Здравствуйте!

Центросоюз потребительской кооперации

Вот уже несколько дней  на блоге “Кооперативы против бедности” публикуются статьи о становлении потребительской кооперации и кооперативов в Вологодской губернии в 1921 году . Исторический материал взят из журнала “Кооперация Севера”. Материал интересен тем, что во многом сложившаяся ситуация вокруг кооперативов и потребительской кооперации в 1921 году напоминает современное печальное состояние сельской потребительской кооперации и Центросоюза РФ.  Ссылки на  статьи тут, тут и тут. Правда лозунги в отношении того, что скоро РФ накормит весь мир декларируются либеральным правительством России практически на протяжении 20-ти лет их правления, а воз сельскохозяйственной кооперации стоит без движения. Мало того, продовольственная зависимость страны очень уязвима от поставок продовольствия и непродовольственных товаров из-за границы-стран Запада. Все мы свидетели того, что произошло с Россией в 2014 году –санкции Запада углубили кризис продовольствия и непродовольственных товаров в России и обнажили предательскую роль либерального олигархического правительства России в области построения независимого государства.

О проекте нормального Устава Губернского Союза Рабоче-Крестьянских Потребительских Обществ

Отзыв Правления Вологодского Губсоюза (Северосоюза) о проекте нормального Устава Губернского Союза Рабоче-Крестьянских Потребительских Обществ, разработанного Организационным Управлением Центросоюза. Проект нормального устава Губсоюза был разработан к июльскому Собранию Уполномоченных Центросоюза. И к тому моменту проект этот имел ряд существенных недостатков; в настоящее же время, после опыта работы потребкооперации в условиях новой экономической политики развития самой этой политики, проект устава Губсоюза нуждается в ряде коренных изменений.

Обязательность кооперирования. Провозглашённый декретом 20 марта 1919 года принцип принудительного кооперирования всего населения был тесно связан с системой развёрстки и общего государственного снабжения. Поскольку население все свои излишки должно было при посредстве кооперации сдавать государству и все себе необходимое получать через кооперативные организации также от государства—логично было включать его в члены этих организаций. В жизнь принцип обязательного кооперирования проведён был в более или менее полной мере только в городах, население которых состояло на государственном снабжении. В сельских местностях государственное снабжение проводилось в столь незначительных размерах, что все население никак не могло усвоить оснований обязательного кооперирования. В настоящее время, когда развёрстка заменена налогом и установлено право свободного распоряжения излишками, а на государственном снабжении оставлены лишь незначительные (численно) группы населения—всеобщность кооперирования утратила всякий даже и логический смысл. Кроме того, для других видов кооперативного движения провозглашён уже принцип добровольности. При таких условиях сохранение принципа обязательности кооперирования для потребкооперации со всеми вытекающими из него последствиями (всеобщность членских взносов и т. д.) лишит возможности завоевать доверие населения—основу деятельности каждой кооперативной организации.

Взаимоотношения с государством. Система обязательных государственных заданий кооперации тесно связана со всеобщностью кооперирования населения. Естественно, что обязательные государственные задания не могут иметь места к добровольным кооперативным объединениям. Но практика обязательных заданий даже и по отношению к существующей потребкооперации дала столь отрицательные результаты, что государственные органы в последнее время решительно встали на более правильный путь заключения договоров. Таким образом и по принципиальным и по практическим соображениям система обязательных государственных заданий должна быть оставлена. Вместе с нею теряет всякое основание право ввода В.Ц.И.К. своих представителей в состав Правлений ЕПО и их союзов, а также участие исполкомов в назначении сроков выборов и перевыборов органов управления потребкооперации.

