Здравствуйте!
Кооперативное движение подразумевает разностороннее развитие всех сторон кооперативного сообщества, в том числе и получение качественного среднего специального и высшего образования работников потребительской кооперации и пайщиков потребительских обществ и членов кооперативов.
Образовательная и просветительная деятельность потребительской кооперации ставит перед собой ряд задач, одна из которых создание высшей кооперативной школы, где бы осуществлялась подготовка работников потребительской кооперации для разнообразной деятельности на местах, как в хозяйственной, так и просветительной области — людей, широко ознакомленных с кооперативным опытом всех стран, умеющих самостоятельно разбираться в экономической обстановке кооперативного дела в его общих и местных задачах, способных критически относиться к своему и к чужому кооперативному опыту. Первоначально подготовкой профессиональных кооперативных работников для кооперативов в России занимались кооперативные курсы при земствах. С 1910 по 1912 год при земствах функционировали 11 общекооперативных курсов, 9 курсов по кредитной кооперации, 7 по сельскохозяйственной и 6 по потребительской кооперации. Первая шестимесячная школа потребительской кооперации начала действовать 23 сентября 1913 года. При Московском народном университете имени А. Шанявского были организованы курсы по кооперации, преобразованные позднее в инструкторские курсы Центросоюза. С 1912 года вводится чтение общего курса кооперации в Московском коммерческом институте, государственном университете и Петровской сельскохозяйственной академии. В 1917 году в Петрограде открылся первый кооперативный институт. Его ректором был профессор К.А. Пажитнов. Институт давал высшую квалификацию кооперативным работникам, а в Москве первый кооперативный институт был открыт в 1918 году. Его первым ректором стал С.Н. Прокопович. Это было небольшое общекооперативное высшее учебное заведение.
Первые кооперативные техникумы для кооператоров
Первый в нашей стране кооперативный техникум открыл свои двери перед учащимися в Петрограде в 1921 году.
В начале 20-х годов в стране действовали промышленно — экономические техникумы, при которых были открыты отделения потребительской кооперации. В 1923 году таких техникумов насчитывалось 40, в том числе два в Москве, по одному — в Вологде, Вятке, Костроме, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. В середине 20-х годов основными формами подготовки кооперативных работников в постоянных учебных заведениях являлись: школы конторского и торгового ученичества для обучения подростков, которые работали в кооперации; школы второй ступени с кооперативным уклоном на восьмом и девятом годах обучения; школы крестьянской молодежи; кооперативные техникумы; промышленно-экономические техникумы с кооперативными отделениями; высшие практические кооперативные курсы Центросоюза; курсы заочного обучения. В начале 30-х годов Центросоюз СССР и РСФСР имел 26 небольших учебных институтов; в 1935 году количество вузов уменьшилось до 16. В предвоенном 1940 году их осталось только 2: Московский и Одесский институты советской кооперативной торговли. Функционировали 36 техникумов, до 10 кооперативных школ и свыше 100 учебно-курсовых комбинатов.
Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года отмечает, что на начало 2001 года профессиональное кооперативное образование в России осуществляют три университета с 35 филиалами, 60 техникумов, 5 колледжей, 58 филиалов средних учебных заведений, 5 профессиональных училищ. Строительство новой потребительской кооперации и вывод ее из кризиса перестроечных годов могут быть ускорены, если кооперативное движение получит приток компетентных, профессионально подготовленных руководителей-кооператоров. Такой приток можно обеспечить, в первую очередь, за счет немедленной и эффективной переподготовки наличных кадров управления, ускоренной подготовки новых управленцев на базе послевузовского образования.
С предыдущим комментарием согласен только в том, что нынешнее образование нуждается в кардинальных изменениях.
В сложившейся ситуации не более 30% выпускников идут по своей специальности. А конкретно по специальности кооператор, какой процент? Кто знает?
Я долгое время занимаюсь молодежной кооперацией. И заметил большой дефицит в кадрах. Современная кооперация и кооперация 20 лет спустя очень сильно отличается, да и эти 20 лет у кооперации был сложный путь становления, по этому опытных специалистов очень мало. Общался со студентами кооперативных вузов, впечатление то что у них цель защитить диплом и забыть про кооперации. Вуз не дал им стремления внедрять кооперацию, работать на развитием кооперативного движения (надеюсь у меня ошибочное впечатление). Хотел бы поинтересоваться, кто знает какие-либо проекты молодежно-кооперативного направления?
Станислав, Вы сами прекрасно понимаете, почему в ВУЗах не заинтересованы в том, чтобы их выпускники работали по специальности. Здесь, первая скрипка — Минобразование. Чтобы заинтересовать выпускников ВУЗов работать по специальности, Минобразованием должна вестись огромная и очень кропотливая работа, во первых с руководством ВУЗов, затем и с (очень не нравиться мне это слово) работодателями. А кому это нужно в современном правительстве, с его непрофессиональным кадровом составе, построенном на кумовстве.
Пыталась прочитать вашу статью, но это наверное не для моего ума. Как то все сложно все это. Я ни когда не была сторонницей нынешнего образования.