Потребительская кооперация в Белоруссии развивается хорошими темпами. У Белкоопсоюза достаточно резервов и потенциала для работы в новых реалиях. Об этом заявил первый заместитель председателя правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Александр Скрундевский во время общего собрания представителей членов Белкоопсоюза, передает корреспондент БЕЛТА.Потребительская кооперацияАлександр Скрундевский поблагодарил Президента Беларуси Александра Лукашенко за неизменное внимание к деятельности потребкооперации, оказанную помощь и поддержку. «В рамках выполнения поручений главы государства проводится целенаправленная работа по развитию Белкоопсоюза. Ключевые задачи, поставленные перед потребительской кооперацией, выполняются. Осуществляется стабильное, бесперебойное, комплексное обслуживание населения страны.

Потребительская кооперация многоотраслевая структура

Многоотраслевая структура Белкоопсоюза востребована на местах и обеспечивает занятость для 41 тыс. человек. На протяжении последних четырех лет мы работаем рентабельно. 90% кооперативных организаций закончили прошлый год с прибылью. Обеспечивается рост производительности труда, обновляется материально-техническая база отраслей. Осуществляется поэтапный переход на новую организационную структуру, в регионах ведется работа по укрупнению объектов. Созданы четыре областных потребительских общества. Это дает возможность централизовать денежные потоки и ресурсы, снизить затраты и в конечном итоге достойно конкурировать с крупными сетевыми структурами», — сказал он.

потребительская

Концепция потребительской кооперации

Сейчас Белкоопсоюзом реализуется Концепция развития потребительской кооперации на 2021-2025 годы. «Стратегической задачей является повышение качества обслуживания населения и обеспечение эффективной работы Белкоопсоюза в целом и каждой организации в отдельности. Если говорить о перспективах, то наравне с завершением оптимизации организационной структуры, обновлением материально-технической базы, ключевым направлением является цифровая трансформация и автоматизация всех бизнес-процессов. Потребительская кооперация продолжит свой курс на дальнейшее устойчивое развитие. У нас достаточно внутренних резервов и потенциала для работы в новых реалиях», — подчеркнул первый заместитель председателя правления Белкоопсоюза.

По итогам работы в январе — августе совокупный объем деятельности Белкоопсоюза превысил Br2,2 млрд. С целью совершенствования торговой инфраструктуры открыто 23 торговых объекта шаговой доступности, приобретено 24 автомагазина, реконструировано 68 объектов. По словам Александра Скрундевского, повсеместно устанавливается современное торговое, холодильное оборудование, модернизируется освещение. «На особом контроле находится вопрос доступности цен. Применяются минимальные торговые надбавки, ассортимент товаров в наших магазинах на 90% отечественный», — обратил внимание он.

«В текущем году также активизирована работа на внешних рынках. Экспорт за 8 месяцев 2021 года составил $31 млн (рост на 7%). Улучшена финансовая составляющая деятельности. Но мы далеки от мысли, что в работе потребительской кооперации все недостатки устранены. Есть еще проблемы, которые задают сегодня вектор дальнейшего развития», — резюмировал первый заместитель председателя правления Белкоопсоюза.

В дополнение к сказанному Александром Скрундевским приведу ещё несколько слов о современных научных исследованиях  и инновационной деятельности Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, которая сконцентрирована на выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных и технических наук,
а также общественных и гуманитарных наук. 

кооперация

Одним из важнейших направлений научной деятельности университета является проведение
научных исследований, направленных на совершенствование деятельности системы потребительской кооперации и повышение ее эффективности. В 2022 году объектом исследования ученых университета стали организационно-практические аспекты реализации приоритетных направлений развития торговой отрасли потребительской кооперации Республики Беларусь (научный руководитель – доцент Н. В. Оксенчук).

Одной из важнейших задач исследования стала разработка основных путей совершенствования управления торговым ассортиментом кооперативной торговли. Актуальным направлением развития торговой отрасли в настоящее время является организация торговли товарами с собственными торговыми марками (товарными знаками).

В ходе исследования проведены изучение современных организационно-правовых аспектов управления интеллектуальной собственностью в сфере торговли, анализ действующей системы и разработка направлений совершенствования процесса управления товарными ресурсами с собственными торговыми марками (товарными знаками), а также разработаны рекомендации по совершенствованию работы по договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в торговой отрасли потребительской кооперации Республики Беларусь .

Для этого была проведена работа в лабораторных условиях по базам данных Национального центра интеллектуальной собственности, полевые исследования производственной отрасли отдельных передовых организаций системы (Ивацевичское и Березовское райпо Брестского облпотребсоюза), исследования товарного ассортимента в розничных торговых сетях г. Гомеля и масштабный анкетный интернет-опрос около 500 респондентов.

