Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!

Власть в России

Выборы в Государственную Думу Российского государства произвели плохое впечатление как на часть российских граждан, стоящих в оппозиции ко всему происходящему, так и на страны, по мнению которых выборы в России не соответствовали демократическим мировым принципам. Нам указывают на  низкое качество институтов демократизации, и как следствие, ставят под сомнение предстоящие выборы Президента России. Так ли это?

Вашему вниманию, дорогие посетители, представляю выдержку из исследования ряда авторов, которые опубликованы в научном журнале «Экономика и математические методы», 2009, том. 45, №. 1, с.  15-29.

 КОНЦЕНТРАЦИЯ ДОХОДОВ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

С  2009 г.   В.М. Полтерович, В.В. Попов, А.С. Тонис

(Москва)

 В   работах   (Полтерович,   Попов,   2007;   Полтерович,   Попов,   Тонис,   2007,   2008)   было установлено, что при низком качестве институтов демократизация негативно влияет на экономический   рост;   были   изучены   некоторые   механизмы   этого   влияния.   В   статье приводится   обзор   соответствующих   результатов   и   исследуется   еще   один   механизм   – связанный с распределением  доходов. На основе эконометрических расчетов  показано, что при несовершенных институтах демократизация и увеличение ресурсного богатства ассоциированы с увеличением неравенства, что усиливает нестабильность демократии. А нестабильность политического режима в свою очередь приводит к ухудшению качества институтов и негативно влияет на темпы роста.

Эмпирические наблюдения находят объяснение в рамках теоретико-игровой модели, демонстрирующей   нестабильность   демократии   при   слабых   институтах   и   высокой концентрации доходов. Развитые страны за немногими исключениями являются демократиями. Поэтому кажется очевидным,   что   между   уровнем   благосостояния   и   индикаторами   демократичности политического режима страны должна быть связь и при том двусторонняя: демократия способствует   экономическому   росту,   а   увеличение   благосостояния   –   демократизации.

Однако результаты эмпирических работ, где исследуется эта проблема, противоречивы. Так,   в   обзоре   18   исследований   о   связи   экономической   динамики   с   демократией (Przeworski,  Limongi,   1993)   авторы   отмечают   странную   закономерность:   исследования, выполненные после 1987 г., обнаруживают положительную связь между демократией и ростом,   тогда   как   согласно   работам,   выполненным   в   более   ранний   период   на   том   же статистическом     материале,     авторитарные     страны     растут     быстрее.     Подчас противоположные   выводы   о   характере   зависимости   экономического   роста   от демократии/авторитаризма получают и авторы более поздних работ (см. Афонцев, 1999; Przeworski,  Alvarez,  Cheibub,  Limongi,   2000;  UNDP,   2002;  Fidrmuс,   2002;  Popov,   2000,2007).

Почему     увеличение     демократических     свобод     может     вести     к     уменьшению благосостояния? 

 Почему     увеличение     демократических     свобод     может     вести     к     уменьшению благосостояния?   Естественная   гипотеза   состоит   в   том,   что   при   некоторых   условиях издержки   самого   процесса   демократизации   могут   превосходить   выгоды.   В   работах (Полтерович, Попов, 2007;  Polterovich,  Popov, 2007) предпринята попытка показать, что эта гипотеза верна и что издержки демократизации зависят от правопорядка в стране в момент начала демократизации. При этом подчеркивается различие между демократией и правопорядком, то есть порядком, основанном на законах и правилах, устанавливаемых властями;       правопорядок       измеряется       индексами      правопорядка,       индексами инвестиционного  климата  (риска)   и  индексами   коррупции.   В этих  работах  приводятся результаты   эконометрических   расчетов,   демонстрирующие,   что   в   странах   с   сильным правопорядком демократизация стимулирует экономический рост, а в странах со слабым правопорядком демократизация отрицательно влияет на рост. Кроме того, демократизация в условиях слабого правопорядка ведет к расширению теневой экономики и ухудшению качества институтов.

Ниже дается краткий обзор упомянутых результатов. Затем будет рассмотрена гипотеза о том, что демократизация при плохих институтах ведет к увеличению неравенства доходов. Мы   приводим   аргументы,   показывающие,   что   эта   гипотеза   является   весьма правдоподобной.   В свою  очередь,  и ухудшение  институтов,   и  увеличение   неравенства ухудшают отношение населения к демократии, тем самым подрывая ее стабильность.

Описанный   механизм   неудачи   демократизации   при   плохих   институтах   уточняется   и исследуется   с   помощью   математической   модели,   являющейся   развитием   конструкции, предложенной     в     (Полтерович,     Попов,     Тонис,     2008).     Здесь     демонстрируется неустойчивость   демократии   в   обществе   с   высокой   «склонностью   к   коррупции»   и концентрацией     доходов     в     руках     немногих     собственников     («олигархов»).     В рассматриваемом   варианте   модели   учтена   обратная   связь   между   уровнем   коррупции (определяемым эндогенно) и отношением населения к существующему демократическому режиму   и   потенциальному   автократу.   Показано,   что   с   увеличением   концентрации собственности   растет   вероятность   смены   демократии   автократическим   режимом. Поскольку     в     развивающихся     странах,     обладающих     большим     количеством сосредоточенных   природных   ресурсов,   в  периоды   демократизации   рента,   как   правило, концентрируется   в   руках   немногих   частных   лиц,   модель   объясняет,   почему   в   таких странах превалируют авторитарные режимы (краткое изложение этого результата см. в (Полтерович, Попов, Тонис, 2007)).

В   результате   демократизации   и   последующего   возврата   к   авторитаризму   снижается качество институтов, и страна оказывается в худших для экономического роста условиях. Заметим,   что  чрезмерное  увеличение  неравенства  также   вредит  росту.  Таким   образом, получает   объяснение   отрицательная   связь   между   демократизацией   и   экономическим ростом, установленная эконометрическими расчетами.