13 февраля 2012      1641      5

Потребительская кооперация в Швеции

Здравствуйте, посетители и друзья блога «Кооперативы против бедности»!

Рассказывая о кооперативах и кооперативном движении в Западной Европе, нам стоит остановиться на   такой модели как потребительская кооперация в Швеции.

Шведская модель потребительской кооперации

Потребительская кооперация Швеции

Для кооперации Швеции характерна централизация управления хозяйственной деятельностью при сохранении демократических прав членов. В потребительских кооперативах Швеции отмечается  четкое разграничение прав и обязан­ностей представительных и исполнительных органов; широкая сис­тема льгот для членов; активное участие  юридического лица в защите прав участников и охране окружающей среды; широкомасштабное привлечение денежных средств участников   для  формирования собственных оборотных средств.

Деятельность кооперации строится на кооперативных принципах:

— демократичный характер управления, основанный на равноправии членов и построении организационной структуры системы кооперативов снизу вверх;

— недопустимость обогащения одних членов кооперативов за счет других;

— справедливое распределение прибыли между членами  пропор­ционально экономическому участию при обязательном отчислении в фонды кооперативов;

— ограниченный процент начислений на паевой капитал.

Высокая степень централизации хозяйственных функций дает возможность реально влиять на уровень цен, ассортимент и качество товаров.

Правления всех уровней в шведской потребкооперации состоят в основном из выборных лиц, не являющихся штатными работниками. Они принимают стратегические решения, утверждают бюджет, вы­полняют контрольные функции. Наиболее массовыми формами уча­стия пайщиков в управлении и контроле являются комитеты (советы) и комиссии при магазинах.

Для пайщиков потребительской кооперации в Швеции создана эффектив­ная и гибкая система льгот. Каждая крона, потраченная на покупку товаров в кооперативных магазинах Швеции, приносит пайщику одно очко. Учет покупок ведется через компьютерную сеть централизован­но и охватывает все кооперативные магазины независимо от места их размещения. При достижении 30 тыс. очков устанавливается скидка (бонус) в размере 4,5 % от стоимости покупок. Для членов потребко­операции выпущено более 3 млн. пластиковых карточек. Они исполь­зуются как способ платежа и накопления средств, по депозитным вкладам владельцам пластиковых карточек выплачивается до 5 % го­довых, что больше, чем в любом коммерческом банке. Применяются разнообразные формы скидок. Каждому члену потребительского коо­ператива выдается купон с указанием видов товаров, размеров скидок (от 5 до 25 %) и времени реализации товаров со скидками (обычно че­тыре раза в год). Существуют также магазины-дискаунты, где цены на 10—15 % ниже.

Читайте на сайте:  Что мы знаем о потребительской кооперации Северного края

Весьма высока степень экономического участия членов в работе сво­их обществ. Для более эффективного привлечения денежных средств пайщиков создана система спаркасс (сберегательных касс). В магази­не кассир, принимающий плату за товары, одновременно выполняет функции оператора спаркассы, что упрощает и удешевляет процесс привлечения денежных средств. По вкладам в спаркассы выдаются дивиденды на 1 — 1,5 % выше, чем в коммерческих банках. Благодаря такой системе доля средств членов в общем объеме используемых по­требкооперацией финансов в 1996 г. составляла 19 %, в то время как заемных средств — 14 %.

Наряду с розничной торговлей потребительские кооперативы Шве­ции осуществляли большой объем производственной деятельности. В рамках Шведской Кооперативной Организации функционировали крупные мукомольные, хлебопекар­ные, консервные, пивоваренные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству маргарина, растительного масла, безалкогольных на­питков, текстильные, обувные, швейные фабрики, завод автокранов, предприятия, выпускавшие широкий ассортимент пластмассовых, резиновых, фарфорово-керамических изделий, строительных мате­риалов и т.д. Половина производившейся продукции стабильно шла на экспорт.

Одной из особенностей потребительской кооперации Швеции яв­ляется семейное членство: все взрослые члены семьи получают паевые книжки под одним номером. Все они пользуются предоставляемыми кооперацией льготами, при этом число членов кооператива равно числу семей. В организационной работе с пайщиками, при проведе­нии собраний, отчетно-выборных кампаний семейное членство зна­чительно облегчает весь комплекс работ.

Во второй половине 1990-х годов общее число пайщиков потреби­тельских кооперативов Швеции составляло 2,2 млн., они объединя­лись в 102 общества, имевших 105 магазинов и около 500 заправочных станций.

Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях:

Обсуждение: 5 комментариев
  1. Василий:

    Здравствуйте! Идея о потребительских кооперативах была прекрасна когда начались нацпроекты, но к сожалению эту идею опять использовали для спасения чиновничьих кресел в Минсельхозах. Я думаю эту идею может продвинуть общественная организация у которой должна быть цель о спасении Российской деревни, борьба с бедностью в Российской деревне, за продовольственную безопасность России. Очень трудно разъяснять людям в данный момент настолько сильно люди друг о друга дистанцируются просто «Ужас», каждый старается сам. Да и в принципе никто в деревне не знает про это что такое. Слабо разъясняет СМИ, про это и юристы молчат. Наверное Россия ждет опять Экономических санкций по продовольствию а потом опять будем прыгать как на «жаренной сковородке». Нужна общественная сила за возрождение деревни, очень востребована. Госдуме думаю сейчас до деревни дел нет.Минсельхоз РФ вообще не понятно чем занимается. А у нас в Мордовии мелких производителей вообще задушили. Нашим «Отцам» руководителям давай опять гигантоманию.

    Ответить
    1. Здравствуйте, Василий! Потребительские кооперативы должны учреждаться на местах жителями деревень и городов , возможно участие в кооперативах местных муниципалитетов. А так, как вся власть, в том числе и власть муниципалитетов плотно прилегла с олигархами и коррумпированными чиновниками, то народу России нужно активно проявлять самостоятельность. В противном случае погибнет народ и Россия — Русь. А все мелкие производители должны объединяться в кооперативы с одной единственной целью — улучшить материальное благосостояние всех членов кооператива. Прочитайте на сайте о Федерации кооперативов Мандрагон в Испании. Сейчас пишу статью о государственной политике Нидерландов. http://pravo-wmeste.ru/kooperativy-dobycha-nefti-v-norvegii-i-komu-prinadlezhat-prirodnye-resursy/ Заходите, можете рассказать своим друзьям, что нам надо объединяться в кооперативы, а потом и строить новое государство, когда окрепнет кооперативное движение в России.

      Ответить
      1. Василий:

        Здравствуйте! Я с Вашим мнением вполне соглашусь. Что на местах власть занимается личным обогощением. Я выступаю за то чтобы все таки Глав .местных самоуправлений выбироал народ. А не губернатор назначал себе угодного котрому из бюджета выделяются средства а то обратно «откат». Вот когда Глава будет избран он все таки обязан будет развивать территорию экономически. Да правда необходимо утвердить на местах критерии оценок эффективности работы Главы.А кооперация особенно в сельских территориях будет в подмогу экономическому росту. А так в сельские территории ни один алигарх не вложит свои деньги. И с повальной безработицей в малых городах не справитьсЯ

        Ответить
  2. Людмила:

    Здравствуйте, Владимир.
    Очень интересная и полезная статья.
    А что если попробовать сделать нечто подобное, ведь сейчас есть возможность приобрести землю… А дальше все от нас зависеть будет, какие идеи мы будем воплощать…

    У Вас очень интересный, красивый и удобный сайт.
    (Эта тема платная?)

    Ответить
    1. Спасибо за комментарий! Людмила, если серьёзно подходить к возрождению кооперативов, то здесь главным является человеческих фактор. Почему? Вспомните лихие 90-е. Власти провозгласили кооперативы рупором перехода к рынку и угробили таким подходом доверие населения к кооперативам. Кооперативы можно создавать как на селе, так и в городе. А союзы кооперативов сельских с городскими, стали бы хорошей пощёчиной торговым сетям с их неукротимой алчностью к обогащению любой ценой! Продавать продукцию, полученную от сельских кооперативов городскому кооперативу и его членам можно практически по себестоимости!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы публикаций статей
Популярные записи
Метки
Бурмистров Э.И. (5) ГСК (9) КПК (6) КПК "Семейный Капитал" (9) Кооператив (21) Кредитной кооперации (4) Потребительская кооперация (35) Потребительские кооперативы (34) России (57) СССР (6) США (6) Стремоухов Г.Д (7) артели (8) артель (6) гаражные кооперативы (9) гаражный кооператив (6) жилищно-строительные кооперативы (7) жилищные кооперативы (11) кооператива (8) кооперативного движения (11) кооперативное движение (18) кооперативные принципы (8) кооперативов (41) кооперативы (181) кооперации (40) кооперацию (5) кооперация (45) кредитная кооперация (4) кредитные кооперативы (11) кредитный кооператив (11) кредитный потребительский кооператив (7) о кооперации (4) пайщики (17) пайщики КПК "Семейный капитал" (6) потребительские общества (12) потребительский кооператив (9) потребительских кооперативов (13) потребительское общество (6) потребительской кооперации (18) производственных кооперативов (4) сельская кооперация (7) сельскохозяйственная кооперация (6) сельскохозяйственные кооперативы (10) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (13) суд (6)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях


© 2019 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru