Усадьба Царицыно, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный му­зей-заповедник. Площадь парка — 693,4 га.

Дворцово-парковый ансамбль «Усадьба «Царицыно» императрицы Екатерины Ве­ликой — уникальный образец загородной царской резиденции конца XVIII — начала XIX зека, творение выдающихся русских зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, а также европейских ландшафтных архитекторов Ф. Рида и К.С. Унгебауэра. Архитектурный стиль Царицына не имеет прямых аналогов в мировой архитектуре и определяется как «неоготический» или «эклектический».

Памятники архитектуры: Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Малый дворец, Кавалерские корпуса, Большой, Фигурный и Оранже­рейный мосты, исторический пейзажный парк с объектами парко­вой архитектуры, Царицынские пруды, светомузыкальный фонтан, дворцовые интерьеры.

 Адрес: Дольская ул., д. 1 Тел.: (495) 321-63-66, (495)321-80-39 Проезд: ст. м. «Царицыно», «Орехово».

Прогулка по Государственному историко-архитектурному, художественному и ландшафтному музею-заповеднику «Усадьба Царицыно».

Недавно реставрированный, весь в снегу парк «Ангарские пруды».

Данный материал является авторским произведением и не является научной статьей. Текст написан Алексеем Яблоковым специально для сайта музея-заповедника «Царицыно». 

Что было на месте Царицына до того, как императрица Екатерина решила построить здесь дворец, и сколько дворцов было построено в результате? В каком веке в парке появились скульптуры и павильоны для чаепития, и когда здесь впервые появились дачники? Известный журналист Алексей Яблоков изучил 400-летнюю историю Царицына и пересказал ее своими словами.

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь — принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи)  истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями.

Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и  «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Архитектурный комплекс

Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков. После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. Часть построек используется под кофейни и дачи. А с 1917 по 1970-е гг. их занимают коммунальные квартиры. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».

Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек. По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться  вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью.

В Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры – ее там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень. Крыши построек кроются желтой черепицей (впоследствии их заменяют металлической кровлей).

Первые строительные сезоны проходят успешно. Но затем начинаются проблемы с финансированием и стройматериалами. Баженов постоянно пишет письма чиновникам. Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный. Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос “чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи. Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Начинается второй этап строительства Царицынского ансамбля. Вернее сказать – его мучительная перестройка. Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей. Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков выужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры. Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.

Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры. Музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

Большой дворец

На высоком берегу пруда стоит красно-белый замок с остроконечными башнями. Это — Большой Царицынский дворец: монументальное здание с драматической судьбой.

В 1785 году императрица Екатерина II приезжает в Царицыно осмотреть почти готовую загородную резиденцию и уезжает недовольная. Залы кажутся ей тесными. Потолки – низкими. Уже почти готовый Главный корпус Екатерина повелевает снести до основания и начать постройку заново. Придворный архитектор Василий Баженов отстраняется от работы. Подготовка нового плана поручается его ученику Матвею Казакову.

На месте разобранного здания Казаков возводит грандиозный дворец с высокой центральной галереей — символ величия и мощи русской императрицы. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей – таково изначальное желание Екатерины. Остроконечные башни. Арки и стрельчатые окна. Вместе с тем Большой дворец — памятник русского классицизма в архитектуре. Об этом говорят его уравновешенные и гармоничные пропорции.

Первоначально Казаков собирается сделать дворец трехэтажным — с крупными боковыми корпусами. Но Екатерина II велит упростить проект: бюджет приходится экономить из-за русской-турецкой войны. К тому же в 1791 году умирает Григорий Потемкин — фактический вдохновитель царицынского строительства.

К 1796 году Большой дворец практически готов — только крыша перекрыта временной черной кровлей без декоративных элементов. Начинаются отделочные работы. Но тут Екатерина II внезапно умирает. Все работы в Царицыне прекращаются.

В последующие годы Большому дворцу никак не могут найти достойного применения. В тени монументального здания с черной кровлей располагаются компании купцов и мещан: они приезжают в Царицыно на увеселительные прогулки. Журнал «Телескоп» в 1832 году публикует ироническую сентенцию: «Это огромное здание, как гроб великана, есть произведение зодчего, едва ли бывшего художником. Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова».

К концу XX века Большой дворец превращается в мрачные развалины. Их окружают глухие заросли крапивы. Пробраться внутрь рискуют только подростки и самые отчаянные романтические пары. Даже во время крупномасштабной реставрации Царицынской усадьбы в 1980-х годах польские и советские мастера не берутся за это здание. Реконструкция Большого дворца начинается только в 2005 году. За два года руинированный дворец превращается в современный музейный комплекс за старинными стенами.

Малый дворец

Малый дворец (Полуциркульный дворец) — наименьшая из всех дворцовых построек работы придворного архитектора Василия Баженова. В своих письмах и чертежах он также называет здание «четвертый домик» и «маленький корпус». Вместе с Большим и Средним дворцами предназначен лично для Екатерины II: внутри всего шесть небольших помещений. В том числе — овальный зал и будуар.

Баженов строит Малый дворец на вершине живописного холма над Царицынским прудом. Прежде на этом месте находится деревянная беседка – в 1775 году Екатерина II проводит в ней несколько заседаний Высочайшего совета. Малый дворец становится естественным завершением холма – как бы повторяет его форму. В отличие от остальных дворцовых построек здание не отличается богатым орнаментом. Только восточный фасад дворца венчает белокаменный вензель императрицы – впоследствии именно его используют в качестве эмблемы парка-музея «Царицыно».

К 1785 году здание Малого дворца полностью готово. Крышу покрывают желтой черепицей (впоследствии ее заменят металлической кровлей). Стены внутри оштукатурены. Идет укладка плитки и установка изразцовых печей. Но Екатерина II остается недовольна новой резиденцией и отстраняет Баженова от работы. Все работы в Царицыне прекращаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. В связи с этим многие усадебные постройки переоборудуются под развлекательные заведения. Частично обветшавший Малый дворец ремонтируют и сдают в аренду французу Лекеню под кофейный дом. Но в 1812 году француза высылают из России как «наполеоновского шпиона». Малый дворец используется как гауптвахта для сторожей усадьбы.

К концу 1850-х годов ансамбль Царицыно понемногу приходит в упадок. Действуют только оранжереи. Малый дворец в это время представляет собой  — по воспоминаниям современников полуразрушенную «каменную полуциркульную галерею в один этаж готической архитектуры без крыши и свода». К 1980-м годам здание превращается в руины.

В  ходе первой большой реставрации (1987–1995) в Малом дворце восстанавливают первоначальную планировку. На обнаруженных исторических фундаментах возводят внутренние стены и восполняют утраченные части парапета. До 2003 года помещения дворца используются как выставочные залы. В 2003–2004 годах проводится очередной ремонт фасадов и интерьеров. С 2016 года в Малом дворце вновь проходят выставки.

Хлебный дом

Перед нами самое крупное сооружение царицынского ансамбля — кухня императрицы Екатерины. Официально — «Кухонный корпус», а на жаргоне императорской обслуги — «Хлебный дом». Во время постройки Царицына архитектор Василий Баженов придумывает замаскировать хозяйственный блок под средневековый замок. Так здание будет меньше выбиваться из общего стиля. Баженов строит кухонный корпус в виде исполинского куба с закругленными углами. В постройке он отказывается от местных стройматериалов в пользу более влагоустойчивого белого камня из Хорошевских каменоломен. Фасады Баженов украшает эмблемой в виде каравая и солонки. Над ними – вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»).

Но достроить Кухонный корпус Баженов не успевает — Екатерина подвергает критике его работу и отстраняет от Царицынского проекта. В 1849 году архитектор Василий Дрегалов по распоряжению императора Николая I создает проект переделки Хлебного дома под лечебницу для крестьян. Затем она превращается в гостиницу для дачников. А с 1918 года и до конца 1970-х дворец с облупившимися вензелями принимает жильцов коммунальных квартир.

Наконец в 2006 году Хлебный дом открывается после длительной реконструкции. Теперь его залы — часть исторической экспозиции. В них проходят выставки и вернисажи, а во дворе-атриуме проводятся концерты и театральные мероприятия.

Оперный дом

Оперный дом (Средний дворец) — одно из самых интересных и сложно декорированных сооружений в Царицыне. Построен по проекту придворного архитектора Василия Баженова. Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначается непосредственно для Екатерины II. Он рассчитан на небольшие официальные приемы и церемонии. Домашние спектакли и придворные увеселения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся планы дворца – основную его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и великолепной акустикой. К нему примыкают два аванзала поменьше и целая анфилада служебных комнат.

Строительство здания начинается в 1776 году. В оформлении используется традиционный для царицынских сооружений кирпич и белый камень. Обращает на себя внимание характерная черта баженовской архитектуры: двухэтажное здание имеет простой и массивный первый этаж и причудливо украшенный и изящный второй. Из-за этого здание как бы «стремится вверх». Дворец венчает нарядный парапет в виде ажурной аркады с изображением дисков и серпов – они символизируют солнце и месяц.

К 1785 году Средний дворец окончательно готов снаружи. Рабочие штукатурят стены и выстилают полы плиткой. В залах устанавливают изразцовые печи. Однако Екатерина II не одобряет царицынскую резиденцию и отстраняет Баженова от должности. После его увольнения работы в Среднем дворце останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. На плане 1816 года Средний дворец обозначен как «Оперный дом» — здание предполагают использовать под спектакли и музыкальные вечера. Но эти планы не воплощаются в жизнь. Вплоть до начала 1980-х годов дворец пустует. После первой крупной реставрации (1987 – 1995 гг.) в помещениях Оперного дома размещаются музейные экспозиции и проводятся конференции и концерты.

В 2012 году начинается комплексная реставрация Оперного дома: она длится два года. В результате в здании проложены современные коммуникации. Залы выложены новым паркетом и аутентичной шестигранной плиткой. Подновлены кирпичная кладка и белокаменный декор. С 2014 года в помещениях Оперного дома проходят регулярные выставки.

Оранжереи

Единственный в Москве усадебный оранжерейный комплекс с 250-летней историей. Первые оранжереи появляются здесь еще в начале 1740-х годов. С течением времени экзотические фрукты и декоративные растения становятся «фирменным знаком» Царицына. В 2007-2008 годах здания оранжерей воссоздают по старинным чертежам. По сохранившимся описям оранжерейного хозяйства работники парка-музея сегодня вновь выращивают экзотические растения — как и 250 лет назад.

В середине XVIII века на этом месте стоит усадьба Черная Грязь. Ее занимают сыновья молдавского князя Дмитрия Кантемира. Деревья в их парке аккуратно подстрижены. На пруду устроен квадратный остров для уединенных прогулок. При усадьбе содержатся целых три сада и деревянная оранжерея. В ней выращивают розы и виноград. Инжир и померанцы. Груши и алоэ. За растениями ухаживают специально нанятые садовники.

В 1775 году Екатерина II покупает Черную Грязь. Одновременно с распоряжением о строительстве новой резиденции императрица велит прислать в усадьбу двух придворных садовников из Москвы «для исправления садовых работ». В 1778 году архитектор Баженов предлагает Екатерине построить еще одну временную оранжерею — «ибо размножаются деревья, а ставить их некуда». Также устраивается пруд для полива растений. К середине 1780-х годов количество оранжерейных деревьев достигает десяти тысяч. Появляется целый комплекс из трех огромных каменных оранжерей. Ими управляет опытный немецкий растениевод Иоганн Рак. Под его началом дело идет крайне успешно: оранжерейные садовники даже получают 20% с выручки за проданный урожай. В то же время Рак использует царицынские оранжереи как тренировочную базу для начинающих садовников: через газету «Московские ведомости» предлагает помещикам отдавать крестьян к нему в обучение.

После смерти Екатерины строительство усадьбы останавливается. Однако сады и оранжереи продолжают цвести. Реорганизацией усадебного хозяйства в то время занимается глава Экспедиции кремлевского строения Петр Валуев. Дальнейшее развитие Царицына как плодово-ягодного хозяйства — фактически его заслуга. К началу 1840-х годов средний годовой доход от продаж фруктов и ягод составляет 5000 рублей. (Для сравнения — годовая аренда трехкомнатной квартиры в Петербурге в то время стоит 100-150 рублей).

Под руководством Валуева ремонтируются старые оранжерейные корпуса и строятся новые. Здесь действуют уже восемь каменных оранжерей. Царицыно становится одним из самых крупных поставщиков фруктов и ягод в Москву. При этом право собирать урожай предоставляется на арендной основе. Деньги с аренды идут на ремонт оранжерей.

Но к 1858 году президент Московской дворцовой конторы констатирует: расходы на содержание садовников и уход за оранжереями значительно превышают доходы от продаж. В результате принимается решение сдать весь комплекс в аренду купцу Давидову. Тот арендует оранжереи вплоть до 1883 года. Причем по договору имеет право перестраивать их и даже разбирать.

В конце XIX века наиболее ветхие оранжереи продают под снос. Земля под ними застраивается дачами. Дольше других сохраняется Виноградная оранжерея. В советское время в ней размещаются коммунальные квартиры. К 1990-м годам и она превращается в руины.

В 2008 году царицынский оранжерейный комплекс восстанавливают по сохранившимся описям и чертежам. В 2011 году для широкой публики открываются экспозиции растений в трех оранжереях. Сегодня в них круглый год созревают экзотические плоды и благоухают цветы и травы — как двести с лишним лет назад. Для детей и взрослых в Оранжерейном комплексе проводятся образовательные экологические мастер-классы и экскурсии.

Виноградная оранжерея

Новая отдельная оранжерея для выращивания винограда появляется в царицынском хозяйстве в начале XIX века. Виноград отменного качества выращивается на продажу и на поставку к Высочайшему столу в Москву и Санкт-Петербург. Из всех оранжерей Виноградная сохраняется дольше всех — остальные к 1880-м годам будут разобраны. На их месте появятся дачи. Здание Виноградной оранжереи сперва отдают в аренду под «крахмальное заведение». Арендатор делает к ней несколько пристроек. Но после пожара он сворачивает свою деятельность. На протяжении десяти лет Виноградную оранжерею осматривают фабриканты — пытаются приспособить ее под какое-либо производство. Но все приходят к неутешительному выводу: поблизости нет воды в достаточном количестве. К тому же вокруг дачная местность и производство могут и не разрешить.

