20 февраля 2014      963      2

Процесс создания потребительских кооперативов

Конкуренция для кооперативов

Здравствуйте, друзья и посетители моего блога “Кооперативы против бедности”!

Публикация материала о организационно-уставных правоотношениях в  потребительских  кооперативах  продолжается. Сегодня рассмотрим процесс создания потребительских  кооперативов.  Создание потребительских кооперативов в России не стало массовым. Причина здесь кроется, по моему мнению,  в  проблемном и запутанном правовом регулировании  кооперативов. В дальнейшем эта проблема будет рассмотрена в данной работе, но частично она уже освещена в постах “Понятие потребительского кооператива”,   “Опять о производственных кооперативах”,   “Совершенствование российского законодательства о сельскохозяйственных потребительских кооперативах”. 

Уровни государственного нормативно-правового регулирования создания потребительских кооперативов

Можно выделить три уровня государственного нормативно-правового регулирования создания потребительских кооперативов.

Первый уровень — Конституция РФ, закрепляющая в ч. 1 ст. 34, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1].

Второй уровень — федеральные законы, устанавливающие общие правовые основы порядка создания юридических лиц: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (далее Закон о регистрации), федеральные законы об отдельных видах потребительских кооперативов.

Третий уровень — подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы создания потребительских кооперативов, а именно Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

ГК РФ не предусматривает специальных норм, регламентирующих отношения по созданию кооперативов. Эти вопросы нашли отражение в отдельных законах о потребительских кооперативах. В ст. 116 ГК РФ для всех видов потребительских кооперативов закрепляется принцип добровольности создания, который соответствует смыслу Декларации МКА о кооперативной идентичности. Процесс создания потребительских кооперативов включает в себя несколько стадий: подготовительная; непосредственная регистрация в налоговых органах; изготовление печати; постановка на учет в органах статистики и внебюджетных фондах; открытие расчетного счета в банке. Считается, что на подготовительной стадии создания кооператива, происходит принятие предварительного и окончательного решения учредителей о создании потребительского кооператива, а именно разработка устава кооператива, поиск помещения под офис, выбор кандидатов в органы управления и т.д., а на окончательной стадии все принятые ранее решения находят свое оформление и закрепление в виде протокола общего собрания учредителей. В литературе существует точка зрения деление процесса создания юридического лица на: дорегистрационную (формирование воли на создание юридического лица)[2]; регистрационную (непосредственное совершение регистрационных действий); послерегистрационную (совершение действий, направленных на обеспечение нормального функционирования юридического лица) стадии[3].

Читайте на сайте:  Реформаторский зуд бюрократии по старым политическим граблям

По общему правилу потребительский кооператив создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. На общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом. Например, в соответствии с п.1 ст. 11 Закона «О кооперации в СССР» кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. Численность членов кооператива не может быть менее трех человек. На стадии создания ПО, главным объектом является учредительное собрание, которое принимает решение о создании ПО и вступлении в союз, утверждает список пайщиков, устав ПО и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет ПО, его председателя; ревизионную комиссию ПО; иные органы управления, предусмотренные уставом ПО. Решение учредительного собрания ПО оформляется протоколом. Кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. Как и в ПО, на общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.

Организационный комитет для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива

Для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива (СПоК) граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:

— подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования;

— подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива;

— подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Норма о формировании организационного комитета и объеме подготовительных мероприятий имеет диспозитивный характер. Целью его создания является стремление как можно лучше организовать новый потребительский кооператив. Основной задачей организационного собрания является принятие решения о создании самого кооператива. Вопрос о приеме в члены, утверждении устава, избрании органов управления СПоК решает общее собрание. Закрепленные в ст. 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны приниматься квалифицированным большинством голосов. Необходимо отметить, что ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в ст. 10 предусматривает особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций. Отмечается, что в случае, если ни один из производственных кооперативов, образовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, не имеют 51 процента от всей суммы имущественных паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты производственной инфраструктуры, либо в случае, если производственный кооператив, имеющий право включить неделимые объекты производственной инфраструктуры в свой неделимый фонд, отказывается сделать это, для использования указанных объектов образуются один или несколько потребительских кооперативов (п. 4 ст. 10)[4].


[1] Конституция РФ. Ст. 34 п. 1. Справочная правовая система «Гарант».

Читайте на сайте:  Производственные кооперативы - понятие в редакции ФЗ 99

[2] См.: 2.1 Характер правоотношений в потребительском кооперативе до его государственной регистрации.

[3] Зах.аров А.В. Регистрация юридических лиц: нужен правильный закон // Юридический вестник. 1998. № 13.

[4] Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями от 3 ноября, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.).

Продолжение следует.

Друзья, просьба не забывать поделиться о процессе создания потребительских кооперативов  в социальных сетях.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Елена:

    Владимир Николаевич, здравствуйте! Можете ли Вы ответить на вопрос: надо ли в заявлении на государственную регистрацию потребительского общества указывать размер паевого фонда? Дело в том, что эти сведения указываются в разделе 3 указанного заявления, нов Требованиях к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) (Приложение № 20 к приказу ФНС России от « 25» января 2012 г. № ММВ-7-6/25@) указано, что раздел 3 «сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации» заполняется только в отношении коммерческих организаций. В предоставленном нами Уставе нашей организации указано, что создаваемое нами потребительское общество является социально ориентированной некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законом Российской Федерации № 3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Гражданский Кодекс РФ (п.3 ст.50) позволяет создавать юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, в форме потребительских кооперативов. Однако налоговая требует заполнения этого раздела, а на разных сайтах, форумах мне ответили, что не надо. Нет ли здесь противоречия? Надо ли на самом деле указывать паевой фонд?

    Ответить
    1. Здравствуйте, Елена! Практика показывает, что налоговая инспекция не всегда бывает права, и сама нарушает свои же инструкции. В Вашем случае можно пойти двумя путями. Первый. При заполнения заявления вносите размер сформированного паевого фонда и отдаёте документы на регистрацию. Второй. Заполняете форму заявления как указано в инструкции. Если налоговая вернёт документы не зарегистрировав потребительское общество, то Вы должны записаться на приём к специалисту налоговой инспекции за разъяснениями. В Москве, 46 Налоговая инспекция регистрирует потребительские кооперативы и потребительские общества в соответствии с инструкцией.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу получать новые статьи на почту:
Популярные записи
Рубрики
Архивы публикаций статей
Поделитесь с друзьями в социальных сетях

© 2017 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru