Здравствуйте, читатели и друзья блога «Кооперативы против бедности»!

В настоящей  статье исследуется правовой статус корпорации (кооператива).

Продолжаю публиковать раздел незащищённой диссертации «Потребительский кооператив – организация корпоративного типа (корпорация)». В  предыдущей  статье рассказывалось об происхождении термина «корпорация» .

В настоящей  статье исследуется правовой статус корпорации (кооператива).

В литературе, многие учёные не признают за потребительскими кооперативами право называться корпорацией. Обосновать такую точку зрения с позиций гражданского права очень сложно, но возможно.

Верю, что познакомившись с публикуемым материалом, Вы, уважаемый читатель, согласиться с тем, что кооперативы следует отнести к корпорациям, как и хозяйственные общества.

Правовой статус корпорации

С.Д. Могилевский, исследуя правовой статус корпорации в России, заключает, что в российской доктрине XIX в. термин «корпорация», подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпораций: публичные и частные[1].

Рассмотрим  современные знания по этой проблеме, накопленные в странах западного правопорядка.

Термин «корпорация» в англосаксонской системе права или в системе общего права используется весьма широко. Им пользуются всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что организация, называемая «корпорацией», рассматривается как единое целое и может выступать участником  правоотношений[2].

pravovj-status-korporaczii

В США все корпорации делятся на четыре группы.

Первая группа — публичные корпорации (public corporation), создаваемые для осуществления отдельных правительственных функций (например, корпорации по комплексному использованию природных ресурсов, муниципальные корпорации в области местного самоуправления), которые включают государственные и муниципальные органы.

Вторая группа — полупубличные корпорации (quasipublic corporation), служащие общим нуждам населения, например корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством, железнодорожные корпорации и др. В число полупубличных корпораций включают также предприятия, относящиеся к государственной форме собственности (предприятия оборонного, космического комплекса и др.), акции которых также принадлежат государству.

Третья группа — предпринимательские корпорации (business corporation), создаваемые с целью получения прибыли. Фактически предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ.

Четвертая группа — непредпринимательские корпорации (non-profit corporation), основной целью которых не является извлечение прибыли. К ним относятся: религиозные организации, корпорации в области образования, благотворительные организации и др.[3]. Как мы видим, в США понятием «корпорация» охватываются практически все виды юридических лиц.

У.Е. Батлер определяет американскую корпорацию как самостоятельное инкорпорированное предпринимательское образование, выпускающее акции для формирования своего уставного капитала[4].

Правоведы Англии «корпорацией» называют само юридическое лицо[5].

В Англии только корпорации наделены правосубъектностью, т.е. обладают правами юридического лица. Все другие  организации,  такие как трасты, рассматриваются с точки зрения права как простая совокупность лиц.

В странах системы континентального права, ситуация с пониманием и использованием термина «корпорация» ещё более сложная.

С одной стороны, организационно-правовые формы корпораций в системе континентального права отличаются большим разнообразием, нежели в системе общего права. По мнению Т.В. Кашаниной, если «поставить знак равенства между публичными корпорациями в системе общего права и государственными органами в праве континентальном, то можно сделать вывод, что понятие корпорации в континентальной Европе гораздо шире, нежели в Англии и в США.

В него включаются помимо акционерных обществ масса других юридических лиц: различные виды товариществ (полные, коммандитные), хозяйственных обществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т.п.), производственные и потребительские кооперативы»[6].

Продолжение следует.


[1] См.: Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М., 2006. С. 13, 14.

[2] Корпоративное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся   по направлению «Юриспруденция» / отв. ред. И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 6.

[3] См.: Сыродоева О.Н. Проблемы юридической личности в законодательстве США//Правоведение.1992. №4. С. 26.

[4] Батлер У.Е., Гаши-Батлер М.Е. Корпорации и ценные бумаги в России и США. М., 1997. С. 16.

[5] См.: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие.- М.: «Статут», 2003. С. 210.

[6] Кашанина Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ. С.140.

Мёд это продукт труда пчелы и пчеловода — YouTube   — своего рода корпорация.