В конце концов белокаменное здание с надстроенным деревянным этажом разделяет судьбу остальных царицынских построек. Вплоть до 1917 года в нем размещается дача. Затем — коммунальные квартиры. К 1990-м годам строение превращается в руины.

В 2008 году здание Виноградной оранжереи восстанавливают — частично на историческом фундаменте. Сегодня здесь можно увидеть многие растения из исторического ассортимента царицынских оранжерей: инжир и гранаты. Агавы и кактусы. Цитрусовые деревья и виноград.

Первый оранжерейный корпус

Находится на месте «ранжевой» (то есть наиболее близкой к дворцу) оранжереи начала XIX века. В то время царицынское плодовое хозяйство входит в эпоху бурного расцвета. По распоряжению начальника Экспедиции кремлевских строений Петра Валуева архитекторы строят новые оранжерейные корпуса. Ранжевая оранжерея с белокаменной ротондой строится по проекту Ивана Еготова — автора многих царицынских павильонов. В конце XIX века ее разбирают — как и другие хозяйственные постройки. На месте оранжерейного комплекса строятся дачи.

Первый оранжерейный корпус появляется в ходе большой реконструкции в 2008 году. Сегодня в нем можно увидеть различные виды пальм и араукарий. Китайские гибискусы. Фуксии и другие изысканные декоративные растения.

Второй оранжерейный корпус

Второй оранжерейный корпус появляется в 2008 году на месте одной из разрушенных в конце XIX века царицынских оранжерей. Его облик напоминает оранжереи конца XVIII–начала XIX веков: длинное одноэтажное строение с остекленным фасадом. Профиль здания обращен на юго-восток — чтобы внутрь проникало как можно больше утреннего и дневного света.

В экспозиции Второго оранжерейного корпуса можно видеть плоды ананасов и различные пряные культуры. Розмарин и мирт. Лавр и имбирь. Те же растения выращивали в Царицыне двести пятьдесят лет назад при Екатерине II. Из «современных» растений экспозицию дополняют кофейные кусты и бананы. Папайя. Олеандр. А также овощи — томаты и огурцы.

Во времена Екатерины и ее преемников растения в оранжереях обычно размещались на ступенчатых стеллажах вдоль остекленного фасада. Второй оранжерейный корпус организован иначе — растения стоят в кадках из лиственницы. Керамические кашпо напоминают сосуды из царицынских раскопок.

Первый кавалерский корпус

Небольшой одноэтажный павильон работы архитектора Василия Баженова. Построен в 1784 – 1785 гг. на берегу Большого оврага. Архитектор в своих чертежах называет его  и стоящий рядом Второй кавалерский корпус «малыми домиками». Одно из зданий обозначено в экспликации к Генеральному плану как «дом для официантов». Второе – «дом неизвестной» (т.е. –без определённых функций).

Первый Кавалерский корпус имеет Г-образную форму. Внутри — три комнаты: центральная угловая и две примыкающих боковых. Между собой комнаты последовательно соединены и образуют анфиладу по внешнему контуру «угла».
После смерти Екатерины II в 1796 году постройка резиденции прекращается. С начала XIX века Царицыно становится модным местом для загородных прогулок. В связи с этим некоторые дворцовые постройки переоборудуются под кофейные дома и гостиницы.

Однако здание Первого кавалерского корпуса не используется и постепенно ветшает.

С 1870-х гг. Царицыно постепенно становится престижным дачным поселком. Первый Кавалерский корпус берут в аренду под дачу состоятельные чиновники и купцы. Опись 1902 года фиксирует изменения во внешнем виде здания и в интерьерах. Корпус становится трехэтажным. К нему пристраивают две деревянные террасы. Проводят наверх две лестницы. Ставят в доме камин и русскую печь.

С 1906 года здание Первого кавалерского корпуса находится в аренде у А. Крутовского и А. Виноградова – они предполагают устроить в здании «меблированные комнаты». После крупного пожара в 1909 году Крутовский предлагает проект перестройки здания: оно должно вырасти до 9,8 метров в высоту. Разрешение от местных властей получено. К 1911 году в здании три этажа и 23 комнаты. Вплоть до 1921 года Крутовский сдает их в летний период дачникам.

В 1918 году поселок Царицыно переименовывают в Ленино. Весной 1921 года в Первом Кавалерском корпусе располагается Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов (в результате чего здание получает название Дом Советов). В 1922–1932 гг. в здании размещают детский дом: там живут дети из пострадавших от голода районов Поволжья. В 1932 корпус вновь перестроен — для исполкома Ленинского районного совета. Перед его входом разбита клумба и установлен памятник В. И. Ленину. С 1960-х гг. в Первый кавалерский корпус въезжает детская музыкальная школа.

В декабре 1988 года школу отселяют. Архитектурная мастерская института «Моспроект-2» готовит проект реставрации здания. В середине 1990-х гг. сотрудники польской реставрационной фирмой PKZ проводят в нем масштабные реставрационные работы. Они разбирают два надстроенных этажа и восстанавливают первоначальную планировку. Удаляют штукатурку с краснокирпичных стен. Реконструируют белокаменный фронтон и ажурный парапет. С 1995 года в здании размещается администрация Государственного музея-заповедника «Царицыно».

Второй кавалерский корпус («Восьмигранник»)

Небольшой одноэтажный павильон восьмигранной формы. Построен в 1784-1785 гг. придворным архитектором Баженовым. В своих чертежах архитектор называет Первый и Второй кавалерский корпуса «малыми домиками». В экспликации к Генеральному плану один обозначен как «Дом для официантов». Второй – «Дом неясной» (то есть без определенных функций). Своё нынешнее название Кавалерские корпуса получили при паспортизации Царицынского ансамбля в 1947 году.

Планировка «Восьмигранника» уникальна. Комнаты не только связаны с центром – они еще и соединены между собой по периметру промежуточными угловыми помещениями. Каждый «блок» может быть изолирован: помимо внутренних дверных проёмов он имеет еще и наружную дверь. Здание вполне годится для размещения придворных чинов разного ранга.

Одноэтажный павильон – как и другие дворцовые постройки – сложен из красного кирпича. Белокаменный декор акцентирует наиболее значимые архитектурные детали. Цоколь. Карниз. Высокие стрельчатые окна.
В 1785 году Екатерина II отстраняет Баженова от работ: она недовольна постройкой. А после ее смерти в 1796 году строительство царицынской резиденции прекращается. На протяжении 200 лет здание Второго кавалерского корпуса не используется и постепенно разрушается.

К концу XIX века Царицыно – престижный дачный поселок. Некоторые дворцовые постройки отданы в аренду под дачи. Однако зданию и тут не везет. В 1886 году «Опись Царицынскому Дворцу» фиксирует плачевное состояние памятника: «Карниз над окнами и дверями в пролётном балюстраде и в портальных колонах украшены из белаго камня, который полопался и выкрошился во многих местах, дом без крыши и сводов, полов, потолков и всех прочих принадлежностей. По наружности, как в отверстиях окон и дверей, так и при фундаментах стены подломаны, а сверху здания растут деревья, ‒ внутри стены во всех пролётах также изломаны, а сверху совершенно сопрели и во множестве осыпались на большую высоту».

