Здравствуйте уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Публикуемая статья о изданном Декрете о Государственном Банке в 1921 году, как нельзя к стати может быть полезна тем, кто хочет разобраться в хитросплетениях возможностей Банка России в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Уж очень много за последнее время нареканий учёных экономистов, экспертов, на деятельность Банка России, который в соответствии со статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ — где свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Более подробно о Банке России можно прочитать на его сайте: http://www.cbr.ru/.
Декрет о Госбанке предусматривает кредитование кооперации
I. В № 1 нашего журнала в статье «Кооперативный кредит» мы констатировали, что власть, разрешив частную торговлю и промышленность, неизбежно должна была разрешить и вопросы кредитования. Первые шаги в этом направлении были сделаны ею изданием актов «Правила финансирования кооперации» и «декрета о средствах кооперации». Упомянутые законодательные акты, будучи сами по себе в общем удовлетворительны, однако не разрешали ещё вопроса о кредите, так как этот вопрос может быть решён удовлетворительно совместно с разрешением целого ряда других вопросов, как-то: признание института частной собственности, установления твёрдых гражданских законов и т. п. Дальнейший шаг в указанном направлении делает правительство декретом от 13 октября о «Государственном Банке». Декрет предусматривает наличность в России широко развитого торгового оборота, утверждает право частной собственности, предусматривая залог её. Помимо этого, декрет предусматривает существование у нас твёрдого гражданского правопорядка. Он оперирует с таким строгим гражданским обязательством, как вексель. Декрет предусматривает преимущественное право Госбанка удовлетворения его претензий пред другими кредиторами. Декрет предусматривает существование Биржи.
Вводится в действие институт расчётных палат. Все это говорит за то, что наш законодатель, хотя и робкими шагами, но все ближе и ближе подходит к организации твёрдого гражданского порядка в стране, когда может развиваться и торговля, и промышленность, когда можно говорить об узаконенных твёрдых сделках и пользоваться для своих операций кредитом. В настоящий момент мы имеем новый акт о признании заграничных долгов. Нарком Иностранных Дел Чичерин 28 октября обратился с нотой к державам Антанты, в которой от имени Правительства Республики признает все царские долги под условием признания Советской власти и льготной рассрочки уплаты долга. Этот новый акт имеет огромное значение для развития у нас торговли и промышленности в частности—постановки кредитного дела на твёрдую почву. Мы уже и сейчас задыхаемся без твёрдой денежной единицы. В ближайшем будущем Правительство должно принять чрезвычайные усилия по оздоровлению нашей денежной системы. Но наперёд можно сказать, что все внутренние мероприятия в этой области без заграничного кредита никаких реальных результатов дать не могут. С другой стороны, наши заграничные кредиторы могут нам открыть новый кредит лишь тогда, когда мы признаем наши прежние долги. Одним словом, хотя и медленно, но неуклонно мы идём к оздоровлению нашей экономической политики и, как сказано выше, возникновение Государственного Банка надо считать очень серьёзным шагом вперёд.
Государственный Банк поможет кредитованию кооперации
II. Как говорит декрет, Государственный Банк учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведению других мер, направленных к установлению денежного обращения. Он действует по принципу хозяйственного расчёта и безубыточности (ст. I). Основной капитал Банка определяется в 2 тысячи миллиардов рублей, отпускаемых Банку из общегосударственных средств в бюджетном порядке (ст. 3). Находясь под высшим наблюдением Н. К. Ф., в своей повседневной деятельности Банк управляется Правлением, председатель которого утверждается Совнаркомом, а Члены назначаются Н. К. Ф. (Ст. 5—7). На местах Банк открывает: Областные Конторы, Отделения и Агентства, в административно — организационном отношении подчинённые заведующим подлежащих финотделов (Ст. 12). Для установления кредитоспособности ходатайствующих об открытии кредита учреждений, предприятий, организаций и частных лиц и для определения возможности предоставления испрашиваемого кредита или выдачи испрашиваемой ссуды, в центре и на местах состоят Учётно-Ссудные Комитеты. В Учётно-Ссудные Комитеты входят: представитель Правления Банка, по два от В. С. Н. X. и Н. К. З. и по одному— Н. К. Ф., Н. К. Внешторга, Р. К. И., Центросоюза, Сельскосоюза и Промысловой кооперации. (Ст. 23-24).
При Отделениях Банка Учётно-Ссудные Комитеты пополняются сведущими лицами, пользующимися правом совещательного голоса. Государственному Банку предоставлено право производить все банковские операции как активного, так и пассивного характера, и именно:
1. Открытие целевых производственных кредитов на определённые начинания (финансирование)—на основании особых проверенных Банком смет и планов.
2. Открытие кредита до востребования (онколь) под обезпечение в форме контокоррентного счёта — под залог: товаров, ж. д. дубликатов, накладных, пароходных квитанций, коносаментов, векселей и др. долговых обязательств. Банку предоставляется право во всякое время потребовать выкупа того или иного предмета обезпечения или представления дополнительного обезпечения или погашения всего или части долга, а в случае неисполнения сего должником, реализовать всё или часть обезпечения, или не приступая к реализации обезпечения, обратить взыскание на всякое другое имущество должника.
3. Открытие кредитов до востребования (онколь) под залог иностранных ценных бумаг, валюты, драгоценного металла, тратт и девиз с выдачею под них не более 60% биржевой стоимости.
4. Срочные ссуды под залог на срок не свыше 3-х месяцев.
5. Учёт векселей и долговых обязательств.
6. Покупка и продажа по поручению разрешённых для свободного обращения товаров.
7. Покупка и продажа за собственный счёт—иностранных ценных бумаг, тратт, девиз и драгоценных металлов—с тем, чтобы на эту операцию было израсходовано не более одной трети основного капитала Банка.
8. Аккредитивы под документы на отправленные товары—с получением вперёд полного или частичного покрытия.
9. Переводы и кредитивы.
10. Комиссионные операции—по инкассированию векселей, обязательств, иностранных тратт, товарных и всякого рода других документов и ценностей, а также за счёт комитентов всякого рода уплат с получением вперёд всей суммы.
11. Приём и выдача денежных вкладов: на текущий счёт, на определённый срок (вклады срочные) и сроком по определению (безсрочные вклады). — Принимаются и выдаются вклады без ограничения суммы. Суммы, внесённые на вклады и на текущий счёт, не могут быть подвергнуты запрещению и секвестру иначе, как по постановлению судебных установлений.
12. Приём на хранение вещевых вкладов (очевидно восстанавливаются сейфы). В целях выполнения взаимных переводных, комиссионных и других поручений Банк вступает, на основании особых договоров, в корреспондентские сношения с иностранными Банками и Банкирскими учреждениями.
Ст. 33 декрета предоставляет Банку право организации расчётных Палат. Согласно ст. 36 товары и ценности, служащие обезпечением открытых Банком кредитов и выданных им ссуд, не могут быть подвергнуты, секвестру или запрещению ни по частным, ни по казённым взысканиям и не могут быть причислены к общей массе имущества должника для удовлетворения его кредиторов, впредь до полного погашения долга Банку с процентами, комиссии и пр. В отношении удовлетворения своих претензий Банк пользуется преимуществом пред всеми другими кредиторами как казёнными, так и частными, за исключением установленных налогов. Чистая прибыль Банка, по утверждении Н. К. Ф. годового отчёта, распределяется следующим образом: 50% её отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20% обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход казны. Таково в общих чертах содержание декрета от 13-го октября.
Действия Государственного Банка для русской кооперации
III. В ближайшие дни Государственный Банк открывает свои действия. Возникает вопрос большой важности для всей русской кооперации—что сможет дать ей Государственный Банк? Определённого ответа на этот вопрос в настоящее время получить, конечно, затруднительно, но уже имеются некоторые данные, дающие возможность делать выводы. Надо, прежде всего, установить, что кооперация устами своих идеологов и на своих многочисленных Съездах твёрдо установила, что её самостоятельное и полное развитие зависит от существования самостоятельного кооперативного Банка. Потерявши формально свою самостоятельность ещё в 1918 г. Кооперативный Московский Народный Банк, до самого последнего момента сохранивший свой аппарат сверху до низу—ныне вливается в Государственный Банк. Об этом заявил Нарком Крестинский в данном им интервью корреспонденту «Экономической Жизни», это вытекает из существа положений о Государственном Банке. Влитый или слитый с Госбанком б. Московский Народный Банк неминуемо должен раствориться в нем, так как по сообщению той же «Экономической Жизни» № 239 операционные отделы Госбанка будут построены не по клиентуре, а по роду производимых ими операций. В первом случае аппарат—б. Кооперативного Банка, обслуживая лишь кооперацию, сохранял бы ещё аппарат свой сверху до низу. При принятом решении служащие Кооперативного Банка по-видимому, должны будут разсеяться по всем операционным отделам Банка и смешаться с общей массой служилого персонала. Если убеждение кооперации в необходимости своего Банка не является ложным и время организации его наступит, то кооперации придётся затратить лишнее количество энергии на организацию своего Банка заново. Вот, по-видимому, то первое, что принёс для кооперации декрет о Госбанке. Вторым мучительным вопросом для кооперации является: сумеют-ли чуждые ей люди достаточно внимательно подойти к оценке её нужд и их удовлетворению. Опять-таки ничего определённого по этому поводу сказать нельзя. Однако частные сведения из авторитетного источника говорят о том, что для кредитования кооперации из всего двух-тысяче-миллиардного фонда выделено лишь 250 миллиардов. Наперёд можно сказать, что если эти сведения правдоподобны, то кооперация от Госбанка получит самую ничтожную поддержку. 300-миллиардный фонд кооперация исчерпала за несколько месяцев, лишь в ничтожной доле проявив свои возможности. Как и предыдущую статью, мы заканчиваем словами: кооперации надеяться не на кого, спасенье её—в ней самой. Весь путь её — упорный, настойчивый труд. П. Котов.
Обнадёживающая информация в этом видеоролике о ЦБ РФ
P.S. Хотите получать анонсы новых статей к себе на е-майл? Тогда подписывайтесь на обновления блога. Буду рад видеть вас среди своих читателей. Кроме этого, можно нажать красивые социальные кнопочки ниже, чтобы поделиться информацией о блоге «Кооперативы против бедности» со своими друзьями в социальных сетях. Тем самым вы мотивируете меня на создание новых уроков и поддерживаете мой проект в дальнейшем развитии. Благодарю!
С уважением, В.Н. Швец
Не перестаю тупо твердить. Страну загнали в сеть бандитских структур — банковскую, страховую, ипотечную, пенсионную, ….СТО….ЖКХ….говорят финансы — кровеносная система????? А регион без «кровеносной системы» ?? Это КТО или ЧТО???
Если в начале 20 века Россия делала упор на кооперативные банки….даже в советском законе о банках была статья о кооперативных банках «но по пути в рынок где то затерялась» да же в новых поправках о банках нет упоминания на их появление…разумеется мое предложение внести такую поправку тоже «где то затерялось….».
Единственным спасением России от участи Союза — это СОЗДАНИЕ ОБЛАСТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВНЫХ БАНКОВ…..
К слову в Германии — 1200 кооперативных банков, у нас НИ ОДНОГО.
Геннадий Данилович, благодарю за развернутый комментарий о кооперативных банках. Безусловно согласен с Вами, что в бандитском государстве (губернатор Хорошилов -государственный чиновник за время своего правления хапнул немерено денежек — полвагона по версии СК)создание кооперативов в разных сферах экономики не приветствуется правительством, а уж про кооперативные банки-так забудьте думать!!! Кто не согласен -прошу высказаться!