Еще одной задачей исследования стала разработка направлений совершенствования процессов товародвижения в торговой отрасли потребительской кооперации Республики Беларусь.

Для ее достижения были решены задачи по изучению особенностей планирования и моделирования бизнес-процессов в кооперативной торговой отрасли, исследованы основные модели построения оптимальной структуры сетевой розничной торговли и хозяйственная деятельность предприятий
оптовой торговли потребительской кооперации на современном этапе, обоснованы актуальные направления совершенствования процессов товародвижения в нынешних условиях функционирования торговой отрасли потребительской кооперации, в том числе значительного сокращения количества торгово-распределительных складов и передачи их функций центральным магазинам региональных торговых зон каждого районного потребительского общества или областного филиала.

Важнейшим этапом исследования стало изучение вопросов совершенствования бизнес-процессов дистанционной и электронной торговли. Основными результатами исследования стали разработка основных подходов к организации и моделированию бизнес-процессов электронной торговли и к оценке деятельности интернет-магазинов, анализ развития электронной торговли в системе потребительской кооперации Беларуси и обзор результатов исследования потребительских предпочтений по структуре и методам работы современной интернет-торговли, разработка новых адаптированных моделей бизнес-процессов интернет-торговли потребительской кооперации.

Еще одна научная тема университета, ориентированная на совершенствование деятельности системы потребительской кооперации, была направлена на изучение содержания бизнес-процессов в объектах торговли сетевого оператора розничного рынка и разработку методических рекомендаций по использованию программного продукта (ПП) «LS Fusion» в коммерческой деятельности и логистике» (научный руководитель – доцент О. Г. Бондаренко).

Эффективность исследования заключается в оперативном получении аналитической информации для принятия управленческих решений по оптимизации ассортимента, рациональном использовании торговой площади магазинов исходя из реализуемого ассортимента, планировании мероприятий по стимулированию продаж .

Потребительская кооперация использует программный продукт «LS Fusion»

В результате выполнения научного исследования разработаны методические подходы по использованию специализированного программного продукта «LS Fusion» для решения задач оптимизации бизнес-процессов торговых организаций: управление закупками товаров; управление товарными запасами; построение товарного классификатора и ассортиментной матрицы, анализ и оптимизация ассортимента в розничных торговых объектах; управление товарным портфелем организации с использованием методики SWOT-анализа.

На примере ПП «LS Fusion» и имеющейся базы систематизированы возможные методы анализа деятельности магазина и структуры ассортимента. Так, работа с отчетными формами ПП «LSFusion» позволяет специалисту сформировать комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок.

Подсистема «Управление закупками» в ПП «LS Fusion» обеспечивает эффективную систему закупок товаров и выполняет такие функции, как поддержание ассортиментного перечня товаров относительно поставщиков, групп транспортировки и мест хранения; разделение ответственности за закупку товаров между менеджерами; формирование заявок на поставку товаров с передачей их в базы данных магазинов и складов; отслеживание стадий формирования закупки; контроль исполнения заявок поставщиками. Программа позволяет формировать остатки на основе сведений о движении товара и помогает принимать эффективные управленческие решения в области логистики товарных потоков.

Структурирование ассортимента, корректировка и углубление классификатора по критериям выбора товаров покупателями в ПП «LS Fusion» позволяет разрабатывать шаблоны ассортиментных матриц, определять их параметры и заполнять ассортиментом товаров. Управление товарным портфелем организации с использованием методики SWOT-анализа и построения соответствующей карты позволяет получить определенные значения в полях матрицы SWOT («Слабость и Возможности», «Слабость и Угрозы», «Сила и Возможности», «Сила и Угрозы»), что определяет направление развития коммерческой деятельности по управлению товарным портфелем организации. Проведение более глубокого анализа с использованием всего спектра отчетов программы «LSFusion» позволит расширить сферу принимаемых управленческих решений.

Результаты исследования нашли практическую апробацию в организациях потребительской кооперации Республики Беларусь (внедрены в практическую деятельность торгового унитарного предприятия «Домачево»), в том числе при проведении дистанционно на постоянной основе обучающих курсов для работников потребительской кооперации по образовательной программе обучающих курсов «Автоматизация бизнес-процессов в торговой отрасли системы потребительской кооперации с использованием ПП «LS Fusion».

Бухучёт и анализ на предприятиях потребительской кооперации

Также актуальными и значимыми в условиях инновационного развития общества являются
проведенные университетом научные исследования в области бухгалтерского учета и анализа в
системе стратегического менеджмента (научный руководитель – доцент Е. Г. Толкачева). Целью исследования являлось обоснование методик управленческого учета, формирования отчетности и анализа в системе стратегического менеджмента.

