Здравствуйте, друзья и читатели блога «Кооперативы против бедности»!

Исторически сложилось так, что идейная основа кооперации, кооперативного движения, лежала в плоскости социальной защиты, материального и духовного возрастания миллионов простых людей. Можно предположить, что идеологические предпосылки развития кооперации зависят от отношения к ней общества, восприятия им кооперативной идеологии. Известно, что Международный Кооперативный Альянс совместно со своими членами разработал универсальные (применимые во всех странах и во всех видах кооперативов) ценности и принципы, являющиеся основой кооперативной идеологии.

В условиях жесточайшей, продолжительной идейной борьбы отстаивания кооперативных принципов, являющихся фундаментом кооперативного движения, кооперация в этой борьбе отстояла своё право на признание её мощной идеологической и экономической силой, способной решать сложные задачи в мировом устройстве.

О кооперации и кооперативном движении продолжают защищать научные труды, издавать законы, писать учебники, изучать историю кооперативного движения. В этой статье предлагаю познакомиться с оригинальными мыслями учёных, идейными вдохновителями кооперативного движения, которые были высказанные ими в разные периоды развития кооперации и кооперативного движения.

Об идейной основе кооперации

Международный Кооперативный Альянс, неправительственная международная организация, объединяющая национальные, региональные союзы и федерации кооперативов, главным образом потребительских, кредитных и сельскохозяйственных, представляющая кооперативное движение по всему миру на двадцать четвёртом конгрессе в 1969 году в одном из докладов провозгласила следующее: «…Для многих миллионов людей идея кооперации все ещё остаётся неизвестной, странной или новой. Многие, кто слышал о ней, не представляют себе, как она может быть альтернативой системе, основанной на принципе получения прибыли».

М. И. Туган-Барановский: «Общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей — стать насквозь свободным кооперативом. Таков социальный идеал, который полностью никогда не будет достигнут, но в приближении к которому и заключается весь исторический процесс человечества. … Утопия не есть вздор или нелепость. Утопия — это идеал».

Джорж Джакоб Холиок: «…Идея кооперации не является каким-то новоизобретенным понятием, которое нуждается в защите именно в силу своей новизны. Она — очень старинного происхождения…».

 Итальянский агроном, пропагандист сельскохозяйственных кооперативов Антоний Биццоцеро: «Создать кооперативное общество, — это уже победа. Но она не несёт с собой почти никакой пользы, если все, вступившие в организацию, не проникнуты настоящим кооперативным духом и если не имеют ясного представления о том, что такое кооперация и к чему она стремится». (Кооперативная хрестоматия: Сборник статей и речей о кооперации. – М.1919.).

Литошенко Лев Николаевич (1886-1937), экономист и статистик, профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Репрессирован; реабилитирован посмертно): «Кооперативный идеал находится между социализмом и капитализмом. Таков общепринятый взгляд. Не то чтобы кооперация была чем-то межеумочным, наоборот, некоторые теоретики признают, что она лежит за социализмом, кооперативная форма общественного хозяйства ставится выше социалистической. Во всяком случае, кооперативной идеологии необходимо выявить границы кооперации с другими формами народного хозяйства. К этому побуждает и реальный практический интерес.

Кооперация чувствует себя в оппозиции при капиталистическом строе, не сладко ей живётся, как оказывается, и в странах, перемахнувших к социализму. …Чисто кооперативный идеал не стремится разрушить частную собственность».

Роберто Родригеш, бразильский кооператор: «…Я вижу в кооперации материальную и духовную основу. По-моему, она призвана сочетать в себе прагматизм и изрядную долю идеализма. Что я имею в виду? Под прагматизмом я понимаю прибыльность и конкурентоспособность кооперативных организаций. Кооперативное движение — это река, которая течёт между берегов рынка по воле людей. Хотите вы этого или нет, эти берега предназначены для вас. Кооперативы должны быть продуктивными, конкурентоспособными предприятиями, которые управляются профессионалами, умеющими противостоять крупным многонациональным и транснациональным компаниям — нашим соперникам.

Мы видим, как концентрация бизнеса сочетается с его интеграцией, значит, и нам нужно идти тем же путём. Для нас одна из главнейших задач — объединение и слияние кооперативных организаций, их взаимопомощь и взаимная ответственность друг перед другом. Мы должны выдержать напор монополий. Однако в отличие от них кооперация призвана не терять, не исключать и не отторгать людей, которые становятся безработными, а напротив — привлекать и включать людей в свою систему. Кооперативы — демократические организации и служат развитию демократии. Наша идеология — занятость, доходность, обеспечение людей питанием и предметами первой необходимости. В этой связи всякое разумное правительство должно рассматривать кооперативы как своих партнёров и помощников, как производителей услуг и работодателей. (Российская кооперация. 1999, 22 июня).