В середине 1920-х гг. Царицынский ансамбль переходит в ведение Главнауки. В 1927 году – к десятилетию Октябрьской революции – здесь открывается Ленинский (Царицынский) краеведческий музей. При этом часть построек занимают коммунальные квартиры. В 1929 году здание «Восьмигранника» пытаются приспособить под районную баню — заведующему музеем Тихомирову едва удается отстоять памятник. И все же в 1932 году внутренние стены корпуса разбирают: кирпич идет на хозяйственные нужды.

К началу 1980-х гг. здание превращается в руины. Однако в 1984 году начинаются масштабные работы по реставрации Второго кавалерского корпуса. Они продолжаются десять лет. Силами мастерской «Союзреставрации» и других инженерно-строительных организаций восстановлены внутренние стены и кровля. Утраченные фрагменты кладки и белокаменного декора. Завершаются работы по внутренней отделке.

В 1994 году во Втором Кавалерском корпусе открывается первая экспозиция: она знакомит посетителей с основными художественными коллекциями ГМЗ «Царицыно».

Третий кавалерский корпус

Одно из малых сооружений дворцовой застройки. Построено в 1776 – 1779 гг. по проекту придворного архитектора Василия Баженова. Сам Баженов в чертежах называет его «третий дом» или «малый домик» (по сравнению с первыми двумя корпусами). Словосочетание «кавалерский корпус»  — современное: оно используется только с 1947 года.

По стилю и оформлению Третий кавалерский корпус довольно сильно отличается от двух других кавалерских корпусов. Установить их предназначение до сих пор точно не удается. Однако именно Третьему корпусу императрица явно придает значение: в чертежах здания можно видеть ее собственноручные правки.

Третий кавалерский корпус стоит на живописном холме возле Среднего Царицынского пруда. Это одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Венчает здание изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал – причем одна его часть по замыслу Баженова выступает наружу и образует полуротонду.

Внутренние отделочные работы Третьего кавалерского корпуса начинаются в 1784 году. Рабочие кладут полы и штукатурят стены. Установлены изразцовые печи.

Но в 1785 году Екатерина II отказывается от новой резиденции. Формальная причина – тесные и низкие помещения. Баженова отстраняют от должности. Строительство прекращается.

Однако в последующие годы здание активно используется – в отличие от остальных построек. В начале XIX века Царицыно — популярное место для загородных прогулок. В связи с этим некоторые постройки ансамбля переделываются под кафе и развлекательные заведения. Вплоть до начала 1830-х годов Третий кавалерский корпус используется в качестве «трактира и гостиницы». Постепенно здание ветшает. Башня-бельведер обрушивается. С 1872 года его использует как дачу коллежский советник Иван Давидов (он же арендует и все царицынские оранжереи). В результате здание Третьего корпуса сильно видоизменяется. Лестницы закладывают. Главный вход переносят. К тому же к зданию пристраивают большую террасу. А в начале ХХ века на прилегающем участке появляются надворные постройки. Сараи. Конюшни. Курятник.

После революции 1917 года Царицыно переименовывают в поселок Ленино. В здании размещается «Большевистский клуб политическо-спортивного союза молодежи». Затем – Ленинский клуб имени Ф. Шкулева.

В середине 1920-х годов весь дворцово-парковый ансамбль переходит в ведение Главнауки. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он занимает всего несколько комнат. Но пользуется большой популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на подлинные коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей.

В 1930-е годы – на волне коллективизации — музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону сельского хозяйства. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. В Третьем кавалерском корпусе проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». В конце концов музей теряет популярность у публики – и его закрывают.

С 1937 по 1973 гг. здание занимает районный Дом культуры с кинотеатром. Затем — Управление капитального строительства Академии художеств СССР. А В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. В Третьем кавалерском корпусе размещаются дирекция и фондохранилище.

В результате реставрационных работ 1998–2003 гг. зданию возвращают исторический вид. Сегодня в Третьем Кавалерском корпусе размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».

Ворота и мосты

Воротам и мостам в Царицыне отводится особая роль. Архитектор Василий Баженов строит резиденцию Екатерины на мысу над водой — подобно средневековому монастырю или кремлю. Однако стен у этой крепости нет: их функцию выполняют мосты и ворота. Они как бы отмечают границы всего ансамбля.

С Фигурного моста (1776–1778) начинаются строительные работы Баженова

в Царицыне. Мост похож на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой и служит парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. Сверху по мосту проходит аллея (в плане Баженова «Берёзовая перспектива»): она ведет к дворцам императрицы. Аллея начинается от Большого моста через овраг — парадного въезда в усадьбу со стороны Большой Каширской дороги (ныне — Варшавского шоссе). Завершают «Берёзовую перспективу» Фигурные (Виноградные) ворота.

Большой дворец и Хлебный дом соединяет галерея-ограда с воротами (1782–1784). На первоначальных планах Баженова она не отмечена. Замысел этой постройки очевидно появляется у архитектора позднее. Назначение галереи-ограды чисто декоративное.

Сооружение Оранжерейного моста и гротесковых мостов связано с новым этапом в жизни Царицына. После смерти Екатерины в 1796 году строительные все работы в резиденции останавливаются. Однако парк становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. Ежедневно сюда из Москвы приезжают веселые компании купцов и романтические пары. К тому же новый глава Экспедиции Кремлевского строения Петр Валуев всячески поддерживает развитие в Царицыне оранжерейного хозяйства. К середине XIX   века местные фрукты и декоративные растения приобретают всероссийскую славу. Оранжерейный мост строится в начале XIX века по проекту Ивана Еготова (автора парковых павильонов). Мост выполняет в основном хозяйственные функции – связывает территорию с «заовражной» территорией: там как раз располагаются оранжереи и обширные плодовые сады.

Большой и Малый гротесковые мостики (1805–1808) также предположительно построены по проекту Еготова – для удобного подхода к павильону «Храм Цереры». Свое название мостики получают из-за грубо обработанного камня («гротеска») – он используется в качестве декоративных вставок в кирпичную кладку.

Фигурный мост

Одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля.

Сейчас через него ко дворцу ведет главная аллея. В XVIII века это – второй парадный въезд на территорию Царицына. Архитектор Василий Баженов придает мосту облик крепости – за счет высоких башен со стрельчатыми проемами. Он сам называет этот мост «Фигурным» — в связи с затейливым декором. Здесь переплетаются характерные для всех царицынских построек красный кирпич и белый камень. А также резные карнизы и ромбовидные накладки. Колонки и пирамидки.

Мост расположен на крутом склоне холма и призван скрывать от гостей резиденции  дворцовую панораму. Зато стоит пройти под мостом – и глазу открываются сразу все постройки.

Строительство моста начинается в мае 1776 года. В 1777 году «на башенках и перапете на вкус англичан» устанавливают деревья в кадках. Летом 1778 года сооружен северный пандус — спуск с моста в сторону церкви.

Никаких существенных перестроек здесь не производится на протяжении двухсот с лишим лет. Мост сохраняется на удивление хорошо. В 1987–1992 гг. – в ходе масштабных реставрационных работ – восстанавливаются декоративные элементы. Для удобства и безопасности посетителей на пандусе делают несколько пологих ступеней.

Фигурные (Виноградные) ворота

Построены в 1777–1778 годах по проекту Василия Баженова. Это одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля.  Ворота  обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.

