Да! Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния. Владимир Поссе
Предлагаю интересующимся развитием кооперации, кооперативного движения в России текстовые выдержки из диссертации Диановой Елены Васильевны » Культурно-просветительная деятельность кооперации Европейского Севера в первой трети 20 века».
Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния
С возвращением России в лоно рыночной экономики произошло возрождение кооперативного движения. Северная кооперация является составной частью экономики региона, развитие которой все больше привлекает внимание исследователей. В настоящее время кооперативные организации, как и их предшественники, заинтересованы в просвещении и повышении культурного уровня своих членов.
Изучение культурно-просветительной деятельности кооперации Европейского Севера первой трети ХХ века укладывается в плоскость решения практических задач взаимодействия бизнеса и культуры, соотношения экономики и нравственности. Актуальность данной темы исследования определяется насущными запросами современного социально-экономического развития всей России в целом и её отдельных регионов, в том числе Европейского Севера, когда особенно важной стала проблема соотношения образования и экономики. Не менее значимым направлением является изучение отдельных направлений работы кооперативных объединений, в частности в социокультурной сфере, т.е. культурно-просветительной деятельности кооперации.
Сложившаяся в постсоветский период система хозяйствования с её преобладанием частного сектора ставят на повестку дня вопрос о создании многоукладной экономики с пропорциональным соотношением ее основных секторов: государственного, кооперативного и частного. На состоявшемся в марте 2013 г. в Санкт-Петербурге первом Всероссийском съезде представителей сельских кооперативов говорилось о кооперации как важном факторе устойчивого развития регионов, шла речь о правовом регулировании деятельности кооперативных объединений и необходимости развернуть широкую культурно-просветительную работу и кооперативную пропаганду.
Проект Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г. предусматривает пропаганда идей кооперации на селе, которая «должна стать неотъемлемой частью социальной рекламы, формируемой органами государственной власти и местного самоуправления во всех доступных формах. Данная реклама призвана проинформировать население о возможностях и преимуществах кооперирования, предоставить информацию о структурах по поддержке кооперативов, создать позитивный имидж сельских кооперативных организаций»1 .
В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. с изменениями на 2 июля 2013 г. одним из основных принципов создания и деятельности потребительского общества является «забота о повышении культурного уровня пайщиков»2 .
Вопрос о роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов рассматривался 18 июня 2015 г. и 25 февраля 2016 г. на расширенных заседаниях Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Известно, что «потребительская кооперация с момента своего зарождения несла социальное бремя». И ныне кооперативные организации, уделяя большое внимание экономике, доходности предприятий, получению прибыли, «не намерены отказываться от социальной миссии»3 .
В связи с этим напрашивается аналогия с историческим прошлым нашей страны – развитием культуры в начале минувшего столетия, когда приобщение к высоким образцам искусства, науке и образованию стало делом всей жизни многих представителей русской интеллигенции, заботившейся о просвещении народа и росте его благосостояния.
Изучение истории кооперации как массового общественного движения и элемента рыночной экономики позволило бы использовать исторический опыт функционирования кооперативных организаций для решения не только насущных социально-экономических проблем, но и вопросов культуры и просвещения. Культурное развитие нашей страны начала ХХ в. характеризуется целым рядом особенностей.
С одной стороны, как отмечал Ю. М. Лотман, открыто провозглашалась «идея искусства для избранных», настойчиво «выражалось противопоставление народной массы и культурной элиты». С другой стороны, в культуре начала ХХ в. «зарождается стремление к демократизации эстетического кругозора»4 , а вслед за этим происходит и демократизация культуры. Все ярче проявляющаяся тенденция к демократизации культуры была обусловлена социально-экономическими процессами, индустриальным развитием, ростом промышленного производства и необходимостью модернизации сельского хозяйства. В свою очередь преобразования в промышленности и аграрном секторе потребовали технически грамотных работников, что повлекло за собой пересмотр системы профессионального обучения.
Общественная инициатива способствовала созданию учебных заведений, доступных для простой публики и представителей недворянских сословий (школы для взрослых, высшие крестьянские школы, народные университеты). Наиболее известным стал университет, устроенный на средства крупного золотопромышленника и мецената А. Л. Шанявского. В университет принимались лица без различия пола, возраста, национальности и религиозных убеждений. Демократизация культуры была обусловлена участием в культурно-просветительной деятельности общественных организаций, прежде всего кооперативных объединений.
В конце XIX – начале ХХ вв. наметилось оживление кооперативного движения в стране, возрос интерес общества к кооперации как средству, способному облегчить положение трудящихся классов. Подъему кооперации способствовало создание Московского союза потребительных обществ (МСПО). С появлением кооперативных союзов в кооперации были образованы центры по пропаганде кооперативных идей, формирования и укрепления кооперативного сознания.
Кооперация (cooperatio (лат.) – сотрудничество) представляет собой многогранное явление в жизни общества: это и форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном и том же или разных, но связанных между собой трудовых процессах; это и совокупность организационно оформленных самодеятельных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, мелких производителей, в том числе крестьян, служащих для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности 5 .
Кооперация выступает как «явление многомерное, разновеликое, синтетическое»6 . Прежде всего, кооперативы как хозяйственные организации создавались и создаются для производственной, торговой и посреднической деятельности, для получения кредитов, снабжения потребителей продуктами питания и предметами первой необходимости, сбыта сельскохозяйственной продукции и изделий кустарных промыслов. В отличие от акционерных обществ основными принципами кооперативных обществ являлись самодеятельность, самостоятельность и самоуправление.
Северная кооперация и кооперация России
В России кооперация как общественное движение получила широкое распространение. По подсчетам экономиста М. И. Туган-Барановского, на 1 января 1917 г. в стране насчитывалось 47187 кооперативов, в том числе более 20 тысяч потребительских обществ и 16 тысяч кредитных кооперативов. Кооперация охватила многих сельских и городских потребителей, а также производителей продукции сельского хозяйства и кустарных промыслов.
К 1 января 1917 г. только в кредитных товариществах состояло 10 478 тыс. членов, т.е. почти 10,5 млн., а общее число членов всех кооперативов составляло почти 16 млн. человек. Правда, некоторые граждане сразу были одновременно членами нескольких кооперативов (кредитного товарищества и потребительского общества), поэтому общее число членов кооперации, по всей вероятности, не превышало 14 млн., при этом в кооперативе принимал участие, как правило, один человек, домохозяин. Принимая во внимание, что средняя семья члена кооператива насчитывала 6 человек, а как показали специальные исследования, в кооперативах участвовали преимущественно многосемейные крестьяне, получалось, что кооперация охватывала около 84 млн. человек, т.е. немногим более половины всего населения России 7 .
На Европейском Севере потребительская кооперация объединяла до 80% населения. По данным Бюро кооперативной статистики Вологодского Центрального общества сельского хозяйства, в 1917 г. всего в обществах потребителей Вологодской губернии насчитывалось 210 тысяч человек. С учетом того, что из одного хозяйства в кооператив входил один человек, как правило, домохозяин, а в Вологодской губернии по переписи 1916 г. было 287 тыс. хозяйств, можно сделать вывод, что только общества потребителей, не считая маслодельных артелей, сельскохозяйственных обществ и товариществ, кредитных кооперативов и кустарных артелей, объединяли 73,5% всего населения 8 .
В сферу культурного воздействия кооперации попадало почти три четверти населения Вологодской губернии. Такая же картина наблюдалась и в соседних губерниях. С участием, а нередко только благодаря деятельности кооперативных организаций на Европейском Севере появились культурно-просветительные учреждения (Народные дома, кооперативные библиотеки, народный театр, кинематограф, музеи). Можно говорить о немалой роли кооперации в инкультурации населения, т.е. в приобщении городских и деревенских жителей к ценностям мировой и отечественной культуры. Только благодаря деятельности кооператоров в северных губерниях были заложены основы кооперативного образования.
