27 февраля 2014      642      0

Нужна ли стадия правовой экспертизы до госрегистрации кооператива?

 В течение почти двухвекового периода своего развития кооперативы всех видов переживали внутренние трудности и противоречия. А.П. Макаренко

Здравствуйте, посетители моего блога «Кооперативы против бедности»!

Организационно-правовая форма потребительских кооперативов (потребительских обществ) вновь будоражит умы нечистоплотных на руку деятелей от бизнеса. Конечно, можно понять тех, кто только и мечтает разбогатеть не прикладывая особых усилий. Таких очень много в Интернете и офлайн. Неопытных и тех, кто находиться в безнадёжном финансовом состоянии клюют на различные предложения заработать здесь и сейчас много денег. Но сыр даром бывает только в мышеловке. Надо помнить об этом, так как мы живём в эпоху бандитского капитализма, и доверять предложениям хорошего заработка в Интернете и офлайн надо с осторожностью. В лихие 90-е производственные кооперативы были основным организационно-правовым инструментом для формирования собственников не государственного имущества. В эти годы организационно-правовая форма кооперативов была сильно дискредитирована, и вот сейчас, когда вновь наблюдается небольшой рост кооперативов различного направления деятельности, некоторые личности и чиновники пытаются опять втянуть бизнес в кооперативы. Как же им не понятно, что идеология бизнеса совершенно противоположна идеологии кооперативов. Вообще слово бизнес не русское, и его понятие не отражено в законодательстве России. Приведу легальное определение предпринимательской деятельности, которое содержится в ГК РФ в ст. 2 «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». И далее, надо очень хорошо понимать, что ГК РФ в ст. 50 даёт понятие коммерческим и некоммерческим организациям. Так, коммерческой организацией по российскому законодательству признаётся юридическое лицо, которое в качестве основной цели преследует извлечение прибыли от предпринимательской деятельности. Юридическое лицо, которое не преследует цели извлечение прибыли от предпринимательской деятельности, ГК относит к некоммерческой организации (п. 3 ст. 50). Потребительские кооперативы и потребительские общества — некоммерческие организации (п 3. ст. 50 ГК РФ). Из вышеуказанного следует, что законодатель предлагает всем, кто хочет обогатиться за счёт других, тот должен это делать используя формы хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнёрств, производственных кооперативов. А та часть общества, которой ближе такие человеческие ценности как справедливость, честность, порядочность, взаимопомощь, ответственность могут создавать потребительские кооперативы. Таким образом, члены потребительских кооперативов непримиримы со стяжательством, которое свойственно учредителям хозяйственных обществ – максимальная эксплуатация наёмного труда во имя получения максимальной прибыли. Мух от котлет отделили.

Читайте на сайте:  Основы работ кооперации в Северной Области оригинальны

Кооперативы в российском праве

Система контроля регистрации потребительских кооперативов

Продолжение. Начало публикации в статье «Разрешительный порядок создания кооперативов».

Следует заметить, что учёными-юристами справедливо указывается на то, что одной из основных функций государственной регистрации юридических лиц является установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности управляемых объектов заданному им состоянию, в чем и должна выражаться контрольная деятельность регистрирующих органов[1].

Однако отечественное законодательство о государственной регистрации юридических лиц, сформировавшееся в 2002 г., пошло по пути излишнего формализма процедуры государственной регистрации, демократизации этого института. В обоснование этой позиции достаточно указать на отсутствие содержательной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, что было предусмотрено до 2002 г., и более того, предусмотрено в правовых системах многих зарубежных стран. Логичным результатом такого регулирования явились и формальные основания для отказа в регистрации юридического лица (ст. 23 Закона о регистрации)[2].

В литературе присутствует мнение, что существующая система контроля регистрации юридических лиц упрощена и имеет свои преимущества при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Как показала практика применения Закона, взаимоотношения с регистрирующим органом упростились, прежде всего, за счёт сокращения срока регистрации юридических лиц в рамках общего порядка с одного месяца до пяти рабочих дней. Такое сокращение срока регистрации произошло за счёт упразднения стадии правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица. Вопрос о том, необходима ли в настоящее время закреплённая в ранее действовавшем Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» стадия правовой экспертизы, является дискуссионным[3].

С нашей точки зрения, упразднение стадии правовой экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, в законе о регистрации, вряд ли оправдано.