Изначально Фигурные ворота отличает богатое скульптурное убранство. По описи 1825 года их украшают четыре декоративные вазы. Две белокаменные статуи Купидонов. Два керамических мопса. Но уже к середине XIX века большая часть скульптур пропадает. К началу XX века исчезают части парапета и белокаменные обелиски.

В 1927 году в Царицыне открывается историко-художественный и краеведческий музей. В ходе ремонтных работ случайно обнаруживается одна керамическая скульптура мопса (находится в музее архитектуры им. Щусева).

В 1960–1961 гг. отреставрированы верхняя часть Фигурных ворот и башни парапета. Восстановлены поврежденные элементы декора и металлические решетки проемов. Масштабные реставрационные работы проводятся в 1986-2006 гг. На сегодняшний день Фигурные ворота восстановлены с максимально возможной исторической достоверностью.

Большой мост через овраг

Одно из главных сооружений царицынского ансамбля. Построен в 1778-1784 гг. Именно с него – по замыслу архитектора Василия Баженова – должна начинаться дворцовая часть резиденции. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства.

Массивное сооружение кажется легким из-за арочных пролетов — широких у основания и узких в верхней части. Мост богато и причудливо декорирован. Арки напоминают порталы готических соборов. Краснокирпичная кладка украшена белокаменными геометрическими фигурами.

Баженов строит Большой мост для соединения дворцовой части с «заовражной» (там предполагается построить конюшенный двор). А также – для связи с Каширской дорогой. Работа идет трудно и с перерывами. Еще на стадии рытья котлованов из-под земли начинают бить ключи. Грунт оказывается зыбким. Строителям приходится забить в землю более двух тысяч свай. К 1784 году мост готов — не хватает только парапета. Генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс осматривает сооружение и рапортует Екатерине II: «Акедюк [“акведук”] имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».

Однако в июне 1785 года Баженов попадает в опалу. Императрица отстраняет его от дальнейших работ. После смерти Екатерины II строительство резиденции прекращается.

В начале XIX века под руководством архитектора Ивана Еготова – ученика Баженова – достроены боковые части моста. Уложено дорожное покрытие. Завершен кирпичный парапет с башенками-столбами.
С конца XIX века мост становится частью Царицынского шоссе – оно связывает станцию Царицыно с Каширской дорогой. Во время Великой Отечественной войны по мосту проходят танковые колонны. В 1975 году автомобильное движение по территории Царицынской резиденции закрывается. Мост к этому времени пребывает уже в полуразрушенном состоянии.

В ходе масштабных реставрационных работ 1985-2007 гг. восстановлены рухнувшие проезды над арками и парапет. Реконструированы многие декоративные элементы. Сегодня облик Большого моста полностью восстановлен в варианте начала XIX века.

Павильон «Миловида»

Павильон «Миловида» («Миловидова галерея») — одно из лучших сооружений Царицынского парка начала XIX века. Построено в 1803-1804 гг. предположительно по проекту архитектора Ивана Еготова – ученика Василия Баженова. Павильон стоит в самой живописной части царицынского парка. В 1800-е годы от его стен открывается великолепный вид на залив Верхнего Царицынского пруда с искусственным островом – отсюда и такое «пасторальное» название.

Павильон представляет собой проходную арочную галерею с четырьмя небольшими угловыми помещениями («кабинетами») для отдыха посетителей. В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для увеселительных прогулок и пикников. В связи с этим некоторые здания ансамбля – в том числе и павильоны – переоборудуют под кофейни и развлекательные постройки.

Из описи И. Забелина 1825: «Галерея Миловида каменная с наделкою в верху деревянною оштукатуренною, крытая железом; на верху ея статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; внутри ея колонн больших шестнадцать, небольших восемь, оштукатуренных по дереву. По бокам по две комнаты с дубовыми створчатыми дверями с задвижками, и в каждой по два окошка с желузями под краскою; в середине ея на четырех тубах белого камня большие бюсты белого мрамора на таковых же пьедесталах. В выше означенной Миловиде стульев с точеными ножками под краскою с плетёными сидениями из верёвок, покрытыя жёлтою краскою — восемнадцать; таковых же под дикою краскою с сидениями плетенными из камыша — восемь; столов дубовых больших складных — три».

Однако уже в 1838 году смотритель села Царицыно в своем рапорте называет павильон «ветхим» и заколачивает его. Многие скульптуры пропадают и разрушаются от времени. В 1870-1880-е гг. «Миловида» (как и другие павильоны) приспособлена под чайный домик. В соседней роще играет духовой оркестр.

Вплоть до 1941 года павильон неоднократно ремонтируется. Рабочие штукатурят стены и подновляют деревянные конструкции. В июле 1941 года взрывной волной немецкой авиабомбы повреждена отделка павильона. Осыпаются карнизы. Рушатся барельефы. Исчезает роспись.

В 1960-е гг. павильон вновь реставрируют. Но в 1992 году здесь происходит пожар – погибают все деревянные конструкции. Только после масштабной реконструкции 2000-2007 гг. «Миловиде» возвращен облик начала XIX века. Живописное и скульптурное убранство восстановлены частично. В угловых кабинетах сегодня размещается охрана парка-музея «Царицыно».

Павильон «Нерастанкино»

Павильон «Нерастанкино» (он же — «Храм Меланхолии») — небольшая галерея со сквозным проходом и невысоким куполом. Здание построено в 1803 году по проекту архитектора Ивана Еготова всего за несколько месяцев. Стройкой занимаются крепостные крестьяне графа Шереметьева. Название – как считают исследователи – происходит от лирического пейзажа вокруг и великолепного вида на Верхний Царицынский пруд: с ним «не расстанешься». Однако на карте 1816 года павильон обозначен как «Миростанкино»: некоторые считают это название исконным и связывают с романтическим ощущением «бренности мира» в тех местах.

С начала XIX века Царицыно — популярное место загородных прогулок. По парку бродят веселые компании и молодые пары. Для их удобства в павильоне устанавливают круглые столы и плетеные кресла. Ниши фасадов украшают четыре «вазы точеныя из цельнаго белаго камня».

К началу 1870-х гг. царицынский парк приходит в запустение. «Нерастанкино» — как и другие постройки – постепенно ветшает: у него значительно повреждена крыша и облицовка колонн. В последующие годы Царицыно превращается в престижный дачный поселок. Павильон стоит без дела. А в 1920-1930-е гг. Ленинский райсовет приспосабливает его под парковую библиотеку-читальню.

В период с 1960-х по 1980-е гг. «Нерастанкино» еще не раз подновляют и ремонтируют. И только в 2007 году павильону возвращают исторический облик. Скульптурное убранство восстановлено не полностью.

Беседка «Храм Цереры»

«Храм Цереры» («Золотой сноп») — небольшая беседка на южной границе царицынского пейзажного парка. Построена в 1805 году по проекту архитектора Ивана Еготова.

Местоположение беседки выбрано не случайно. Летом 1775 года – уже после покупки Царицына – здесь в шалаше отдыхает Екатерина II. С этого холма она наблюдает за сельским праздником: его устраивает для императрицы Григорий Потемкин при участии местных крестьян.

После смерти Екатерины II в 1796 году все работы по строительству резиденции останавливаются. Однако силами начальника Московской кремлевской экспедиции Петра Валуева активизируется деятельность в царицынских оранжереях. В результате – вплоть до 1870-х гг. – Царицыно пользуется славой крупнейшего поставщика фруктов и ягод в Москву и Петербург.

