Здравствуйте! Сегодня я расскажу Вам, уважаемые посетители и друзья о выдающемся мыслителе, французском утопическом социалисте Шарле Фурье (1772-1837), для которого кооперативная идея была смыслом всей его жизни.
Фурье Франсуа Мари Шарль родился в купеческой семье, учился, окончил среднюю школу, работал в торговых домах, усердно занимался самообразованием. На мировоззрении Фурье отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой французской революции. Признаки разложения современной ему цивилизации Фурье усматривает в беспорядке и анархии, которые повинны в недостатке продуктов для пропитания всего населения земного шара. Переход от одного социального строя к другому, согласно Фурье, совершается прежде всего под влиянием развития производства. В системе Фурье сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Фурье, необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создает, по Фурье, крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества — “фалангах”, располагающихся в огромных дворцах — “фаланстерах”.
Важнейшей принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность ассоциации, принадлежащая фаланге, не уничтожала частной собственности.Ассоциации чужда система наемного труда. Все трудящиеся ассоциации — ее члены. Но не следует думать, что режим ассоциации — режим равенства. Фурье — решительный противник «химеры» равенства. Основным недостатком других проектов общественного преобразования он считает именно их стремление к равенству. Экономическое равенство, по его мнению, несовместимо со свободой. Режиму гармонии чужды единообразие и уравнительность. Среди членов каждой фаланги должны быть и богатые и бедные.
Никакого жалованья, никакой заработной платы никто в фаланге не получает. Фаланга знает только соучастников, делящих между собой общие доходы. Как капиталист в фаланге в силу привлекательности труда становится соучастником трудового процесса, так и трудящийся имеет возможность стать после более или менее длительного срока пайщиком. Фурье предполагает, что доходы фаланги будут настолько велики, что каждый ее член сможет при желании делать сбережения и приобретать на них паи фаланги. Какова бы ни была приобретенная им доля акции, все же он будет уже чувствовать себя собственником. Цель не в том, чтобы уничтожить собственность, утверждает Фурье, а в том, чтобы наемников превратить в собственников. Интересен такой пример. Осенью 1833 года в Париже группа токарей-мебельщиков, не добившись от хозяев повышения заработной платы, создала свою независимую артель и стала продавать продукцию без торговых посредников. Почин мебельщиков поддержали сапожники. Вслед за ними создали свои объединения каретники и кожевники.
В декабре 1833 года на улицах Парижа можно было встретить “глашатая”, который, размахивая над головой веером маленьких брошюр, выкрикивал их названия. Брошюры призывали рабочих создавать кооперативные ассоциации, которые в обществе будущего станут владеть орудиями труда и государственным кредитом. В начале 40-х годов XIX века (Фурье не доживает до этого времени) в Америке было создано около… 20 тысяч фаланстеров. Правда, в результате эти акционерные объединения оказались весьма далеки от идей Фурье, но изначально они создавались по принципам ассоциации, с учетом разнообразия интересов, привлекательных форм труда, задач всеобщего воспитания.
Фаланстеры Фурье являлись наиболее разработанной практической мерой в деле применения этой системы. Горячие последователи этого выдающегося мыслителя делали несколько раз попытки осуществить в жизни планы своего учителя, но такого рода попытки всегда кончались неудачами. Научный анализ показал вскоре, что другого конца все предприятия этого рода не могут и ждать.
Владимир, спасибо за интересную серию статей о социалистах-утопистах. Я восхищаюсь глубиной и чистотой их воззрений, идей и мыслей. Для меня не так важно — что из этих идей воплотилось, а что — нет. Все равно их идеи направили общество по прогрессивному пути, пусть и полному ошибок. Ошибка мудрого человека тоже полна смысла, я думаю.
Елена, согласен с Вами! Жаль, что сегодня мы больше видим людей заточенных на достижение собственного успеха. А этот путь отдаляет нас от истинной победы коллективного труда.
Sehr interessant
und man was lernen
Dankesch?n
Michael, das ist gute Jng! Danke sch?n Dir!
Sehr interessant
Danke sch?n Dir!
интересно читать о жизни выдающихся людей, как и чего они достигли и как это воспринимается сегодня
Очень полезная статья .Успехов Вам в раскрутке сайта! Заходите в гости.
Спасибо, Анатолий! Во все времена люди стремились к хорошей жизни.
Хотя наука и доказала, что подобные предприятия ждет печальный конец, восхищает глубина мысли Фурье.
Спасибо, Юлия!
Очень интересно.Ничего раньше не знала об этом человеке.
Спасибо, Дина, что зашли в гости!
Спасибо! Иногда полезно узнать кто стоял у истоков тех или иных идей!
Это так. За комментарий благодарю!