Здравствуйте уважаемые читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Образовательная деятельность Вологодских кооперативных союзов заключалась в том, чтобы среди кооперативного народа, было больше грамотных кооператоров. Образовательная деятельность, зародившаяся в  недрах Северного Края, продолжена и в настоящее время в системе кооперативного образования Центросоюза Российской Федерации, которая включает в себя: Автономную некоммерческую организацию высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (РУК) с центром в Москве и 21-м филиалом в регионах России; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» с центром в Новосибирске и 7 филиалами в городах Чита, Улан-Удэ, Омск, Владивосток, Кызыл, Тюмень, Якутск. 52 средних специальных учебных заведения с 25-ю филиалами по всей стране. 1 учреждение начального профессионального образования. В учебных заведениях (высших, средних специальных) потребительской кооперации обучается около 100 тысяч человек.slavnaya-traditsiya-kooperatinogo-naroda

О подготовке кооперативных работников в Вологодской губернии

Под кооперативными работниками здесь разумеются все личности, творящие кооперативную жизнь, создающие кооперативное дело, двигающие кооперативную мысль. По самой природе нашего движения и по его историческому прошлому надо рассматривать его, как самодеятельное строительство жизни трудовыми народными массами. Всякое кооперативное учреждение—местное, районное или центральное—в отношении движущих его сил, может быть рассмотрено по определённой схеме. Самую широкую часть его, его фундаментальную основу составляет «кооперативный народ» —так называемое «большое тело» учреждения. Сюда входят все вообще члены данного кооператива, участвующие в нём теми или иными частями своих хозяйственных мероприятий. Далее, в кооперативе нельзя не различать некое «малое тело» учреждения. Это—наиболее заинтере­сованные единицы из массы тружеников, кои нарочито отдают учреждению своё внимание стоят в курсе его дел и болеют его неустройствами. Значение этого меньшинства довольно велико. Ибо это меньшинство нередко яв­ляет собою не только «малое тело» но и «душу» кооператива. Это меньшинство есть самое существенное противоядие против «бюрократизации» самодеятельного народного аппарата. Именно наличность этого меньшинства считается англичанами первым признаком самодеятельного учреждения. Оно является резервом для поставки работников в «районы» и «центры», — работников практических, обвеянных духом и смыслом грунтовой, связанной с массами, работы. Из этого же меньшинства составляется следующая часть учреждения: органы правлений, советов и рабочих комиссий разного назначения. Значение этих органов для правильной жизни кооператив, а вполне ясно и определённо. Далее мы должны отметить служебные силы учреждений, лиц, приглашаемых по найму и являющих собою специалистов разных уклонов, как-то: счетоводы, инструктора, мастера-техники, статистики, товароведы, агрономы, зоотехники, электротехники и пр. Эти служебные силы в практике делятся на две группы: работники местных, первоступенных ячеек и работники районных и центральных союзов. Таким образом, по этой схеме учреждение являет перед нами следующие объекты наших возможных образовательных усилий: 1) кооперативный народ; 2) инициативное меньшинство вместе с выборными членами правлений учреждения; 3) служебные силы местного назначения для ячеек первой степени; 4) служебные силы для объединений и союзов.Obrazovatelnoe-kooperativnoe-dvizhenie-TSentrosoyuza.

Если мы рассмотрим образовательную деятельность Вологодских кооперативных союзов как она применялась в прошлом в период 1912—1920 г., то увидим, что главное внимание было обращено на создание кадра работников по разряду 3-му. Устройство краткосрочных кооперативных курсов по количеству затраты сил и средств стоит в этой деятельности на первом месте. Такое устремление в обстоятельствах времени и места вполне понятно и диктовалось существенными жизненными требованиями. Рост кооперативного дела шёл полустихийно под влиянием меняющейся экономической обстановки; могущественные толчки шли от потребностей мирового рынка. Кооперативный аппарат создавался наспех и недостаток знающих техников счетоводов и мастеров — маслоделов ощущался как наиболее очевидная жизненная потребность. С другой стороны, районные и центральные организации обладали нужными средствами для того, чтобы произ­вести в этом направлении необходимые за­ траты. Вполне естественно, что Вологодская кооперация сделала это устремление для истекшего периода времени центральным устремлением и добилась здесь значительных результатов. Отсюда, однако не сле­дует, что по отношению к этому разделу сделано все или очень много.