Фактически постройка беседки знаменует официальное начало нового этапа в жизни Царицына. Неслучайно Валуев заказывает архитектору поставить в «Храме» именно статую Цереры – древнеримской богини плодородия с позолоченным снопом в руках. Сама беседка представляет собой ротонду с колоннадой на трехступенчатом основании. Купол венчает сноп колосьев – тоже позолоченных.

В конце XIX века в Царицыне начинается массовое строительство дач. Примерно в то же время из беседки пропадает статуя Цереры.

В 1925 году Царицынский ансамбль переходит в ведение Главнауки. Открывается и историко-краеведческий музей. В связи с этим «Храм Цереры» решено подновить. Заменен ветхий сноп на куполе ротонды. Вместо пропавшей скульптуры на постамент ставят статую Цереры из подмосковной усадьбы Лукино.
В годы Великой Отечественной войны «Храм Цереры» сильно поврежден. Составитель паспорта объекта за 1947 год констатирует с интонацией судмедэксперта: «Кровля проржавела почти полностью, „сноп“ на вершине купола разрушен почти весь. Мраморная скульптура „Церера“ разбита — отсутствует голова, частично руки. Вся статуя расстреляна из огнестрельного оружия».

С 1954 года начинается постепенная реставрация беседки. Но окончательный исторический облик ей возвращен лишь в 2007 году. Восстановлены белокаменные ступени и колонны. Медное покрытие купола. Пьедестал вновь украшает Церера – современная версия скульптуры работы Александра Бурганова.

Земляная пирамида

Холм на восточном берегу Верхнего Царицынского пруда — одно из произведений ландшафтного дизайна XVIII века. В 1770-х гг. – еще до возникновения Царицына – на этом месте стоит усадьба «Черная грязь». При ее хозяевах – братьях Кантемирах – закладывается основа будущего пейзажного парка. Садовники придают крутому склону холма форму ступенчатой пирамиды и располагают полукруглыми террасами прогулочные дорожки. Пространство между ними засаживают березами и кустарником. На вершине холма-пирамиды стоит деревянная беседка зеленого цвета.

Весной 1775 года Екатерина II покупает усадьбу и называет ее «Царицыно». В течение лета она неоднократно приезжает сюда и именно в этой беседке проводит несколько заседаний Совета при Высочайшем дворе. Впоследствии на этом месте архитектор Василий Баженов строит Малый дворец.

В начале XIX  века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. В связи с этим многие усадебные постройки переоборудуются под развлекательные заведения. Частично обветшавший Малый дворец ремонтируют и сдают в аренду французу Лекеню под кофейный дом. К этому времени террасы земляной пирамиды понемногу осыпаются. Прогулочные дорожки выкладывают кирпичом. Вместо берез появляются липы и клены. Понемногу холм принимает естественную форму.

Только в 2006–2007 гг. за него берутся всерьез. В ходе реставрации царицынского ансамбля террасы пирамиды расчищены. Раскрыто кирпичное покрытие XIX века. Старые липы и клены стоят на прежнем месте.

Башня-руина

Самое романтическое сооружение царицынского парка. Представляет собой полуразрушенную средневековую башню с примыкающими к ней участками стен из кирпича и белого камня.

Башня строится по проекту архитектора Ивана Еготова в 1804 году. Ее появление исследователи связывают с модой на искусственные руины в конце XVIII – начале XIX века. Изначально башню-руину венчает легкая беседка-бельведер с четырьмя колоннами. По гребню северной стены поднимается каменная лестница. Подножие украшает цветной мох.

После смерти Екатерины II Царицыно превращается в популярное место городского досуга. Каждый день по парку гуляют веселые компании и влюбленные пары. В это время башня-руина получает название «Чертова лестница». На нее легко взобраться и нелегко спуститься. Некоторые подвыпившие купцы – по сообщению газет – даже получают здесь травмы.

К концу XIX века башня-руина постепенно ветшает. Сооружение лишается почти всех лестничных ступеней и нескольких участков стен. В XX веке ее используют для тренировок скалолазы.

В 2007 году башня-руина открывается после реставрации. Но беседку-бельведер так и не удается восстановить.

Арка на острове (Русалкины ворота)

«Русалочий остров» находится посреди Верхнего Царицынского пруда. Его украшает небольшая белокаменная арка. Она построена по проекту архитектора Ивана Еготова в 1804 году — на волне популярности «искусственных руин» в садах и парках. Изначально ее венчает башенка с развевающимся вымпелом. В документах XIX века сооружение называется «Арка на острове» и «Жилище русалок». Затем появляется название «Русалкины ворота». Во время строительства арки островок разделен протокой – в результате каждая из двух опор находится на своем участке острова. Под сводом можно проплыть на лодке – что успешно выполняют романтические пары посетителей в XIX веке.

Постепенно сооружение ветшает. Башенка с флагом исчезает во второй половине XIX века. Канал-протоку еще можно видеть в конце 1980-х гг. Тогда же рушится срединная часть арочного пролёта.
В результате реставрации 2006‒2007 Арку на острове частично восстанавливают – без канала и без башенки. Разросшиеся деревья заменяют газоном.

Гротесковые мосты

Три арочных однопролетных моста-виадука в южной части Царицынского парка. Все они соединяют склоны древнего сухого оврага. Располагаются между павильонами «Нерастанкино» и «Храм Цереры». Краснокирпичные мосты с белокаменным декором имеют вставки из грубо отесанного камня («гротеска») – отсюда и их название.

Построены в 1805 году по проекту архитектора Ивана Еготова. Большой гротесковый мост сооружен на месте разобранного обветшавшего каменного моста 1790-х гг.  Гладко отесанные белокаменные детали эффектно контрастируют со вставками из «гротеска». Малый мост имеет более сдержанный декор: вставками украшена только арка пролета. Третий мост — самый маленький — сооружён из красного кирпича с отделкой гладкими белокаменными блоками.

Все мосты имеют парапеты – однако со временем их заменяют гладкими белокаменными тумбами: «круглыя с шариками на верху».

Между тумбами ставят крашеные деревянные решетки.

К началу 1880-х Царицыно из парка для прогулок превращается в дачный поселок. Мосты к этому времени постепенно ветшают. На них вырастают деревья. К началу XX века Третий мост полностью разрушается.

Научно-реставрационные работы начинаются в 1960-е гг. Восстановлены кладка и белокаменные детали Большого и Малого мостов. Оплывшие откосы оврага и проезжая часть. На мостах снова появляются белокаменные тумбы и железные кованые решетки (вместо деревянных). Однако к началу 1990-х гг. мосты снова приходят в полуразрушенное состояние.

Тумбы Малого моста сброшены в овраг.

Следующая реставрация происходит только в 2006–2007 гг. Большому и Малому мостам придан максимально достоверный исторический облик. Также воссоздан и Третий мост — на основе описаний и сохранившихся изображений начала XIX в.

Царицынские курганы

Один из самых знаменитых археологических памятников Москвы XI-XIII вв. Курганные захоронения располагаются на левом и правом берегах Верхнего Царицынского пруда. Около тысячи лет назад вся территория нынешней Москвы окружена поселениями вятичей. Одно из небольших селищ стоит и на месте будущего Царицына. Вокруг простираются поля. Вятичи живут в землянках. Одеваются в простые красно-белые одежды. Занимаются охотой и земледелием.

Неподалеку от их жилищ – некрополь: там вятичи хоронят умерших. Вместе с прахом в могилу кладут украшения и предметы быта. Женщинам – особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни –с удивительными узорчатыми прорезями. Мужчинам – ножи и серпы. Над покойными вятичи совершают поминальный пир и ритуальные состязания. После этого делают над могилой круглую насыпь высотой до 2 метров. В Царицыне сегодня сохраняются несколько десятков таких курганов.

В начале XIX века царицынский парк становится популярным местом для прогулок и пикников. Среди курганов устанавливают мраморную статую и вазу в виде погребальной урны: они должны напоминать романтическим парам и веселым компаниям о бренности мира. Также в XIX веке производятся и первые археологические раскопки. В них принимает участие историк и археолог Иван Забелин.

Выдающуюся роль в изучении местных древностей играет советский археолог и историк Артемий Арциховский. В 1940-е гг. он проводит подробнейшее изучение царицынских курганов. Найденные им предметы хранятся в фондах Государственного Исторического музея и парка-музея «Царицыно».

В 1990-е годы активисты неоязыческого движения «Эколого-культурный центр «Царицыно» устанавливают на курганах несколько деревянных идолов. Обряды неоязычников совершаются возле них и сегодня (при этом настоящее языческое капище вятичей в этих местах не найдено).

Очередные масштабные раскопки курганов проведены в 2006-2007 гг. В результате некоторые из них срыты и возведены заново. Также расчищена часть окружающего их подлеска.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры на территории царицынского ансамбля.

Первая деревянная церковь появляется на этом месте еще в XVII веке. К началу XVIII века она сильно ветшает. В 1722  владелец здешнего имения Чёрная Грязь – молдавский князь Дмитрий Кантемир – строит на ее месте новый храм с каменной нижней частью и деревянным верхом. Церковь увенчана одноглавым куполом. В 1759 князь Матвей Кантемир-младший просит у московского митрополита разрешения разобрать старую церковь и построить новую – полностью каменную. Новый храм строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Цоколь и декор — из белого камня. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Освящение происходит 23 июня 1765 года.

В 1775 году Екатерина II покупает «Черную Грязь» и переименовывает ее в Царицыно. Под руководством придворного архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство императорской резиденции. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.

Во время войны 1812 года церковь пострадала. Смотритель Царицына А. Егоров сообщает в Кремлевскую экспедицию строений в 1813 году: «прошлаго 1812 года сентября с 12-го нашедшими в село Царицыно неприятельскаго войска командами салдат у церкви двери разломаны и в оной некоторыя вещи пограблены, и положенныя в оною для безопасности от пожару Волосныя дела все разбиты и раскиданы».

В конце 1880-х гг. Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°». Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора».

Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов.
После Октябрьской революции 1917 года храм по-прежнему действует – несмотря на активную антиклерикальную деятельность «Политическо-спортивного союза молодежи» (организация занимает здание Третьего кавалерского корпуса неподалеку). Даже в 1920–1930-е гг. в церковь еще приходят живущие в посёлке Ленино (Царицыно) представители древних дворянских родов — Оболенские и Шереметевы. В храме не прекращаются службы и таинства.

Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Некоторые иконы уносят прихожане и священнослужители. Некоторые передаются в музеи. Однако большая часть церковной утвари и икон уничтожается.

С 1940-х гг. здание храма используется как трансформаторная подстанция. В 1970-х гг. – как типография. В 1975 году в нём размещается деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация».

Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX — начала XX вв. и барочная лепнина XVIII — XIX вв.
6 мая 1998 года храм вновь освящён патриархом Алексием II.

Верхний царицынский пруд

Искусственный водоём в Царицынском парке площадью около 14 га. Вместе с Нижним Царицынским и Борисовским прудами составляет самый древний и обширный каскад прудов в Москве. Верхний пруд появляется в середине XVII века – тогда на месте Царицына стоит усадьба бояр Стрешневых «Черная грязь». Затем она переходит князьям Голицыным (1685) и молдавскому князю Кантемиру (1713). Всё это время Черногрязский пруд неоднократно меняет очертания и активно используется для рыбного хозяйства. В нем разводят щук и лещей. Карасей и плотву. Даже осетров и налимов! На пруду стоят мельница и плотина. При Кантемирах на пруду насыпают несколько искусственных островов. Самый крупный (квадратной формы) насыпан не позднее 1766 года.

В 1775 году имение покупает Екатерина II и переименовывает Черную Грязь в Царицыно. Под руководством архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство новой резиденции. В течение лета Екатерина II несколько раз посещает Царицыно и неоднократно катается по пруду на лодке вместе с Григорием Потемкиным. В 1776-1785 гг. пруд значительно расширен и углублен почти до 2 метров. В заливе напротив павильона «Миловида» насыпан островок для птиц.

После смерти Екатерины в 1796 году строительство царицынской резиденции прекращается. Дворцовые постройки стоят пустыми. Спущенный пруд зарастает травой и превращается в сенокосный луг.
К лету 1804 года парк Царицыно превращается в популярное место для загородных прогулок. По настоянию главы Кремлевской экспедиции строений Петра Валуева пруд реконструируют. На береговой дорожке сооружены несколько белокаменных мостиков через овраги и водные протоки. Появляются новая купальня и несколько пристаней (самая большая украшена скульптурами сфинксов). Лодки починены. Для гребцов специально шьют новую форму. На двух островках в южной части Пруда возводят романтическую «Арку-руину» — под ней с удовольствием проплывают на лодка влюбленные пары.

К 1860-м гг. Верхний Царицынский пруд постепенно мелеет. Однако на берегах все же сидят рыбаки: Удельное ведомство позволяет арендовать право на ловлю рыбы – неводом или удочками. К тому времени Царицыно уже превращается в престижный дачный поселок. На пруду располагается лодочная станция. Ее держит арендатор Леонов и сдает лодки напрокат всем желающим. У некоторых дачников есть собственные купальни и лодочные пристани.

Однако в 1889 году пруд находится «в самом жалком виде наполовину обмелевший, затянутый илом и заросший травою». Управляющий Царицынским удельным имением Н. А. Рахманов замечает: «в Царицыне господствуют лихорадки, получившие даже классическое название „царицынских“, появление и развитие которых врачи приписывают заражению воздуха от нечистот пруда». В связи с этим в 1891–1892 гг. пруда срочно чистят и укрепляют береговые откосы. Ремонтируют и деревянные пристани.

В 1920-е гг. на берегу пруда располагается небольшая станция Народного комиссариата земледелия по изучению рыб.

В 1930-е гг. на Верхнем и Нижнем прудах возобновлены купания и катания на лодках. Моторно-лодочный трест организует большие лодочные пристани – на них более 100 лодок. Появляется и общественная купальня. Зимой советские трудящиеся катаются по пруду на коньках.

В 2006–2007 гг. – во время масштабной реконструкции Царицынского парка-музея – восстановлены плотина и линия береговых дорожек. Также по результатам археологических исследований воссозданы лодочные пристани в их исторических местах.

