-сберегательных кооперативов Луиджи Луццати, подчёркивая важность открытости кооперации, в одном из своих выступлений заметил:
Таким образом, кооперативные ценности неразрывно связывают людей участвующих в кооперации, при этом не важно учреждаются ли кооперативы, работают ли, или ликвидируются. И.Г. Дахов, говоря о кооперативных ценностях, заметил что: «Кооперативные ценности — это то, что связывает нас друг с другом. Кооперативы сильны активностью людей, их устремленностью к благосостоянию и добру, человеческой дружбе и сотрудничеству, нравственности и культуре»[2].
Система ценностей кооперации является базой для выработки кооперативных принципов. Ценности носят общечеловеческий характер, поэтому их система остается по существу неизменной на протяжении многих десятилетий, в то время как кооперативные принципы в процессе развития мирового кооперативного движения претерпевали существенные изменения под влиянием идей различных эпох и исторического опыта[3].
Принципы, в отличие от ценностей, носят более конкретный характер, используются в качестве основополагающих идей в процессе организации и практической деятельности. Ценности и принципы кооперации взаимосвязаны. И те и другие образуют две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные системы и являются двумя составляющими более крупной системы — кооперативной идеологии.
Необходимо заметить, что соотношение ценностей и принципов в разные эпохи влияло на решение людей, желающих применить на практике теоретически обоснованные сначала ценности и на их основе принципы.
Одним из пионеров разработки конкретных моделей хозяйственных товариществ, носивших ярко выраженный кооперативный характер, был голландец Петер Корнелиус Плокбой. В 1659 г. П. Плокбой написал обращенный лорду-протектору Англии памфлет
— в товариществе земля, деньги и имущество закреплялись за теми, кто вносил их в общее пользование, но без права получения доходов с этого имущества; вознаграждение членов товарищества зависело от количества и качества затраченного труда; эксплуатация одних членов товарищества другими не допускалась; совместное проживание и быт.
Английский экономист, один из ранних социалистов-утопистов Джон Беллерс, неоднократно выдвигал проекты социальных реформ с целью избавления общества от имущественного неравенства и нищеты. В своей книге «Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства», вышедшей в 1696 г., предложил другие принципы организации товарищества ремесленников: распределение дохода не только по труду, но и с учетом внесенного капитала; добровольное членство; планомерное обучение, подготовка работников за счет товарищества; безвозмездная помощь за счет товарищества в случае болезни, оказание бесплатной медицинской помощи, материальное обеспечение и воспитание детей, потерявших родителей — членов товарищества[5].
Дж. Беллерс обратился со своими предложениями к законодателям Англии — в палаты лордов и общин, доказывая, что в случае реализации его плана простые люди научатся сами заботиться о себе, спасаясь от бедности. Он утверждал, что поддержка бедных — в интересах богатых, поскольку, если произойдет революция, то потомки богатых могут стать бедными, потерять все, поэтому лучше покончить с бедностью.
[1] Луццати Л. Избранные речи по кооперации и экономики. — М., 1915. С. 98.
[2]Дахов И.Г. Советская потребительская кооперация. Фев.1990. С. 11.
[3]Сахарова Д.Б. История и теория кооперативного движения: учеб. Пособие / Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. – Мн.: Новое издание, 2005. С. 72 .
[4] Сахарова Д.Б. Указ. соч. С. 72-73.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.