Кооперативное движение в образовательной деятельности Вологодской Губернии

Кооперативное движение не является замкнутым в себе. Его работа растворяется в общем и целом жизнестроительстве; работники от­ходят к другим областям работы; они изнашиваются и требуют смены. Устремле­ние к созданию кадров работников по разряду 3-му и приподнятие сил уже заня­тых в этой работе, является столь же на­сущной потребностью и настоящего момента. Но некоторые новые обстоятельства времени и места, обстоятельства, творимые глубокими революционными сдвигами, за­ставляют нас поставить их на учёт для проектирования наших образовательных мероприятий на ближайшее время. Наиболее существенными из этих об­стоятельств, по нашему мнению, являются следующие.

Кооперативное строительство находится сейчас в стадии обновления. Оно должно учесть значение всех совершившихся глубоких перемен и приспособить свою работу к новым формам жизни. Этот учёт должен совершиться не только в сознании руководителей движения, но и в сознании народных масс. Как особый метод влияния на хозяйственную жизнь путём заинтересованного сотрудничества, кооперация может найти этот интерес или в непосредственных приобретениях сегодняшнего дня, или в научном интересе, освещающим общий ход дела, общие усилия. Для создания такого научного интереса в широких массах творящих личностей необходимо расширение привычного узкого горизонта труженика и вовлечение его в духовную атмосферу общих нужд и общих перспектив.

Образовательная деятельностьИсторически мы видим в развитии кооперации вполне ясно эти черты её продвижения. Скромная лавочка рочдельских ткачей была построена на глубоком научном интересе к общей жизни, к общей судьбе. И теперь многие формы сельскохозяйственной ко­операции лишены благоприятных импульсов рынка, но они не лишены стимулов научного интереса.

Другое обстоятельство, которое приходиться учесть в данных момент проектируя наши образовательные мероприятия, касается средств, потребных на это дело.

Сейчас приходится определённо сказать, что главный источник этих средств находится в руках самого кооперативного народа. Крестьянство, являющееся одним из крупнейших слагаемых нашего возможного воздействия, имеет в своих руках те ценности, кои могли бы быть обращены с громадной производительностью на создание научного интереса. Весь вопрос в том, чтобы само население поняло целесообразность таких затрат, их производительное значение. Что затрата на образование есть производительная ссуда самим себе и общему делу, — это далеко ещё не осознанная формула в сознании нашего крестьянства. Что учиться никогда не поздно, что, по создавшимся обстоятельствам, необходимо поучиться и взрослым—это истины, коим ещё нужно укорениться в сознании масс. Это внедрение указанных истин скорее всего проходит путём постановки «демон­стративных» или показательных мероприятий, пользу коих население могло бы наглядно освоить и взять их в свои руки для широкого повсеместного применения, при нашей помощи, при общем контроле соответствующих государственных учреждений, но за свои местные средства.

Исходя из этих соображений, попытаемся сначала определить в общих и грубых чертах, чего нам нужно достигнуть в ближайшее время: 1) чтобы кооперативный народ во всей своей массе разумно и отзывчиво принимал кооперативные мероприятия и воодушевлялся общим делом; 2) чтобы в каждой территории, где действует кооператив первой степени был кружок личностей из местной трудовой среды, спаянных научным интересом, принимающих успехи кооперативного дела близко к сердцу и умеющих проявить инициативу и провести её в жизнь одушевлённо и деловито; 3) чтобы члены правлений, советов и комиссий кооператива были в курсе очередных задач общего дела; 4) чтобы технические служебные силы кооперативов первой ступени (счетоводы, мастера-маслоделы и пр.) совершенствовались в своей работе и пополнялись свежими силами; 5) чтобы районные и центральные союзы находили подготовленных работников нужных им специальных уклонов.

Соответственно этим заданиям и нужно расположить наши образовательные мероприятия. В отношении кооперативной подготовки, крестьянского населения в целом в прошлой практике Вологодского края значатся краткосрочные (недельные и трёхдневные) курсы. Мы полагаем, что терминологию в этом случае следовало бы для ясности изменить. Курсы на три дня и даже на неделю—это уже не курсы. Слово «курсы» что-то обещает, но за три дня дать что—ни будь существенное трудно. Как признают и некоторые местные работники, слишком краткосрочные курсы создают иногда разочарование, поэтому образовательные мероприятия сроком менее одного месяца не следовало бы, быть может, называть курсами. С другой стороны, наезды в деревню на короткий срок небольшими отрядами культурников для пробуждения интереса, для сбора всенародной аудитории—желательны.