В процессе выполнения темы обоснованы структура и содержание нефинансовой отчетности, содержащей информацию об основных операционных и географических сегментах бизнеса, видах выпускаемой продукции, ее качестве, инновационности и конкурентоспособности; разработаны процедуры построения прогнозного баланса на основе применения аналитических методов, что позволяет учесть несколько сценариев развития прогнозируемого объекта; обоснована методика анализа внутренней среды организации, включающая предлагаемые показатели ее оценки и применение SNW-анализа, позволяющего идентифицировать ее стратегические возможности, слабые и сильные стороны, а также конкурентную позицию; методика оценки кредитного риска коммерческой организации по данным финансовой отчетности, а также методика оценки налоговых рисков и налоговой нагрузки.

Учеными был разработан инструментарий оценки внешней среды, который дает возможность
спрогнозировать устойчивость финансового состояния и экономического развития исследуемой организации. В работе обоснована методика анализа внешней среды на основе применения PESTEL-анализа, дающего возможность идентифицировать основные факторы внешней среды и спрогнозировать сценарии развития организации, предложена методика скорингового анализа выгодности и надежности покупателей и поставщиков продукции.

В научном исследовании обоснована методика анализа инвестиционной привлекательности
организации, которая включает оценку инвестиционной привлекательности региона и состояние отрасли, а также показатели оценки внутреннего потенциала организации, что дает возможность потенциальному инвестору оценить выгодность организации как объекта для инвестирования.

Разработана комплексная оценка деятельности организации на основе стекхолдерской модели
управления, которая основана на экспертной оценке и включает обоснование системы показателей для каждой группы заинтересованных сторон, балльную и весовую оценку состояния и динамики показателей, интерпретацию значения интегрального показателя. В работе предложена технология проведения стратегического анализа в условиях применения корпоративной информационной системы (КИС), что позволяет сформировать систему KPI и реализовать ее на практике в ERP-системе, своевременно и оперативно обрабатывать массивы данных с минимальным процентом ошибок и анализировать факторы внутренней среды организации, принимать эффективные управленческие решения.

Полученные результаты научного исследования имеют экономическую значимость – повышение результативности и качества аналитического обеспечения стратегического менеджмента, что будет способствовать снижению затрат, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности коммерческих организаций, а также социальную эффективность – совершенствование системы стратегического менеджмента коммерческих организаций.

Система потребительской кооперации в Республике Беларусь
 
кооперацииПотребительская кооперация в Республике Беларусь является системой потребительских обществ, их союзов и созданных ими унитарных предприятий в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов обществ и населения Беларуси.
Организационная структура потребительской кооперации имеет следующий вид. В каждом административном районе функционируют районные потребительские общества (райпо), объединенные в областные потребительские союзы (облпотребсоюзы). В свою очередь их объединяет Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Он осуществляет оперативное руководство хозяйственной деятельностью кооперативных организаций.

Сегодня потребительская кооперация объединяет около пятнадцати отраслей и видов деятельности: торговое обслуживание, заготовки сельскохозяйственного сырья, промышленная переработка, транспортное обслуживание, строительство, звероводство, страхование, подготовка кадров, научно-исследовательская работа и пр.

В райпо функционируют торговые, производственные, заготовительные субъекты, предприятия общественного питания.
Основной целью деятельности потребительской кооперации является торговое обслуживание сельского населения. В настоящее время сеть торговых объектов потребительской кооперации насчитывает 127 организаций оптовой торговли и более 11 тыс. магазинов розничной торговли. Ведущей торговой отраслью остается розничная торговля, которая обслуживает более 30 % населения республики.

Важное значение имеет заготовительная деятельность и промышленное производство. Потребительская кооперация является универсальной заготовительной системой, закупающей свыше 60 видов сельскохозяйственной продукции и сырья. Заготовительные организации осуществляют закупки не только у крупных производителей, но и у фермеров, в личных подсобных хозяйствах. Функционируют постоянно действующие и сезонные заготовительные пункты.

К числу перерабатывающих предприятий следует отнести: плодоконсервные заводы; соковые цехи; квасильно-засолочные пункты; рыбокоптильные цехи, колбасные цехи и пр.

Потребительская кооперация сотрудничает в сфере внешней торговли с 19 странами мира. Наиболее стабильными являются торговые отношения с фирмами Российской Федерации, Литвы, Латвии, Молдовы, Украины, Германии, Италии, Польши.

Основой экспорта является продукция собственного кооперативного производства и заготовок: пушнина, кожевенное сырье, консервированная продукция, картофель и продукция переработки вторичного сырья. Потребительская кооперация Республики Беларусь является основным экспортером пушнины.

https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3511

Мой канал на Ютубе