Кооперативное строительство Вологодского Губсоюза (Северосоюза)

Система потребительской кооперации Северного Края

Необходимость допущения смешанных союзов. Последние декреты о кустарно-промысловой и сельскохозяйственной кооперации допускают такое толкование, при котором подвергается сомнению возможность существования смешанных союзов. Сторонники специализации кооперативного строительства, пользуясь этим, настаивают на полном обособлении от потребкооперации всех остальных кооперативных организаций. Между тем во многих областях России, в том числе в нашей губернии, добровольное единение кооперативных организаций различных видов имеет глубокие экономические и исторические основания, является фактом и признается вполне хозяйственно-целесообразным. Необходимы соответствующие изменения параграфов проекта устава о составе и функциях Губсоюза, которые бы обеспечивали юридическую возможность существования смешанных союзов.

Взаимоотношения с рабочей кооперацией. Установление особого представительства рабочих в органах управления противоречит основным положениям теории и практики кооперации, согласно которым все члены равны и на курии не делятся. Единый для всей России размер представительства рабочих организаций (1/3 органов Управления) в некоторых губерниях, ставило их в привилегированное, по отношению к крестьянскому населению, положение. В нашей, например, губернии все городское население составляет 10%. Предоставление рабочим организациям 33% состава органов управления вызывало и в прошлом возражения собрания уполномоченных Губсоюза. Кроме того, преобладающее влияние при формировании рабочего представительства профсоюзов, далёких от кооперации и её практической работы не обезпечивало интересов рабочей кооперации. Представлялось бы более справедливым и целесообразным допущение в Собрании Уполномоченных Губсоюза представительства непосредственного рабочих кооперативов в размерах, пропорциональных числу объединяемых ими членов. Пропорциональное представительство, твёрдо принятое при выборах органов управления кооперации обеспечить рабочей кооперации если она сочтёт необходимым обособиться, возможность участия во всех органах управления Губсоюза. Влияние же её на деятельность Губсоюза обусловлено не количеством представителей (большинства его не представляет ведь и проект), а правильной оценкой момента и понимания интересов трудящихся.

Примерный устав потребительской кооперации севераВзаимоотношения с Центросоюзом и другими кооперативными организациями.Система централизации, связанная неразрывно с бюрократизмом и волокитой, в применении к кооперативным организациям, ничего положительного, как показал опыт работы последних двух лет, не дала. Формально обязательные задания Центросоюза исполнялись Губсоюзами лишь постольку, поскольку они соответствовали интересам самих Губсоюзов. Всякого рода утверждения Центросоюзом действий Губсоюзов (утверждение сети райотделений, правил счетоводства и пр.) носили в огромном большинстве случаев исключительно формальный характер. Тоже самое следует сказать о взаимоотношениях Губсоюза и ЕПО. Поскольку теперь система централизма и в государственных органах заменяется местным хозяйственным расчётом— кооперации следует решительно встать на путь децентрализации, обеспечивающий основной принцип кооперативной работы— самодеятельности членов. Обязательными должны быть признаваемы лишь те правила и положения, в установлении которых кооперативные организации сами участвовали. Покоится они должны на общности интересов, а не формальной обязательности. ЕПО с охотой будут пользоваться услугами Губсоюза, а Губсоюзы—Центросоюза, если последние сумеют дать эти услуги на более выгодных условиях, чем кто-либо другой Утверждения постановлений низших кооперативных организаций высшими, поскольку они носят исключительно формальный характер, должны быть устранены. В соответствии с этим должны быть изменяемы §§ 2 п. н., 4, п. г., 8, примеч. к 19, 49, 55, 58 и др.