Воздействие образовательных мероприятий на кооперативный народ

Это тот минимум воздействия на кооперативный народ в целом, который доступен нам в настоящее время. Это мероприятие, по нашему мнению, практичнее всего организовать в форме передвижной «народной выставки». Такая выставка могла бы продолжаться в селении 2 и 3, и 4, и больше дней, включая в себя и доклады, и лекции, и показания картин, и разъяснение плакатов, диаграмм, моделей. К ней для оживления может при­ соединиться и маленький спектакль, концерт. Практика такого построения мероприятия в наших бытовых условиях была и дала положительные результаты. Расходы по передвижению и содержанию (довольствие) лекторов могли бы производить­ся местами, где они работают. Дальше наше желание идёт к тому, что­ бы в каждой местности был круг лиц, преданных общественно-кооперативным идеям и, в особенности, по данному времени, уясня­ющих себе значение сельскохозяйственной кооперации для общего дела.

Кооперативные кружки и школы

Создание  кружка требует длительного самообразования примкнувших к нему личностей. Толчком к созданию кружка могла бы явиться, возникающая в данной местности на основе зимнего досуга школа для взрослых—зимняя крестьянская школа. Продолжительность занятий в такой школе от 3 до 5-ти месяцев в зимнее время. В отношении этих школ Союз и районные объединения могут взять на себя лишь организацию демонстративно- показательных мероприятий. Сеть таких школ доступна к построению лишь самим заинтересованным населением. В виду особой важности создания на­учного интереса к сельскохозяйственной кооперации в крае, желательно было бы осуществление опытной школы для взрослых по сельскохозяйственной кооперации.

Такая школа с курсом на одну зиму (6—7 месяцев) могла бы давать на места инициа­торов и руководителей местных ячеек, в иных случаях секретарей счетоводов, словом, накапливала бы инициативное ядро местных работников сельскохозяйственной кооперации. Далее, в отношении членов правлений и советов кооперативов следовало бы признать желательной практику районных конференций сроком до одной недели, где прорабатывались бы вопросы общего дела и уяснялись его ближайшие перспективы. Теперь что касается кампании счетоводно-кооперативных курсов, то она, понятно, остаётся в своей традиционной силе и должна пройти при возможном напряжении в зависимости от сил и средств, могущих быть вложенными в это дело. Возможную подготовку работников для объединений и союзов, в силу показаний на этот случай местного опыта, думается, правильнее было бы отнести к второй половине учебного сезона, когда выяснится вопрос, найдутся ли слушатели достаточно подготовленные для прохождения инструкторских курсов.

В этом докладе намечены лишь общие направляющие вехи, по которым должна планироваться предстоящая работа. Детальная разработка планов мероприятий будет производиться по мере принятия их на очередь к выполнению.

В учебный сезон 1921—1922 г. неторговым отделом Северосоюза намечено осу­ществить следующие мероприятия:

1. Провести по всем Райотделениям трёхдневные конференции для обсуждения воп­росов, главным образом, текущего момента.

2. Подобрать для конференций компактную выставку по главнейшим видам сельского хозяйства.

3. В Христо-Рождественской маслодельной артели, Несвойской волости, с 1 ноября организовать 4 месячные курсы для мастеров маслоделов и техников по молочному хозяйству.

4. Устроить в г. Вологде с 1 ноября полуторамесячные курсы для счетоводов кустарных артелей, потребобществ и товарообменных пунктов.

5. Провести месячные курсы в районе для счетоводов кооперативов.

6. Принять на себя организационную работу по осуществлению 4 месячных курсов в городе Вологде для советских служащих.

7. Организовать совместно с Союзом Рыболовных артелей курсы для работников рыболовных кооперативов.

8. Принять меры к осуществлению во второй половине года длительных курсов для подготовки участковых инструкторов по кооперации.

9. Содействовать развитию кооперативной печати путём персонального участия в журнале и распространения его по территории губернии среди сотрудников кооперации.

А. Евдокимов

Кооперативные принципы потребительской кооперации и кооперативов