Здравствуйте, посетители и друзья блога «Кооперативы против бедности»!

Рассказывая о кооперативах и кооперативном движении в Западной Европе, нам стоит остановиться на   такой модели как потребительская кооперация в Швеции.

Шведская модель потребительской кооперации

Потребительская кооперация Швеции

Для кооперации Швеции характерна централизация управления хозяйственной деятельностью при сохранении демократических прав членов. В потребительских кооперативах Швеции отмечается  четкое разграничение прав и обязан­ностей представительных и исполнительных органов; широкая сис­тема льгот для членов; активное участие  юридического лица в защите прав участников и охране окружающей среды; широкомасштабное привлечение денежных средств участников   для  формирования собственных оборотных средств.

Деятельность кооперации строится на кооперативных принципах:

— демократичный характер управления, основанный на равноправии членов и построении организационной структуры системы кооперативов снизу вверх;

— недопустимость обогащения одних членов кооперативов за счет других;

— справедливое распределение прибыли между членами  пропор­ционально экономическому участию при обязательном отчислении в фонды кооперативов;

— ограниченный процент начислений на паевой капитал.

Высокая степень централизации хозяйственных функций дает возможность реально влиять на уровень цен, ассортимент и качество товаров.

Правления всех уровней в шведской потребкооперации состоят в основном из выборных лиц, не являющихся штатными работниками. Они принимают стратегические решения, утверждают бюджет, вы­полняют контрольные функции. Наиболее массовыми формами уча­стия пайщиков в управлении и контроле являются комитеты (советы) и комиссии при магазинах.

Для пайщиков потребительской кооперации в Швеции создана эффектив­ная и гибкая система льгот. Каждая крона, потраченная на покупку товаров в кооперативных магазинах Швеции, приносит пайщику одно очко. Учет покупок ведется через компьютерную сеть централизован­но и охватывает все кооперативные магазины независимо от места их размещения. При достижении 30 тыс. очков устанавливается скидка (бонус) в размере 4,5 % от стоимости покупок. Для членов потребко­операции выпущено более 3 млн. пластиковых карточек. Они исполь­зуются как способ платежа и накопления средств, по депозитным вкладам владельцам пластиковых карточек выплачивается до 5 % го­довых, что больше, чем в любом коммерческом банке. Применяются разнообразные формы скидок. Каждому члену потребительского коо­ператива выдается купон с указанием видов товаров, размеров скидок (от 5 до 25 %) и времени реализации товаров со скидками (обычно че­тыре раза в год). Существуют также магазины-дискаунты, где цены на 10—15 % ниже.

Весьма высока степень экономического участия членов в работе сво­их обществ. Для более эффективного привлечения денежных средств пайщиков создана система спаркасс (сберегательных касс). В магази­не кассир, принимающий плату за товары, одновременно выполняет функции оператора спаркассы, что упрощает и удешевляет процесс привлечения денежных средств. По вкладам в спаркассы выдаются дивиденды на 1 — 1,5 % выше, чем в коммерческих банках. Благодаря такой системе доля средств членов в общем объеме используемых по­требкооперацией финансов в 1996 г. составляла 19 %, в то время как заемных средств — 14 %.

Наряду с розничной торговлей потребительские кооперативы Шве­ции осуществляли большой объем производственной деятельности. В рамках Шведской Кооперативной Организации функционировали крупные мукомольные, хлебопекар­ные, консервные, пивоваренные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству маргарина, растительного масла, безалкогольных на­питков, текстильные, обувные, швейные фабрики, завод автокранов, предприятия, выпускавшие широкий ассортимент пластмассовых, резиновых, фарфорово-керамических изделий, строительных мате­риалов и т.д. Половина производившейся продукции стабильно шла на экспорт.

Одной из особенностей потребительской кооперации Швеции яв­ляется семейное членство: все взрослые члены семьи получают паевые книжки под одним номером. Все они пользуются предоставляемыми кооперацией льготами, при этом число членов кооператива равно числу семей. В организационной работе с пайщиками, при проведе­нии собраний, отчетно-выборных кампаний семейное членство зна­чительно облегчает весь комплекс работ.

Во второй половине 1990-х годов общее число пайщиков потреби­тельских кооперативов Швеции составляло 2,2 млн., они объединя­лись в 102 общества, имевших 105 магазинов и около 500 заправочных станций.

Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях: