22 июня 2016      1086      7

Потребительская кооперация как фактор становления экономики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога “Кооперативы против бедности”!

Взгляд на современное состояние общества и экономики со стороны учёных и простого обывателя, безусловно расходиться в оценке этого состояния. Однако, здесь страшного ничего нет. Так устроена современная информационная бизнес-система. Если выгодно придумывать байки-страшилки для населения, что экономика той или иной страны дышит на ладан, хотя таких признаков и нет, но хозяину газетки или информационному каналу виднее, каким образом строить работу своего детища для получения максимальной выгоды-бизнес, ничего личного. Вот так, в бурном потоке информационной  грязи и вранья, гибнут ростки правды и добрые намерения целого общества, например, кооперативного. Где уж кооператорам потребительской кооперации, обладающих огромным опытом честного ведения деятельности кооперативов в условиях бандитского олигархического капитализма, пробиться сквозь  коррупционный блок чиновников и деятелей от народа, сидящих в удобных креслах Государственной Думы и Совета Федерации.Кооперация и экономика страны

Скоро, 18 сентября, в России, выборы в Государственную Думу. Выборы в Государственную Думу, и победа, как всегда, в  этих выборах “Единой России”, должны подтвердить, что народ России согласен с тем, что уже на протяжении более двадцати лет либеральный, воровской клан, сформовавшийся после гибели СССР, творит со страной, экономикой, природными ресурсами, медициной, образованием, некогда, при социализме,  принадлежавшим НАРОДУ, а теперь, кучке бандитов, которые очень умело облапошили доверчивый советский  народ,  проводя залоговые аукционы, чековую приватизацию, или просто рейдерский захват народных предприятий.

Возможно многие из этих крупных богачей и думают, что всё уже позади, и никто им не сможет предъявить  претензий по поводу, приобретения имущества, скажем мягко, мошенническим путём.  Возможно и не предъявит, если и дальше в Государственной Думе будут править бал партийцы “Единой России”, а как они правили в пользу  трансатлантических компаний,  народ России  конкретно почувствовал после введения Западом экономических и финансовых санкций.

Кооперативное движение в России очень невыгодно партии власти. Поэтому, народу, действующим кооперативам России, стоит прислушаться к призыву содержащему в Резолюции, принятой участниками «круглого стола» «Насущные проблемы кооперации в России», Санкт-Петербург, 18 апреля 2016 года применить на практике главную идею кооперации – объединиться ради достижения общей цели. Одним из важнейших вопросов стало предложение выдвинуть в законодательное собрание Санкт-Петербурга кандидатов от кооперативов.

Взгляд на правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации, кандидата исторических наук Воробьева Николая Васильевича представляю Вашему вниманию, дорогой читатель!

Н.В. Воробьёв

Правовое регулирование деятельности городской и рабочей потребительской кооперации России в 1917-1925 гг.

Рассматривается развитие советского кооперативного законодательства в области регулирования деятельности городской и рабочей потребительской кооперации в Советской России. Анализируются правовые основы функционирования городских и рабочих потребительских кооперативов в начальный период советской власти, годы «военного коммунизма» и новой экономической политики.

Деятельность современной потребительской коопе­рации сосредоточена на выполнении ее социальной миссии: помощь в решении проблем бедности и заня­тости населения. Реализация задач такого масштаба предполагает выработку стратегии и программы разви­тия, которые обеспечат переход к созданию полномас­штабного кооперативного сектора экономики. Сделать это невозможно без изучения опыта правового регули­рования деятельности городской и рабочей потреби­тельской кооперации — составной части общеграждан­ской потребкооперации.

Ко времени прихода к власти у большевиков не бы­ло сколько-нибудь четкой системы взглядов на коопе­рацию. Для дореволюционного периода характерно критичное отношение к ней: так, в 1902 г. В.И. Ленин утверждал, что кооперация не является средством мир­ного изменения капитализма и способом перехода к социализму [1. Т. 6. С. 396]. В период Первой россий­ской революции он уже признавал, «что потребитель­ные общества есть в известном смысле кусочек социа­лизма…», но пока власть остается в руках буржуазии, до тех пор потребительные общества — жалкий кусочек, никаких серьезных перемен не гарантирующий. [1. Т. 11.С. 369-370]. Более определенную позицию в от­ношении кооперации изложил В. И. Ленин на Копенга­генском (1910 г.) конгрессе II Интернационала. Он от­метил, что кооперативы способствуют как улучшению материального положения рабочих, так и воспитанию их организаторских навыков. Вместе с тем В.И. Ленин считал, что, являясь чисто коммерческим учреждением, кооперативы «имеют тенденцию вырождаться в бур­жуазные акционерные общества» [1. Т. 19. С. 310]).Потребительская кооперация