Целью диссертационного исследования является комплексное исследование культурно-просветительской деятельности кооперативных товариществ и союзов Русского Севера в первой трети ХХ в.В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) Обозначить основные просветительские идеи в трудах русских экономистов XIX – ХХ вв. и в кооперативной литературе 1920-х гг.;
2) Рассмотреть правовое регулирование культурно-просветительной деятельности кооперативов;
3) Выявить взаимодействие земства и кооперации в развитии внешкольного образования в Вологодской и Олонецкой губерниях;
4) Рассмотреть создание и деятельность кооперативных культурно-просветительных организаций на Европейском Севере (общества, кружки, комиссии и неторговые отделы); средства, формы, методы и центры кооперативной агитации и пропаганды;
5) Выявить особенности функционирования кооперативных Народных домов, формы сотрудничества кооперации и культурно-просветительных учреждений (Дома крестьянина и избы-читальни);
6) Осветить основные способы кооперативного просвещения, агитации и пропаганды (курсы, кружки и уголки, печать);
7) Изучить основные формы и направления культурно-просветительной работы кооперации (библиотеки, театр, кинематограф, музеи).
Объектом диссертационного исследования является кооперативное движение в северном регионе России.
В данном случае кооперация означает сотрудничество людей и общественных организаций в проведении кооперативной агитации и пропаганде, совместной деятельности в учреждениях культуры и образования для достижения социально значимых целей. Под кооперативным движением понимается совокупность всех кооперативов и кооперативных союзов изучаемого региона, действующих в сфере культуры и просвещения.
Предметом диссертационного исследования является культурно-просветительная деятельность кооперации основные формы и направления неторговой работы отдельных кооперативов и кооперативных союзов на Европейском Севере, а именно просветительные общества и учреждения, центры кооперативной агитации и пропаганды (клубы, избы-читальни, Народные дома, кружки, уголки).
Помимо этого, к предмету исследования относятся кооперативная печать, библиотеки, народный театр, кинематограф, музейное дело. Территориальные рамки диссертационного исследования определены границами изучаемого региона Европейского Севера, в состав которого входили Архангельская губерния, Вологодская губерния и Олонецкая губерния. Границы губерний претерпели изменение в результате административного деления и придания территории того или иного статуса в составе нашего государства.
Например, данные изменения касались как самой территории губерний, так и ее названия: до 1920 г. существовала Олонецкая губерния, с 1920 г. из некоторых уездов Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская Трудовая Коммуна. После ликвидации Олонецкой губернии в 1922 г. часть ее территории вошла в состав Карельской Трудовой Коммуны, преобразованной в 1923 г. Автономную Карельскую ССР (АКССР).
Все административно-территориальные изменения оказали влияние на положение кооперации и развитие кооперативного движения, повлекли за собой перемены в организационной структуре кооперативных союзов и их культурно-просветительной деятельности. Аналогичные изменения коснулись Архангельской и Вологодской губерний, в ходе которых их территория менялась в зависимости от выделения или присоединения некоторых волостей и губерний (Северо-Двинская губерния, Кемский уезд).
Кооперацию и кооперативное движение северного края можно рассматривать как целостную систему, функционировавшую в строго очерченный исторический период времени в рамках конкретного исторического пространства, определенного административно-территориальными границами северных регионов России.
Хронологические рамки исследования обозначены началом развития кооперативного движения в начале XX века и окончательным свертыванием кооперативного движения во всей стране, в том числе и на Севере, в связи с серьезными социально-экономическими изменениями в конце 1920-х гг. Начало коллективизации сельского хозяйства, переход к карточной системе и проведение кредитной реформы привели к фактической ликвидации сельскохозяйственной и кредитной кооперации, новому огосударствлению потребительской кооперации путем создания закрытых распределителей.
