Продолжаем рассказывать о кооперативном движении. Кооперативное движение, по нашему мнению, является локомотивом образовательной и просветительной деятельности членов потребительской кооперации. Основные направления образовательного процесса в потребительской кооперации, его  виды и методы могут быть применены и в современном обществе, для улучшения образования населения страны.Просветительная кооперация

Начальное обучение дает государство, религиозное воспитание — церковь, техническое и высшее образование — предприниматели, государство и университет, кооператоры же ставят задачей образование граждан. А. Тойнби

В России, образовательная  и просветительная деятельность потребительской кооперации исследовалась  учёными  М.И. Туган-Барановским, А.В.Чаяновым, К.И. Вахитовым и др.

Так, например, А.В.Чаянов считал, что кооперация должна была «не только помочь крестьянину получить в своем хозяйстве большую выгоду, но и помочь ему в деле просвещения, в деле устроения его духовной жизни для того, чтобы дать знания крестьянину, кооперация, помимо торговой работы, ведет в деревнях культурно-просветительную работу».

Для канадского кооперативного движения важным источником силы также следует считать  образовательную  и просветительную деятельность. Ее осуществляют несколько университетов. Канадская ассоциация кооперативов — национальная кооперативная организация — готовит материалы о кооперативах для начальных и средних школ. Она также организует курсы для учителей, где им рассказывается, как наиболее эффективно использовать эти материалы, чтобы помочь слушателям осознать ценность кооперативного движения и кооперации как средства социального процесса. Большое значение в кооперативном образовании имеет кооперативная пресса.

Привлекает внимание правила французских производственных кооперативных  ассоциаций середины XIX века, которые косвенно подтверждают проведение образовательной и просветительной деятельности среди французских производственных кооперативных ассоциаций.

«Пьянство — первый порок, который должна преследовать ассоциация; отнимая у человека ум, оно уничтожает, позорит человека и делает его недостойным уважения его сограждан».

«Брань и насилие, вызывая беспорядок и стычки, порождают антипатию и ненависть между согражданами; это антисоциальные и унижающие достоинство человека явления».

«Непристойные слова, употребляемые кем-нибудь, являются одним из самых действительных источников деморализации молодых людей. Это яд для сердца, который постараются устранить от своих детей все отцы семейства на столько же, на сколько они заботятся об устранении обыкновенного яда».

«Лень не должна появляться в ассоциации, это трутень, который поест работу прилежного работника. Лентяй должен изгоняться из ассоциации, как трутень из улья».

«Непокорность законам ассоциации угрожает интересам всех. Если член должен быть свободен, как гражданин, то он должен, как работник, уметь подчиняться дисциплине в труде. Гарантия его независимости заключается в его праве участвовать в деле улучшения устава; но раз принятые уставы должны встречать повиновение, как выражение воли всех и в том числе воли самого подчиняющегося уставу».

«Каждый нечестный поступок против ассоциации, или против сочлена, или против постороннего лица, наказывается исключением».

Российская кооперация, в отличие от западноевропейской, ставила в основу работы гуманные цели и широкую культурно-просветительскую деятельность. Основоположники российской кооперации настаивали на том, что кооператор должен отличаться высоким нравственным, умственным и духовным обликом. Он (кооператор) должен с полным правом не только сказать, наш товар лучше, он должен сознавать, что самое главное — иметь право сказать — наши люди совершеннее. Совершенства кооператоры должны были достигать через систему подготовки, переподготовки и дополнительного образования в образовательных учреждениях.