Николай Васильевич Блинов (1867-1918), пермский кооператор, кооперативный публицист: «Мысль о возможности совместной, кооперативной работы в целях улучшения своего положения настолько проста, а выгода её для трудящихся уже теоретически настолько очевидна, что она увлекает за собой самые широкие и самые разнообразные слои общества».

Вильям Паско Воткис (1893-1995), английский кооператор, директор МКА в 1951-1963 гг..:»…Отличие кооператива от других видов экономических организаций заключается в том, что его хозяйственная деятельность подчинена этическим идеалам. Без этого отличия кооперативное движение не имеет сколько-нибудь удовлетворительного смысла».

Чарльз Рейль Фей, английский экономист:»Подобно большинству великих идей, идея кооперации родилась и развивалась в атмосфере насмешек и недоверия; когда же она оправдала себя на деле, то была подхвачена многими, или совсем не знавшими, или не оценившими той борьбы, какую ей пришлось вынести на первых порах. Вот почему кооперативный дух в ранние дни своей слабости проявлялся ярче, чем в позднейшие дни своей силы».

Николай Петрович Баллин (1829-1904), юрист, общественный деятель из Харькова, энтузиаст кооперативного дела в России, кооператор-мечтатель:»Основание кооперации — взаимное сочувствие, взаимная приязнь и по преимуществу любовь и дружба, потому что из всех родов приязни — только любовь и дружба могут быть вполне взаимны.

Мы можем любить друг друга тем лучше, чем более сторон жизни обнимает наше взаимное сочувствие. Если мы сочувствуем друг другу всею душою, то мы достигаем идеала. Кооперация есть осуществление любви».

Идеалом кооперации является не борьба за существование и отнюдь не борьба классов, а единение для жизни (В.Ф. Тотомианц).

Росендо Рохас Корио, мексиканский исследователь кооперации середины ХХ в.: «…Идеальный мир, о котором мечтает кооперативное движение и за который борется на всех континентах, есть не что иное, как продукт философских воззрений, выведенных из всеобщих явлений и из наблюдений результатов постоянной практики…».

Николай Петрович Гибнер (1858- 1924), полковник,юрист,преданный и популярный кооператор, один из основателей МСПО (Центросоюза), председатель его бюро(правления): «Идея кооперации родилась не из утопии. Первые её формы породила энергичная борьба с нуждой. Затем широкая мысль осветила очень далёкие горизонты, мечта смешалась с действительностью, и было время, кооперативные начинания грозили превратиться в сладкую, но несбыточную утопию. Спасла кооперацию практическая мудрость народа, создавшая из всего что было сделано и сказано в этой области практические учреждения, приноровлённые к жизни и обещающие в своём развитии если не золотой век, то глубокое изменение и улучшение в организации человеческого труда».

Ллойд Уилкинсон, руководитель кооперативного союза Великобритании:

«Несомненно, что кооперативные идеалы и социальные задачи не могут и не должны быть оторваны от деловой эффективности. Однако без кооперативных идеалов наши кооперативные движения теряют смысл своего существования».

Александр Фрайзер Лейдлоу, канадский кооператор, доктор наук:»…Кооперативы могут проиграть сражение именно потому, что они стремятся поражать врага на его территории и с помощью его же оружия — дорогостоящей рекламы, всевозможных торговых ухищрений и пр., вместо того, чтобы обслуживать своих пайщиков с помощью простых и более экономичных методов, как это и предусматривают идеалы кооперации…

…Ныне не время отказываться от веры в нашу кооперативную идеологию, потому что будущее представляется периодом испытаний для кооперации, как и для других экономических систем…

…Пионеры кооперации мечтали о том дне, когда экономическая кооперативная система постепенно приобретёт много последователей, завоюет господствующее положение и будет осуществлять своё влияние во всех областях, когда, наконец, будет построено кооперативное сообщество…

…Ныне мало кооператоров, которые придерживаются этой утопической мечты, создания такого сообщества, по крайней мере на макроэкономическом уровне в национальном масштабе, хотя его вполне возможно создать на микроэкономическом уровне в местных общинах и небольших регионах…».

Анатолий Павлович Макаренко (1937-2005), зав. кафедрой МУПК, д-р экономических наук, профессор: » Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30-е годы XIX века в Англии, Франции, Германии, России и других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства, идеи утопического социализма и экономического либерализма. Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60-е годы нашего (XX) столетия в период подъёма кооперативного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппарат) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и кооперативной хозяйственной деятельности — их мирный созидательный характер в отличие от революционной теории и практики различных левых и правых экстремистских организаций, а также забастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разрушение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии — поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, защита прав и свобод личности, получивших частично реализацию в кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов.

Третья особенность — разработка практических рекомендаций для кооперативных организаций в области коммерческой работы и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, учёные, практические работники занимаются конкретными проблемами повышения рентабельности и конкурентоспособности кооперативных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демократии и усиления социальной активности широких масс кооператоров». (Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие. — М.,1999. С.124-125).