Здравствуйте, уважаемые читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Продолжаю знакомить, вас, уважаемые  читатели, с интереснейшими статьями становления потребительской кооперации, кооперативов и артелей в 1921 году в Вологодской губернии. Напрашивается вопрос:”А ничего вам не напоминает проблемная сторона состояния сельского хозяйства, и экономики в целом в 1921 году?”. Как видится вам, дорогие читатели, сегодняшний расклад составных частей экономики России – состояние сельского хозяйства, тяжёлой и лёгкой промышленности. Пишите в комментариях. Кому интересно продолжение статей,  подписывайтесь!

Кооперация-капитализм- кто победит

Очередные задачи кооперации в области сельского хозяйства на Севере

(Продолжение).Начало здесь.

3. Банкротство сельскохозяйственной культуры на Севере и его причины. Чтобы в полной мере оценить и понять причины пережитых нами во время революции всевозможных лишений, надо разобраться в тех особенностях Севера вообще, и нашей губернии в частности, которые так болезненно дали о себе знать за это время.

Кооперация Севера и её задачиДо войны и революции население нашей губернии являлось покупателем чая, саха­ру, мануфактуры, крупчатки и прочих продуктов питания и предметов потребления и, войдя так или иначе в колею жизни, не испытывало особо тяжких моментов из-за отсутствия каких-либо предметов, удовлетворяя свои запросы предложением рынка. Оно имело тогда даже дерзость философски рассуждать о картофеле, как о чертовом плоде, и относиться к нему не иначе, как с пренебрежением. И если затем, когда грянул гром революции, и когда распалась существовавшая хозяйственная связь, это же самое население принуждено было, часто имея на руках дорогие меха и прочие ценности местных промыслов, питаться соломою и древесною корою, то становится ясным, что что-то в нашем хозяйственном механизме было не ладно, искусственно, недостроено, несогласовано.

Кооперация Севера должна сохранитьсяЕсли бы хозяйственная жизнь Севера была развита более органически, если бы в ее вековом развитии были полнее разработаны местные источники получения разного рода благ и более целесообразно выражено их сочетание, то можно утверждать, что мы не испытали бы такого черного дня, какой нам суждено было пережить и уже самое малое он не наступил бы так скоро, как это случилось, и не представлял бы столь резкой перемены между днем сущим и минувшим. Сегодня питаться пирогами из крупчатки и пренебрежительно относиться к картофелю, а завтра—кора, трава, солома, колоб, да и то Христа ради,— это ли не показатель былых основ нашего хозяйствования , нашей мозговой и волевой слабости и банкротства нашего северного сельского хозяйства . Несомненно, культура северного хозяйства не выдержала испытания, как карточный домик, тотчас же рухнуло все от первого и легкого еще дуновения революционного ветра. Следовательно, не верны ее основы,следовательно, до этого момента мы не сумели ни разобраться в условиях жизни Севера , ни оценить даров природы, ни стать кузнецами своего счастья, ни ощутить творческого наслаждения и удовлетворения , которое присуще строителю человеку.

Ошибочная философия кооперации в области  сельского хозяйства на Севере

Коперация -экпорт

В чем же тут дело? Какие же причины привели нас к столь печальным результатам? Главною причиною такого состояния нашей культуры является всё та же, на которую мы указывали выше. Мы слишком усердно поклонялись Богу снабжения и распределения и совсем забыли Бога творчества и производства. Как малые дети, мы шли по линии «наименьшего сопротивления, более думая о дне сущем, чем грядущем. Как фонфизинская героиня, мы полагали, что не стоит голову ре

 

бенка загромождать географическими премудростями, коли существуют извозчики. И зачем, на самом деле, нам было покорят  какую то природу, бороться с червями, засухами и т. д., коли, Бог даст, трава вырастет сама по себе, да может и хорошая, а там где-то вдали есть благословенные края, где почти ни сеют, ни жнут, и собирают массу хлеба, который в изобилии может быть подвезен для нас по железным дорогам.

Не померявшись силами с нашим климатом, мы соборно признали его не подходящим для нашей творческой работы и, блаженно не сознавая в этом всей глубины нашей слабости, лености и позора, без боя отступили на позиции, когда-то с большим трудом и с большими жертвами завоеванные от природы нашими предками, имевшими честь оставить нам бессмертные памятники массового творчества, как- то: возделанные поля, секрет произростания зерен, начатки культуры приноровленной к местному климату и т. д, и т. д.

Мы молча как бы решили, что борьба за получение лишнего зерна и лучшего колоса неизвестно чем еще кончится и куда покойнее надеть на плечи котомки и идти куда-нибудь оравой вдаль в батраки, так как дома мало хлеба и работы. Такова была философия, такова была и жизнь. Воистину мы предпочитали все необходимое для нас ввозить, а не выращивать на месте. И это тем легче нам было делать, что наши предки оставили нам три источника благ для удовлетворения наших потребностей. Масло, лён и „избыточная” в кавычках физическая энергия, — вот козыри нашей механической игры. Не считаясь даже с потребностями детей, мы тщательно и дочиста очищали добытые в хозяйстве молочные продукты и лен и на вырученные деньги ввозили овощи, коноплю и изделия из него, махорку, спички, хлеб, известь, цемент, и многое, многое другое.

Кооперация и кооперативы должны возрадиться в сельском хозяйстве Севера

Ввоз и вывоз товаров в ту или другую местность всегда служит прекрасным показателем ее мощи и слабости. Счастлив тот край, который ввозит только то, чего у него нет и быть не может, а вывозит—действительные излишки, чистый избыток своих благ, так как твердая ввозная политика, опирающаяся только на отсутствие тех или других предметов без учета того, могут они или нет при известных усилиях быть добыты на месте, не приведет ни к чему хорошему.

Идя твердо по этой дороге можно выжечь не только побеги новых начинаний в хозяйственной деятельности, но при некоторых условиях и расшатать прочно укрепленные источники. Идя по этой дороге, мы можем достигнуть того, что только за истребление и сплав наших лесов нам будут подвозить из Бразилии или Аргентины положительно все, начиная с хлеба и кончая кирпичей, ухватом, колесами, дугами и т. д. Вглядываясь в картину довоенного ввоза в нашу губернию, мы не можем признать его нормальным.

Ввозить овощи, коноплю, махорку, известь и многое другое, что с успехом могло бы быть найдено дома, без стыда смотреть, как веками гниют и праздно лежат неисчислимые богатства края, и в то же время вывозить какую-то избыточную людскую энергию за неимением дома работы,—вот в чем разгадка банкротства нашей культуры и чего не след нам делать вперед. Ложным ввозом мы усыпляли свою инициативу, творческую мысль и радовались подвозу того, что можно было достать на месте, платя за все маслом, льном и еще раз маслом, которое, кстати сказать, в значительной мере приготовлялось из молока, отнятого от детей. Своему ребенку мы совали в рот жеванный сухарь, а отнятое от него молоко меняли на заграничный кирпич, так как мы бедны творческой продуктивной мыслью и нам лень и трудно приняться за разработку валяющегося под ногами сырья. Этой спячке настало время положить конец.

Пора приступить к умножению местных источников, трезво взглянуть на ввоз товаров и не ждать подвоза того, что может быть найдено, дома. Уроки истории не должны забываться. Надо раз и навсегда запомнить, что Север будучи отрезан от былого подвоза и застигнут врасплох, оказался в очень затруднительном положении в смысле самопрокормления и самооборудования. И это его печальное положение создано вовсе не природными суровыми условиями, а ложным товарообменом и людской спячкой.