Процесс перехода к рыночной экономике в 90-х гг. XX в. значительно отразился на социальной структуре российского общества. Результатом процессов трансформации стало наличие в обществе глубокой дифференциации, которая выражается, прежде всего, в неравенстве доходов и возможностей различных групп населения. Рост социальной напряженности в обществе снижает экономический потенциал как страны в целом, так и отдельных регионов, поэтому задача, стоящая перед социальными институтами Российской Федерации сегодня — способствовать сокращению социального и имущественного разрыва, то есть снижению значительной дифференциации уровня жизни населения.
В начале «святых» девяностых в нарождающейся новой России происходят процессы, которые трудно назвать перестроечными. Приведу пример тех лет.
В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьём, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т. д.
В 1990 году появилась Программа 500 дней, разработанная коллективом экономистов под руководством академика С. Шаталина и одобренная Верховным Советом РСФСР. В ней намечалось восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М. Горбачев действительно принял эту программу. Но после некоторых колебаний Программа 500 дней была отклонена.
Зато, на Хьюстонском экономическом совещании в июле 1990 года главы государств и правительств G7 и президент Комиссии европейских сообществ выразили пожелание, чтобы к концу 1990 года МВФ, Всемирный банк, ОЭСФ, и назначенный президент ЕБРР в тесном сотрудничестве с Комиссией европейских сообществ предприняли тщательное исследование советской экономики, дали рекомендации по её реформе и определили критерии, по которым Западом может быть осуществлена эффективная экономическая помощь в поддержку таких реформ.
В конце 1990 года новым главой правительства стал Валентин Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. С конца 1990 года в комитете по экономической реформе ВС РСФСР началась проработка возможных вариантов приватизации.
Спустя шесть лет-1996 год.
По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 1996 году снизился на 1,5 %, составив $5529. По этому показателю Россия заняла 71-е место среди стран мира, уступив по сравнению с 1995 годом Турции, Ирану, Колумбии, Румынии, Латвии.
Год | ВВП (ППС) (в млрд долл. США) |
ВВП на душу населения (ППС) (в долл. США) |
Рост ВВП (реальный) |
Уровень инфляции (в %) |
Безработица (в %) |
Государственный долг (в % от ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|
1996 | ▼1363,8 | ▼5 529 | ▼−3,6 % | ▼47,7 % | ▲9,7 % | н/д |
Условия жизни можно посмотреть в этой таблице. Процент населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — 22 %. В 1996 году ускорился промышленный спад.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
В целях стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами, восстановления и защиты прав пайщиков организаций потребительской кооперации постановляю:
- Установить, что основными направлениями государственной политики в области обеспечения выравнивания условий жизни сельского и городского населения являются: государственная поддержка развития системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения;
развитие транспортных коммуникаций и систем связи на селе;
государственная поддержка организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности;
восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах. - Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, потребительскими обществами и их объединениями:
принять комплекс мер по привлечению потребительских обществ к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц;
полностью восстановить до 1 сентября 1996 г. нарушенные права пайщиков потребительских обществ, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах;
активизировать деятельность потребительских обществ по заготовке сельскохозяйственной продукции, лекарственно — технического сырья, дикорастущих плодов и ягод с последующей их переработкой, по развитию системы бытовых услуг на селе;
обеспечить через средства массовой информации широкое ознакомление населения с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность потребительской кооперации, в том числе разъяснение пайщикам их прав и обязанностей, особенно по вопросам участия их в принятии хозяйственно-финансовых решений, в контроле за деятельностью органов управления потребительских обществ и их объединений.
- Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
вносить Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от платежей по задолженности по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992 — 1994 годах, и начисленным по ним процентам организаций потребительской кооперации, полностью восстановивших нарушенные права пайщиков, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах;
принимать в установленном порядке решения о предоставлении налоговых льгот и снижении тарифных ставок на используемую электроэнергию для организаций потребительской кооперации, полностью восстановивших нарушенные права пайщиков, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах.
- Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Главное контрольное управление Президента Российской Федерации.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН. Москва, Кремль. 31 мая 1996 года, N 795
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 июня 1996 г. N 730
О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» Правительство Российской Федерации постановляет:
- Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по торговле, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации совместно с Центросоюзом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять государственную поддержку, направленную на:
обеспечение выравнивания условий жизни сельского и городского населения;
развитие системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения;
развитие транспортных коммуникаций и систем связи на селе;
поддержку организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности;
восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах.
- Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по торговле совместно с Центросоюзом Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществить необходимые меры по:
привлечению потребительских обществ к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц;
полному восстановлению до 1 сентября 1996 г. нарушенных прав пайщиков потребительских обществ, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах;
активизации деятельности потребительских обществ по заготовке сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод с последующей их переработкой, по развитию системы бытовых услуг на селе.
- Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации обеспечить привлечение в установленном порядке организаций потребительской кооперации к выполнению функций по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
- Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации по согласованию с Центросоюзом Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривать вопросы об освобождении от платежей по задолженности по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992 — 1994 годах и начисленным по ним процентам организациям потребительской кооперации, полностью восстановившим нарушенные права пайщиков, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 — 1996 годах, и представлять в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения для внесения их Президенту Российской Федерации.
Министерству финансов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решить до декабря 1996 г. вопросы взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, связанные с освобождением от платежей по задолженности организаций потребительской кооперации.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации строить свои отношения с организациями потребительской кооперации на основе ежегодно заключаемых соглашений.
- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопросы:
упорядочения, в пределах своей компетенции, налогообложения организаций потребительской кооперации, имея в виду освобождение или сокращение размеров налогов на имущество, землю и на пользователей автомобильных дорог;
снижения размеров тарифных ставок за используемые организациями потребительской кооперации энергоносители;
создания региональных фондов для обеспечения на условиях лизинга организаций потребительской кооперации оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод, имея в виду предусматривать в проектах бюджетов выделение на соответствующий год необходимых для этого финансовых средств.
- Комитету Российской Федерации по печати, Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить через средства массовой информации широкое ознакомление населения с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность потребительской кооперации, в том числе разъяснение пайщикам их прав и обязанностей, особенно по вопросам участия их в принятии хозяйственно-финансовых решений, в контроле за деятельностью органов управления потребительских обществ и их объединений. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН.
Видим из текста нормативных документов как выравнивали условия жизни сельского и городского населения
Какой крутой подход к поддержке потребительских обществ Президента и Правительства новой России.
Хорошо помню эти документы, так как в это время работал начальником управления торговли Амурского облисполкома. Однако перечисленные документы в поддержку сельского населения, фактически пайщиков потребительской кооперации РСФСР и молодой капиталистической России, сильно запоздали.
Процесс разложения общества, как вирус стал уничтожать институт потребительской кооперации с верху вниз. Удивительно то, что именно потребительская кооперация, как независимая организационно-правовая организация, должна была в ситуации экономической неопределённости и неустойчивости в стране, быстро сплотить кооперативное сообщество и стать ведущей силой в поддержку своих пайщиков, как городских, так и сельских.
Совсем не хочется вспоминать те тревожные «святые» года и некомпетентное управление государством. Горько, досадно, обидно. Почему? Да потому, что младореформаторы при подготовке закона о предприятиях и предпринимательской деятельности так торопились развалить экономику РСФСР, что даже забыли включить в список предприятий кооперативы-потребительские общества.
Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ не включает потребительские общества в список предприятий новой России. Что было делать в этом случае потребительским союзам и обществам? Полная растерянность руководства, хаос в управлении страной, сделали своё чёрное дело-потребительская кооперация начала стремительно деградировать, как я считаю, виной этой деградации и развала стало руководство страны, которое срочно внедряло стандарты западной экономической идеологии, забыв при этом, что Центросоюз и его структуры являются старейшим членом Международного Кооперативного Альянса.
Вот такие события давних дней про потребительские общества вспомнились. Жаль, что наше российское общество сильно заточено на потребительстве. А потребительские общества-кооперативы, при грамотном управлении, сделали бы пайщиков материально благополучными на порядок от не пайщиков в любом населённом пункте России. Но это понять трудно. Да и некому повести за собой народ, создавая потребительские кооперативы.
Справка. При добросовестном исследовании действия властей современной России в области поддержки олигархических структур и крупного бизнеса, не предусматривается справедливая роль потребительских обществ с их экономическим укладом. Лягушку варят на медленном огне. Вот так и с потребительской кооперацией. Медленно разрушают этот институт коллективного построения членами потребительских обществ экономики своих предприятий.
Для размышления над сказанным, даю ссылку на статью : «Как потребительской кооперации стать народной».
Канал на YouTube «Кооперативы против бедности».
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.