Нижний царицынский пруд

Искусственный водоём в Царицынском парке площадью около 57 га. Вместе с Верхним Царицынским и Борисовским прудами составляет самый древний и обширный каскад прудов в Москве. Создан между 1657 и 1679 гг. С середины 1670-х гг. называется Развиловым (или Развиловатым) – по его форме в виде развилки. С 1680-х гг. — также Шипиловским (по близлежащей дворцовой деревне Шипилово).

В 1686 на месте будущего парка-музея Царицыно стоит усадьба князей Голицыных Черная Грязь. При них пруд расширен и углублён. В нем водятся щуки и караси. Стерляди и судаки. В 1713 году Петр I жалует Черную Грязь молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. В это время на Шипиловском пруду появляется мельница.

В 1775 году имение покупает Екатерина II и переименовывает Черную Грязь в Царицыно. Под руководством архитектора Василия Баженова начинается строительство новой резиденции. На правом берегу пруда строится Третий Кавалерский корпус. Недалеко от него – Большой мост через овраг. В течение лета Екатерина II несколько раз посещает Царицыно и неоднократно катается по прудам (теперь они именуются Царицынскими) на лодке вместе с Григорием Потемкиным. Также возле Шипиловской плотины устраиваются праздники рыбной ловли. В 1780-е гг. пруд существенно углублён и расчищен. К 1790-м гг. на нём насыпан декоративный остров в форме подковы. На берегу появляется роскошная купальня.

После смерти Екатерины II постройка резиденции прекращается. В начале XIX века парк Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок. Веселые компании и романтические пары катаются на лодках с гребцами. В 1860-е гг. Удельное ведомство позволяет рыбакам арендовать право на ловлю рыбы – неводом или удочками. До середины XX в. Нижний Царицынский пруд (наряду с Борисовским) считается самым богатым рыбой в ближнем Подмосковье.

К тому времени Царицыно уже превращается в престижный дачный поселок. На прудах располагается лодочная станция. Ее держит арендатор Леонов и сдает лодки напрокат всем желающим. У некоторых дачников есть собственные купальни и лодочные пристани.

В советское время на берегу Нижнего пруда устроен общественный пляж. В 1930-е–1950-е гг. Моторно-лодочный трест организовывает на берегах большие лодочные пристани – свыше 100 лодок выдаются гражданам напрокат.

В конце 1970-х гг. через Нижний Царицынский пруд проложена дамба

Новоцарицынского шоссе. Так пруд оказывается разделён на два обособленных плёса. Они получают названия  Средний пруд (от Царицынской плотины до дамбы) и Нижний пруд (от дамбы до Шипиловской плотины).

В ходе масштабной реконструкции парка-музея Царицыно в 2006-2007 гг. на историческом острове-«подкове» сооружён светомузыкальный фонтан диаметром 55 м. Он состоит из 915 струй – их высота достигает 15 метров.

Сам остров соединён с правым и левым берегами двумя мостами. На левом берегу находится парадная входная площадь парка-музея Царицыно с яркими цветниками.

Садово-парковый комплекс

Царицынский пейзажный парк начинает складываться в 1775 году. Еще на стадии обсуждения проекта будущей резиденции Екатерина II подчеркивает – парк вокруг дворцовых построек должен быть «в английском вкусе». То есть с максимальным использованием живописных ландшафтов и иллюзией невмешательства человека в природу.

Придворный архитектор Василий Баженов руководит строительством резиденции и одновременно занимается обустройством парка. Он рачительно относится к старым посадкам: они стоят тут еще со времен прежних хозяев усадьбы – князей Кантемиров. Баженов оставляет без изменений их «геометрический сад»: классический партерный сад небольших размеров из стриженых кустарников с симметричными дорожками. Минимальным переделкам подвергаются и березовые рощи на холме-пирамиде. В основной части парка (южнее дворца) Баженов сохраняет трёхлучевую композицию аллей. А также широкую прямую аллею – она пересекает «лучи» перпендикулярно.

Основные деревья баженовской композиции — берёзы и сосны. То есть деревья со светлой окраской зелени и  не образующие густой тени. Местами Баженов устраивает посадки с темной окраской листвы – липы и дубы. Таким способом он добивается контраста на дальних планах «из тёмной дичи, сбитых в кучу групп или густых и непрозрачных рощей». Баженов существенно расширяет парк и обозначает новые границы берёзовыми рощами.

В 1784 году дворцовые постройки почти готовы. Баженов намеревается за год доделать весь ансамбль и «запустить его зеленью». В Царицыно прибывают английские садовые мастера — Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Тут же между ними и Баженовым начинаются трения: англичане предлагают частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём нет места прямым аллеям и густым посадкам. Впоследствии архитектор и садовники находят общий язык – парковые работы носят компромиссный характер: партерный сад и прямые аллеи не меняются. Однако с помощью английских мастеров раскрыты некоторые наиболее выигрышные виды и обустроены новые аллеи и дорожки в стиле английских парков.

В 1784 году Баженов также занимается Верхним Царицынским прудом — эти работы непосредственно связаны с обустройством парка. Теперь с берегов открываются видовые картины на новоявленные живописные заливы и искусственные острова. Примерно тогда же в парке появляется созданная Фрэнсисом Ридом «Утренняя дорожка» — одна из самых красивых аллей парка. Она начинается за Виноградными воротами и вьется по склону холма вдоль берега пруда.

В 1785 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дальнейших работ. А после смерти Екатерины II в 1796 году строительство в Царицыне прекращается.

В начале XIX века парк становится популярным местом для загородных прогулок. В то время он представляет собой чередование светлых посадок с многочисленными открытыми полянами и лужайками. Лишь местами они акцентируются группами деревьев с тёмной листвой. Дальнейшая судьба парка непосредственно связана с деятельностью Петра Валуева – главы Кремлевской экспедиции строений и начальника дворцов и садов Москвы. Для благоустройства Царицынского парка он привлекает архитектора Ивана Еготова и назначает главным садовником Карла Унгебауера.

В 1810-е годы исчезает «геометрический сад» Кантемиров. Из-за отсутствия должного ухода посадки засыхают. Некоторые деревья чрезмерно разрастаются – их приходится вырубать. Так на месте «регулярного партера» возникает Дворцовая поляна. Некоторое время на ней ещё сохраняются кустарниковые посадки по углам. Впоследствии их заменяют дубами. Во время очистки Верхнего Царицынского пруда в 1830-е гг. весь донный ил уложен на поляне. От этого её уровень повышается на метр: она как будто «парит» над окружающими посадками и застройкой. Дворцовая поляна – одно из самых живописных мест парка.

В то же время Унгебауер массово сажает деревья устойчивых темнолиственных пород: липы и дубы. Опушки у пруда акцентируются посадками ивы. С Берёзовой перспективы исчезают берёзы — их заменяют липы. К середине XIX века царицынский парк существенно меняет свой характер и приобретает мрачноватый и таинственный романтический облик. В нем появляются многочисленные павильоны и беседки. Скульптурные украшения и несколько гротов.

В конце XIX века Царицыно становится престижным дачным поселком. Парк понемногу превращается в лес. За ним почти перестают ухаживать. В зарослях кустарников мрачно покоятся руины дворцовых построек.
Первые работы по восстановлению парка начинаются в 1990-е годы. В 2005-2007 гг. коллектив ландшафтных архитекторов полностью реконструирует парк и восстанавливает пейзажные виды.