Кустарно-промысловая кооперация была включена в плановую систему советской экономики и развивалась по заданиям пятилетних планов. Эти процессы затронули культурно-просветительную деятельность кооперации. Она была окончательно подчинена государственной идеологии, подверглась унификации и была направлена на выполнение конкретных заданий по осуществлению культурной революции.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нём одна из сторон деятельности кооперации впервые изучена на основе междисциплинарного познания исторических фактов, явлений и процессов, что способствовало раскрытию различных направлений и форм культурно-просветительской работы кооперативов на Европейском Севере.
Кроме того, культурно-просветительная деятельность кооперации рассматривается на протяжении нескольких десятилетий, как до, так и после революции 1917 г., в условиях гражданской войны и политики «военного коммунизма», а также в период новой экономической политики. Такой подход позволил установить преемственность в культурно-просветительной работе кооперативов, проследить ее развитие, выявить ее общие и отличительные черты.
Также научная новизна исследования заключается в привлечении целого комплекса исторических источников, впервые вводимых в научный оборот. Это не только коллекции документов – как потребительской, так и сельскохозяйственной, промысловой и кустарно-промысловой кооперации, но и фонды кооперативных организаций. Помимо них проводилась поисковая работа в фондах губернских и уездных отделов народного образования и культурно-просветительных учреждений, которые в данном контексте ранее не были востребованы.
С привлечением разноплановых источников рассматриваются идейно-правовые основы культурно-просветительной деятельности кооперации. Впервые проведено комплексное исследование деятельности кооперативных культурно-просветительных организаций, кружков, обществ, действовавших на Европейском Севере.
Научная новизна данного исследования состоит и в том, что впервые такие учреждения, как Народные дома, Дома крестьянина, избы-читальни, рассмотрены как центры культурно-просветительной работы кооперации и опорные пункты кооперативного просвещения. Кроме того, показано многообразие основных форм просветительной работы кооперации, в том числе кооперативная агитация и пропаганда; кооперативные курсы; кооперативные кружки и уголки; библиотеки кооперативных организаций; народный театр, кинематограф, музейное дело.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в нем культурно-просветительная деятельность кооперации Европейского Севера освещается на основе междисциплинарного подхода. Интеграция различных гуманитарных наук дала возможность изучить основные кооперативные учреждения и организации, которые проводили работу в области культуры и просвещения; выявить основные социально-культурные аспекты деятельности кооперации как элемента гражданского общества.
В диссертации осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей значение в плане аккумулирования и обобщения исторического опыта кооперативных организаций, действовавших в различных политических и социально-экономических условиях, участвовавших в работе по просвещению и повышению общего культурного уровня населения.
Значение данного исследования заключается, прежде всего, в изучении социально-культурных аспектов деятельности кооперации как элемента гражданского общества. Практическая значимость заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут широко применяться при разработке курсов по истории культуры и образования, культурно-просветительных организаций и учреждений на Европейском Севере. Они могут быть учтены при разработке региональных программ по поддержке частных инициатив, направленных на достижение социально значимых целей современного общества.
Изучение истории кооперации как массового общественного движения позволяет использовать исторический опыт функционирования кооперативных организаций для решения не только насущных социально-экономических проблем, но и вопросов культуры и просвещения в современном обществе.
—————————————————————
1Проект Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/21308.htm 2 Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (с изменениями на 2 июля 2013 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_608
3 Российская кооперация. – 2015. – 25 июня. – С. 1.
4 Лотман Ю. М. Блок и народная культура города // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. Блоковский сборник. IV. – Ученые записки Тарт. тун-та. Вып. 535. – Тарту, 1981. – С. 7. 5 Советский энциклопедический словарь. – Москва: «Советская энциклопедия», 1979. – С. 625. 6 Кабанов В. В. Кооперация, революция, социализм. – Москва: Наука, 1996. – С. 10. 7 Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. – Москва: Экономика, 1989. – С. 296– 297. 8 Потребительные общества Вологодской губернии. 1913–1917 гг. – Вологда, 1919. – С. 15.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.