Восстановление самостоятельных районных союзов потребкооперации

Потребительская кооперация -это форма объединения людей

Необходимость допущения райсоюзов. Особняком и весьма остро обстоит вопрос с дальнейшим существованием райотделений. Руководить их работой из одного губернского центра не представляется никакой возможности. Особенно, как это имеет место в нашей губернии, если Губсоюз и райотделения отделены несколькими стами вёрст и сообщаются лишь при помощи гужевого транспорта. Работа райотделений теперь так осложнилась, требует столь много инициативы и приспособления к быстро меняющимся местным условиям, что руководство Губсоюза вне всякого сомнения выродится в никому ненужную и пустую фикцию. Восстановление самостоятельных районных союзов—единственный выход из нынешнего совершенно ненормального положения, по крайней мере для тех местностей России, где раньше существовали подобные союзы. Координация работы райотделений и Губсоюзов будет достигаться благодаря экономическим причинам: угроза, прямых торговых сношений ЕПО с Губсоюзом и возможность открытия Губсоюзом в районе райсоюза закупочной конторы заставят райсоюз строить свою торговую политику согласованно с Губсоюзом. В проекте устава должен быть коренным образом переработан весь раздел V. В числе органов управления Губсоюза необходим совет. Никак невозможно согласиться с исключением Совета из числа органов управления Союза. В целях разрешения вопросов, превышающих полномочия Правления, живой связи с местами и взаимной информации, Совет совершенно необходим. Собрания Уполномоченных часто созывать весьма дорого, да и не целесообразно. Между тем, Правлению брать на свою ответственность разрешение крупных вопросов весьма затруднительно. Установить живую связь и полную информацию, столь необходимые в наше время, без непосредственного общения руководителей работы на местах между собой и работниками Губсоюза и невозможные в виду, между прочим, большого недостатка достаточно подготовленных инструкторов. В результате упомянутого общения устанавливаются общие точки зрения и принципы работы, достичь которых никакими циркулярами и распоряжениями никогда не удастся. Необходимы запасный капитал и свободное распоряжение прибылями. Представляется непонятным отсутствие в проекте устава упоминания о запасном капитале. Образуемый из вступной платы и отчислений из прибылей и предназначенный для пополнения убытков—он с успехом выполнял-бы свою обычную функцию. Также непонятна полная уставная регламентация употребления чистой прибыли (§ 17—на увеличение его капиталов). У Губсоюза могут быть весьма важные и острые потребности в средствах, удовлетворить которые Собрание Уполномоченных может отчислением из прибылей. Весь раздел о средствах приспособлен к жизни сметных организации и нуждается в переработке.

Расширение неторговой деятельности. Многие Губсоюзы даже и в последние годы вели, хотя и в небольших размерах, издательскую и культурно-просветительную работу. Теперь, при сокращении роли государства в данной отрасли и разрешении вести издательскую деятельность всем с одной стороны, большей потребности в просвещении с другой—кооперация, вне всякого сомнения, сочтёт себя вынужденной вести культурно просветительную в самом широком смысле этого слова работу. Необходимо, чтобы в уставе закреплена была детальная к тому возможность.

Общие выводы.

1. Включение многих из указанных выше изменений проекта устава Губсоюза встретит формальные препятствия в виде декрета 7 апреля с. г. и других декретов по потребкооперации. Поэтому необходимо ходатайствовать об издании нового акта, регулирующего положение потребительской и смешанной кооперации. Этим потребкооперация была бы лишь уравнена в правах с другими видами кооперативного движения.

2. Так как создать единый нормальный устав Губернского Союза потребкооперации, годный для всей России невозможно—необходимо выработать лишь примерный устав, дав возможность местным работникам, руководствуясь новым законом и примерным уставом, вырабатывать свои уставы с учётом всех местных особенностей. Отклонения от закона или кооперативных принципов могут быть устранены при регистрации этих уставов.

Желаете получать анонсы новых статей к себе на почту? Тогда подписывайтесь на обновления блога. Буду рад видеть вас среди своих читателей. Кроме этого, можно нажать красивые социальные кнопочки ниже, чтобы поделиться информацией о блоге «Кооперативы против бедности» со своими друзьями в социальных сетях. Тем самым вы мотивируете меня на публикацию новых, интересных статей о потребительских обществах,кооперативах и кооперативной деятельности,  поддерживаете мой проект в дальнейшем развитии.

С уважением, В.Н. Швец