Процесс создания потребительских кооперативов

Конкуренция для кооперативов

Здравствуйте, друзья и посетители моего блога “Кооперативы против бедности”!

Публикация материала о организационно-уставных правоотношениях в  потребительских  кооперативах  продолжается. Сегодня рассмотрим процесс создания потребительских  кооперативов.  Создание потребительских кооперативов в России не стало массовым. Причина здесь кроется, по моему мнению,  в  проблемном и запутанном правовом регулировании  кооперативов. В дальнейшем эта проблема будет рассмотрена в данной работе, но частично она уже освещена в постах “Понятие потребительского кооператива”,   “Опять о производственных кооперативах”,   “Совершенствование российского законодательства о сельскохозяйственных потребительских кооперативах”. 

Уровни государственного нормативно-правового регулирования создания потребительских кооперативов

Можно выделить три уровня государственного нормативно-правового регулирования создания потребительских кооперативов.

Первый уровень — Конституция РФ, закрепляющая в ч. 1 ст. 34, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1].

Второй уровень — федеральные законы, устанавливающие общие правовые основы порядка создания юридических лиц: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (далее Закон о регистрации), федеральные законы об отдельных видах потребительских кооперативов.

Третий уровень — подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы создания потребительских кооперативов, а именно Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

ГК РФ не предусматривает специальных норм, регламентирующих отношения по созданию кооперативов. Эти вопросы нашли отражение в отдельных законах о потребительских кооперативах. В ст. 116 ГК РФ для всех видов потребительских кооперативов закрепляется принцип добровольности создания, который соответствует смыслу Декларации МКА о кооперативной идентичности. Процесс создания потребительских кооперативов включает в себя несколько стадий: подготовительная; непосредственная регистрация в налоговых органах; изготовление печати; постановка на учет в органах статистики и внебюджетных фондах; открытие расчетного счета в банке. Считается, что на подготовительной стадии создания кооператива, происходит принятие предварительного и окончательного решения учредителей о создании потребительского кооператива, а именно разработка устава кооператива, поиск помещения под офис, выбор кандидатов в органы управления и т.д., а на окончательной стадии все принятые ранее решения находят свое оформление и закрепление в виде протокола общего собрания учредителей. В литературе существует точка зрения деление процесса создания юридического лица на: дорегистрационную (формирование воли на создание юридического лица)[2]; регистрационную (непосредственное совершение регистрационных действий); послерегистрационную (совершение действий, направленных на обеспечение нормального функционирования юридического лица) стадии[3].

Читайте на сайте:  О проекте устава Губсоюза потребительской кооперации

По общему правилу потребительский кооператив создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. На общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом. Например, в соответствии с п.1 ст. 11 Закона «О кооперации в СССР» кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. Численность членов кооператива не может быть менее трех человек. На стадии создания ПО, главным объектом является учредительное собрание, которое принимает решение о создании ПО и вступлении в союз, утверждает список пайщиков, устав ПО и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет ПО, его председателя; ревизионную комиссию ПО; иные органы управления, предусмотренные уставом ПО. Решение учредительного собрания ПО оформляется протоколом. Кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. Как и в ПО, на общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.

Организационный комитет для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива

Для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива (СПоК) граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:

— подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования;

— подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива;

— подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Норма о формировании организационного комитета и объеме подготовительных мероприятий имеет диспозитивный характер. Целью его создания является стремление как можно лучше организовать новый потребительский кооператив. Основной задачей организационного собрания является принятие решения о создании самого кооператива. Вопрос о приеме в члены, утверждении устава, избрании органов управления СПоК решает общее собрание. Закрепленные в ст. 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны приниматься квалифицированным большинством голосов. Необходимо отметить, что ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в ст. 10 предусматривает особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций. Отмечается, что в случае, если ни один из производственных кооперативов, образовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, не имеют 51 процента от всей суммы имущественных паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты производственной инфраструктуры, либо в случае, если производственный кооператив, имеющий право включить неделимые объекты производственной инфраструктуры в свой неделимый фонд, отказывается сделать это, для использования указанных объектов образуются один или несколько потребительских кооперативов (п. 4 ст. 10)[4].


[1] Конституция РФ. Ст. 34 п. 1. Справочная правовая система «Гарант».

Читайте на сайте:  Кредитные кооперативы и судебная практика

[2] См.: 2.1 Характер правоотношений в потребительском кооперативе до его государственной регистрации.

[3] Зах.аров А.В. Регистрация юридических лиц: нужен правильный закон // Юридический вестник. 1998. № 13.

[4] Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями от 3 ноября, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.).

Продолжение следует.

Друзья, просьба не забывать поделиться о процессе создания потребительских кооперативов  в социальных сетях.

Будьте в курсе! Подпишитесь и получайте новые статьи на почту:
К записи "Процесс создания потребительских кооперативов" 2 комментария
  1. Елена:

    Владимир Николаевич, здравствуйте! Можете ли Вы ответить на вопрос: надо ли в заявлении на государственную регистрацию потребительского общества указывать размер паевого фонда? Дело в том, что эти сведения указываются в разделе 3 указанного заявления, нов Требованиях к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) (Приложение № 20 к приказу ФНС России от « 25» января 2012 г. № ММВ-7-6/25@) указано, что раздел 3 «сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации» заполняется только в отношении коммерческих организаций. В предоставленном нами Уставе нашей организации указано, что создаваемое нами потребительское общество является социально ориентированной некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законом Российской Федерации № 3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Гражданский Кодекс РФ (п.3 ст.50) позволяет создавать юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в форме потребительских кооперативов. Однако налоговая требует заполнения этого раздела, а на разных сайтах, форумах мне ответили, что не надо. Нет ли здесь противоречия? Надо ли на самом деле указывать паевой фонд?

    • Здравствуйте, Елена! Практика показывает, что налоговая инспекция не всегда бывает права, и сама нарушает свои же инструкции. В Вашем случае можно пойти двумя путями. Первый. При заполнения заявления вносите размер сформированного паевого фонда и отдаёте документы на регистрацию. Второй. Заполняете форму заявления как указано в инструкции. Если налоговая вернёт документы не зарегистрировав потребительское общество, то Вы должны записаться на приём к специалисту налоговой инспекции за разъяснениями. В Москве, 46 Налоговая инспекция регистрирует потребительские кооперативы и потребительские общества в соответствии с инструкцией.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту
Хочу получать новые статьи на почту:
Архивы
Артель добывает золото открытым способом
Кооперативные принципы выработанные МКА в 1966 году
Мультипликационный фильм созданный для русских товарищей

© 2016    Кооперативы против бедности - изучаем право всех видов кооперативов вместе.    //    Войти   //    Вверх