Здравствуйте, друзья и читателе блога «Кооперативы против бедности»!

Продолжаю публиковать рабочий материал-кооперативные ценности и принципы в кооперации, из первой главы незащищённой диссертации о потребительских кооперативах.  

Начало публикаций: «Кооперативные ценности и принципы в деятельности кооперативов».

Кооперативные ценности - это то, что

Социальная ответственность и забота означают, что члены потребительского кооператива отвечают друг перед другом за положение каждого из них в обществе, заботятся о решении проблем членов своего коллектива исходя не только из экономической целесообразности, но также и норм морали.

Честность как этическая категория обязательна для успешного функционирования кооперативов, поскольку они не смогут существовать, если его члены не будут добропорядочными в отношении друг друга.

Открытость означает, что при вступлении в кооперативные организации, как правило, не существует ограничений по национальному, религиозному, социальному признакам. Открытость неотделима от интернационализма. Он заключается не только в том, что не создается препятствий к приему в кооперативы по национальному признаку, но также и в международном сотрудничестве кооперативов и их союзов.

Итальянский кооператор и министр финансов, организатор первых в стране ссудо-сберегательных кооперативов Луиджи Луццати,  подчёркивая важность открытости кооперации, в одном из своих выступлений  заметил: 

«Кооперация должна быть открыта для всех людей, которые пожелали бы стать независимы при помощи солидарности, укрепленной союзом. Какова бы ни была их программа, религиозная или политическая, каковы бы ни были их вера или неверие, их убеждения монархические или республиканские, кооперация соединяет всех вместе в общей непорочности. Единственное условие вступления в кооператив — стремление найти собственное счастье в счастье всех: эгоизм, который переходит в альтруизм»[1].

Razvitie-kooperatsii-i-eyo-printsipov-v-straneТаким образом,  кооперативные ценности неразрывно связывают людей участвующих в кооперации, при этом не важно учреждаются ли  кооперативы, работают ли,  или  ликвидируются.  И.Г. Дахов, говоря о кооперативных  ценностях, заметил что: «Кооперативные ценности — это то, что связывает нас друг с другом. Кооперативы сильны активностью людей,  их устремленностью к благосостоянию и добру, человеческой дружбе и сотрудничеству,  нравственности и культуре»[2].

Система ценностей кооперации является базой для выработки кооперативных принципов. Ценности носят общечеловеческий характер, поэтому их система остается по существу неизменной на протяжении многих десятилетий, в то время как кооперативные принципы в процессе развития мирового кооперативного движения претерпевали существенные изменения под влиянием идей различных эпох и исторического опыта[3].

Принципы,  в отличие от ценностей, носят более конкретный характер, используются в качестве основополагающих идей в процессе организации и практической деятельности. Ценности и принципы кооперации взаимосвязаны. И те и другие образуют две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные системы и являются двумя составляющими более крупной системы — кооперативной идеологии.

Необходимо заметить, что соотношение ценностей и принципов в разные эпохи влияло на решение  людей, желающих применить на практике теоретически обоснованные сначала ценности  и  на их основе принципы.

Одним из пионеров разработки конкретных моделей хозяйственных товариществ, носивших ярко выраженный кооперативный характер, был голландец Петер Корнелиус Плокбой. В 1659 г. П. Плокбой  написал обращенный лорду-протектору Англии памфлет

«Предложение сделать бедняков этой и других наций счастливыми через объединение подходящих, высокообразованных и умелых людей в одно хозяйственное товарищество или маленькую республику»[4].
Проект предусматривал создание принципиально нового вида хозяйственного товарищества — «маленькой республики». В данном проекте  прослеживаются ростки принципов создания и деятельности организации, сходной с кооперативом. К ним в частности можно отнести следующее:

—       в товариществе земля, деньги и имущество закреплялись за теми, кто вносил их в общее пользование, но без права получения доходов с этого имущества; вознаграждение членов товарищества зависело от количества и качества затраченного труда; эксплуатация одних членов товарищества другими не допускалась; совместное проживание и быт.

Английский экономист, один из ранних социалистов-утопистов Джон Беллерс, неоднократно выдвигал проекты социальных реформ с целью избавления общества от имущественного неравенства и нищеты. В своей книге «Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства», вышедшей в 1696 г., предложил другие принципы организации товарищества ремесленников: распределение дохода не только по труду, но и с учетом внесенного капитала; добровольное членство; планомерное обучение, подготовка работников за счет товарищества; безвозмездная помощь за счет товарищества в случае болезни, оказание бесплатной медицинской помощи, материальное обеспечение и  воспитание детей, потерявших родителей — членов товарищества[5].

Дж. Беллерс обратился со своими предложениями к законодателям Англии — в палаты лордов и общин, доказывая, что в случае реализации его плана простые люди научатся сами заботиться о себе, спасаясь от бедности. Он утверждал, что поддержка бедных — в интересах богатых, поскольку, если произойдет революция, то потомки богатых могут стать бедными, потерять все, поэтому лучше покончить с бедностью.


[1] Луццати Л. Избранные речи по кооперации и экономики. — М., 1915. С. 98.

[2]Дахов И.Г. Советская потребительская кооперация. Фев.1990. С. 11.

[3]Сахарова Д.Б.  История и теория кооперативного движения: учеб. Пособие / Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. – Мн.: Новое издание, 2005. С. 72 .

[4]  Сахарова  Д.Б.  Указ. соч. С. 72-73.

[5] Сахарова Д.Б.  Указ. соч. С. 74 .

Продолжение следует.