Читайте на сайте:  Опять о производственных кооперативах

Дело в том, что в кооперативах своё имущество объединяет большое количество граждан из социально незащищённой среды. В кооперативе именно этой категории лиц предоставлены широкие права по управлению. В действительности эти права попираются, роль пай­щиков в кооперативах незначительна. Это влечёт недоверие к коопера­тивной форме деятельности, а в итоге подрывает предпосылки коопера­тивного движения[4].

В связи с этим заслуживают внимания нормы, заим­ствованные из российского дореволюционного и зарубежного коопера­тивного законодательства, о роли суда по созданию и контролю над деятельностью кооперативных товариществ. В частности, такие нормы были закреплены в Постановлении Временного правительства «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» от 20 марта 1917 г. Так, для открытия кооперативного товарищества, учреждаемого по ус­таву, требовалось внесение его в реестр кооперативных товариществ. Для этого выработанный устав представлялся в трёх экземплярах ок­ружному суду по месту нахождения правления товарищества. В месяч­ный срок со дня получения суд вносил товарищество в реестр или отка­зывал в регистрации, уведомляя об этом учредителей с указанием осно­ваний отказа, причём основанием отказа являлось несоответствие уста­ва закону. Отказ суда в регистрации мог быть обжалован в вышестоя­щей судебной инстанции. В случае учреждения отделения товарищества последнее посылало извещение окружному суду для проставления со­ответствующей отметки. Для каждого внесённого в реестр товарищест­ва заводилось дело. Все судебное делопроизводство кооперативного товарищества носило открытый характер. Таким образом, любое лицо, желавшее вступить в кооперативное товарищество, могло ознакомиться с документами о его деятельности.

В Бельгии во всех актах, документах, публикациях, исходящих от кооперативного товарищества, обязательно прибавлялись слова «кооперативное товарищество». Ежегодно составлялся отчёт для представле­ния его в коммерческий суд. Любые лица имели право безвозмездно ознакомиться и получить копию со списками членов, с актами, содер­жащими сведения о составе правления, и с годовым отчётом. Подобный порядок свидетельствовал о публичности кооперативной деятельности, но, с другой стороны, являлся действенным средством против злоупот­реблений со стороны органов управления кооперативными товарищест­вами.

Читайте на сайте:  Грузинские фермеры в кооперативы не спешат

Судебный контроль за деятельностью кооперативов в настоящее время закреплён в Законе о кооперативах Болгарии от 3 августа 1991 г.[5], Законе о кооперативных обществах Германии от 20 мая 1898 г. (с последующими изменениями) [6], Законе о кооперативах Канады от 31 марта 1998 г.[7].


[1] См.:Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 33.

[2] См.: Чуряев А.В. Указ соч. С.3.

[3] Митрякова Е.С. «Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа», N 4, июль 2007 г.

[4] См.: Тычинин С.В. Указ. соч. С. 173.

[5] http://www.bgagro.com/zako№i_№/cooperative_law.htm.

[6] http://www.ilo.org/public/e№glish/employme№t/mex.hti№.

[7] http://laws.justice.gc.ca/e№/C-l .7/text.html.

Продолжение следует.

Делясь ссылкой на статьи и новости в социальных сетях, вы помогаете моему сайту. БлагоДарю!

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы публикаций статей
Популярные записи
Метки
ГСК (9) КПК (6) КПК "Семейный Капитал" (9) Кооператив (21) Кредитной кооперации (4) Потребительская кооперация (35) Потребительские кооперативы (33) России (57) СССР (6) США (6) Стремоухов Г.Д (7) артели (8) артель (6) гаражные кооперативы (8) гаражный кооператив (4) жилищно-строительные кооперативы (7) жилищные кооперативы (11) кооператива (8) кооперативного движения (11) кооперативное движение (18) кооперативные принципы (8) кооперативов (41) кооперативы (180) кооперации (40) кооперацию (5) кооперация (44) корпорации (4) кредитная кооперация (4) кредитные кооперативы (11) кредитный кооператив (11) кредитный потребительский кооператив (7) о кооперации (4) пайщики (17) пайщики КПК "Семейный капитал" (6) потребительские общества (12) потребительский кооператив (9) потребительских кооперативов (13) потребительское общество (6) потребительской кооперации (18) производственных кооперативов (4) сельская кооперация (6) сельскохозяйственная кооперация (6) сельскохозяйственные кооперативы (9) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (13) членские взносы (4)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях


© 2019 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru