В течение почти двухвекового периода своего развития кооперативы всех видов переживали внутренние трудности и противоречия. А.П. Макаренко

Здравствуйте, посетители моего блога «Кооперативы против бедности»!

Организационно-правовая форма потребительских кооперативов (потребительских обществ) вновь будоражит умы нечистоплотных на руку деятелей от бизнеса. Конечно, можно понять тех, кто только и мечтает разбогатеть не прикладывая особых усилий. Таких очень много в Интернете и офлайн. Неопытных и тех, кто находиться в безнадёжном финансовом состоянии клюют на различные предложения заработать здесь и сейчас много денег. Но сыр даром бывает только в мышеловке. Надо помнить об этом, так как мы живём в эпоху бандитского капитализма, и доверять предложениям хорошего заработка в Интернете и офлайн надо с осторожностью. В лихие 90-е производственные кооперативы были основным организационно-правовым инструментом для формирования собственников не государственного имущества. В эти годы организационно-правовая форма кооперативов была сильно дискредитирована, и вот сейчас, когда вновь наблюдается небольшой рост кооперативов различного направления деятельности, некоторые личности и чиновники пытаются опять втянуть бизнес в кооперативы. Как же им не понятно, что идеология бизнеса совершенно противоположна идеологии кооперативов. Вообще слово бизнес не русское, и его понятие не отражено в законодательстве России. Приведу легальное определение предпринимательской деятельности, которое содержится в ГК РФ в ст. 2 «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». И далее, надо очень хорошо понимать, что ГК РФ в ст. 50 даёт понятие коммерческим и некоммерческим организациям. Так, коммерческой организацией по российскому законодательству признаётся юридическое лицо, которое в качестве основной цели преследует извлечение прибыли от предпринимательской деятельности. Юридическое лицо, которое не преследует цели извлечение прибыли от предпринимательской деятельности, ГК относит к некоммерческой организации (п. 3 ст. 50). Потребительские кооперативы и потребительские общества — некоммерческие организации (п 3. ст. 50 ГК РФ). Из вышеуказанного следует, что законодатель предлагает всем, кто хочет обогатиться за счёт других, тот должен это делать используя формы хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнёрств, производственных кооперативов. А та часть общества, которой ближе такие человеческие ценности как справедливость, честность, порядочность, взаимопомощь, ответственность могут создавать потребительские кооперативы. Таким образом, члены потребительских кооперативов непримиримы со стяжательством, которое свойственно учредителям хозяйственных обществ – максимальная эксплуатация наёмного труда во имя получения максимальной прибыли. Мух от котлет отделили.

Кооперативы в российском праве

Система контроля регистрации потребительских кооперативов

Продолжение. Начало публикации в статье «Разрешительный порядок создания кооперативов».

Следует заметить, что учёными-юристами справедливо указывается на то, что одной из основных функций государственной регистрации юридических лиц является установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности управляемых объектов заданному им состоянию, в чем и должна выражаться контрольная деятельность регистрирующих органов[1].

Однако отечественное законодательство о государственной регистрации юридических лиц, сформировавшееся в 2002 г., пошло по пути излишнего формализма процедуры государственной регистрации, демократизации этого института. В обоснование этой позиции достаточно указать на отсутствие содержательной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, что было предусмотрено до 2002 г., и более того, предусмотрено в правовых системах многих зарубежных стран. Логичным результатом такого регулирования явились и формальные основания для отказа в регистрации юридического лица (ст. 23 Закона о регистрации)[2].

В литературе присутствует мнение, что существующая система контроля регистрации юридических лиц упрощена и имеет свои преимущества при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Как показала практика применения Закона, взаимоотношения с регистрирующим органом упростились, прежде всего, за счёт сокращения срока регистрации юридических лиц в рамках общего порядка с одного месяца до пяти рабочих дней. Такое сокращение срока регистрации произошло за счёт упразднения стадии правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица. Вопрос о том, необходима ли в настоящее время закреплённая в ранее действовавшем Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» стадия правовой экспертизы, является дискуссионным[3].

С нашей точки зрения, упразднение стадии правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, в законе о регистрации, вряд ли оправдано.

Дело в том, что в кооперативах своё имущество объединяет большое количество граждан из социально незащищённой среды. В кооперативе именно этой категории лиц предоставлены широкие права по управлению. В действительности эти права попираются, роль пай­щиков в кооперативах незначительна. Это влечёт недоверие к коопера­тивной форме деятельности, а в итоге подрывает предпосылки коопера­тивного движения[4].

В связи с этим заслуживают внимания нормы, заим­ствованные из российского дореволюционного и зарубежного коопера­тивного законодательства, о роли суда по созданию и контролю над деятельностью кооперативных товариществ. В частности, такие нормы были закреплены в Постановлении Временного правительства «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г. Так, для открытия кооперативного товарищества, учреждаемого по ус­таву, требовалось внесение его в реестр кооперативных товариществ. Для этого выработанный устав представлялся в трёх экземплярах ок­ружному суду по месту нахождения правления товарищества. В месяч­ный срок со дня получения суд вносил товарищество в реестр или отка­зывал в регистрации, уведомляя об этом учредителей с указанием осно­ваний отказа, причём основанием отказа являлось несоответствие уста­ва закону. Отказ суда в регистрации мог быть обжалован в вышестоя­щей судебной инстанции. В случае учреждения отделения товарищества последнее посылало извещение окружному суду для проставления со­ответствующей отметки. Для каждого внесённого в реестр товарищест­ва заводилось дело. Все судебное делопроизводство кооперативного товарищества носило открытый характер. Таким образом, любое лицо, желавшее вступить в кооперативное товарищество, могло ознакомиться с документами о его деятельности.

В Бельгии во всех актах, документах, публикациях, исходящих от кооперативного товарищества, обязательно прибавлялись слова «кооперативное товарищество». Ежегодно составлялся отчёт для представле­ния его в коммерческий суд. Любые лица имели право безвозмездно ознакомиться и получить копию со списками членов, с актами, содер­жащими сведения о составе правления, и с годовым отчётом. Подобный порядок свидетельствовал о публичности кооперативной деятельности, но, с другой стороны, являлся действенным средством против злоупот­реблений со стороны органов управления кооперативными товарищест­вами.

Судебный контроль за деятельностью кооперативов в настоящее время закреплён в Законе о кооперативах Болгарии от 3 августа 1991 г.[5], Законе о кооперативных обществах Германии от 20 мая 1898 г. (с последующими изменениями) [6], Законе о кооперативах Канады от 31 марта 1998 г.[7].


[1] См.:Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 33.

[2] См.: Чуряев А.В. Указ соч. С.3.

[3] Митрякова Е.С. «Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа», N 4, июль 2007 г.

[4] См.: Тычинин С.В. Указ. соч. С. 173.

[5] http://www.bgagro.com/zako№i_№/cooperative_law.htm.

[6] http://www.ilo.org/public/e№glish/employme№t/mex.hti№.

[7] http://laws.justice.gc.ca/e№/C-l .7/text.html.

Продолжение следует.

Делясь ссылкой на статьи и новости в социальных сетях, вы помогаете моему сайту. БлагоДарю!