В послереволюционный период (1917-1920 гг.) по­зиция В. И. Ленина в отношении кооперации сущест­венно изменилась, что отразилось прежде всего в ее оценке как лучшего аппарата для организации распре­деления [1. Т. 38. С. 164]. Особое внимание он уделял рабочей кооперации, призванной «сыграть громадную роль в отношении правильной постановки всего дела снабжения» [1. Т. 37. С. 201]. В качестве главной зада­чи рабочей кооперации В. И. Ленин выделил следую­щую: «чтобы к работе по снабжению были бы привле­чены самые низы» [1. Т. 37. С. 205]. Вышеприведенные суждения позволяют сделать вывод о низведении вож­дем большевистской партии кооперативного движения к выполнению лишь снабженческо-распределительных функций. Эти взгляды нашли отражение в разработан­ном В.И. Лениным «Проекте декрета о потребитель­ских коммунах» (декабрь 1917 г.), согласно которому «существующие потребительные общества национали­зируются, обязуясь включить в свой состав все населе­ние данной местности поголовно». Только членство в них делало возможным получение того минимального объема продуктов питания и промышленных товаров, которое могло предоставить государство в условиях острого экономического кризиса [1. Т. 36. С. 206-210]. В развитие данных положений народный комиссариат по продовольствию (Наркомпрод) разработал проект декрета о потребительских коммунах (он получил из­вестность как «проект Шлихтера» — народного комис­сара по продовольствию), реализация которого вела к полному огосударствлению кооперации. «Проект Шлихтера» предполагал, что кооперация должна взять на себя распределение в общегосударственном мас­штабе, включив все население в обязательном порядке в члены потребительских обществ. В данной местности может действовать только один кооператив, обслужи­вающий только проживающее здесь население. Суще­ствующие потребительские общества национализиру­ются, а вся их деятельность контролируется и направ­ляется советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Потребительские общества в определенной степени автономны в организации закупок и распреде­лении продуктов потребления — в пределах установ­ленных государством законов. Средства для закупки продуктов и операционных расходов отпускаются го­сударством в виде беспроцентных ссуд. Содержание документа, опубликованного в «Известиях ВЦИК» 19 января 1918 г., не устраивало кооперативную обще­ственность, которая на протяжении первых лет совет­ской власти еще могла демонстрировать свое несогла­сие с послеоктябрьскими декретами. Изначально не­равная борьба между кооператорами и советской вла­стью продолжалась полтора года. В этом противостоя­нии кооперация была вынуждена постоянно уступать, пока не произошло ее полной реорганизации.

Так, «Первый очередной Всероссийский коопера­тивный съезд», состоявшийся в Москве 14-28 февраля 1918 г., в резолюции «По вопросу о проекте закона о потребительских коммунах» постановил: «Съезд при­знает проект о потребительских коммунах во всех от­ношениях несостоятельным с деловой точки зрения и гибельным для кооперации. Над кооперацией, при­ближающейся в постепенном своем развитии к осуще­ствлению социализма, никаких опытов социализации или национализации производимо быть не должно» [2. С. 5-6]. Чрезвычайный съезд рабочей кооперации 30 марта — 4 апреля 1918 г., признавая ее главной зада­чей вытеснение частного капитала, высказался за со­глашение с властью, но вместе с тем за независимость и самостоятельность рабочей кооперации [3. С. 267]. В результате переговоров с лидерами кооперации был достигнут компромисс, который нашёл отражение в декрете СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. «О потреби­тельских кооперативных организациях». В соответст­вии с ним кооперация сохраняла добровольность член­ства, вступительные и паевые взносы, выплату диви­денда. Допускалось создание в каждой местности двух потребительских обществ: общегражданского и рабо­чего. Вместе с тем кооперация должна была осуществ­лять распределение предметов потребления среди все­го населения по заданиям и под контролем государства [4. С. 48-49]. Однако уже на 3-м съезде рабочей коопе­рации 6-11 декабря 1918 г. была принята резолюция, предложенная большевистской частью депутатов. Она предусматривала подчинение кооперации ВСНХ и На­родному комиссариату продовольствия и обязательное членство [3. С. 271-272].

Советское государство в ус­ловиях «военного коммунизма» перешло к политике ограничения самодеятельности кооперации, что было вызвано как сопротивлением старых кооператоров, так и стремлением к огосударствлению кооперативного движения. Наиболее ярким отражением тенденции к созданию «единого всенародного кооператива» стал декрет СНК «О потребительских коммунах» от 20 мар­та 1919 г. С этого времени ликвидировались те атрибу­ты старой кооперации, которые были связаны с имуще­ственным неравенством: вступительные паи, взносы. В определённой местности разрешалась деятельность толь­ко одного единого рабоче-крестьянского потребительско­го общества — ЕПО. Все кооперативные организации должны были полностью подчиняться партийным и госу­дарственным органам, осуществлять свою деятельность на государственные средства, охватывать в обязательном порядке все население при обеспечении коммунистиче­ского влияния и решающей роли рабочего класса и дере­венской бедноты в их повседневной деятельности. Лица, лишенные избирательных прав по конституции, не имели права принимать участие в руководстве кооперативами и их союзами. Рабочим кооперативам отводилась особая роль — они должны были стать основой единых потреби­тельских коммун [4. С. 129-132].

Читайте на сайте:  Кооперативы и кооперация связывали свой идеал с обновлением всего общества

В соответствии с новым декретом Всероссийская конференция рабочих кооперативов 29 апреля 1919 г. утвердила «Устав Всероссийского центра городских и фабрично-заводских коммун» (Центросекции). Всерос­сийский центр рабочей кооперации конструировался на правах автономной секции при Центросоюзе. Она объ­единяла губернские автономные секции (губсекции) при губсоюзах и отдельные фабрично-заводские ком­муны (общества), не входящие в губсекции. Центросекция была обязана представлять Народному комис­сариату продовольствия (Наркомпроду) отчеты о про­деланной работе, а также делегировать членов правле­ния на заседания его коллегии.

Кульминацией перестройки кооперации на военно­-коммунистических началах стал декрет СНК РСФСР «Об объединении всех видов кооперативных организа­ций», принятый 27 января 1920 г. С этого времени все виды кооперации были включены в систему Центро­союза, одновременно произошло включение в руково­дящие органы кооперации большой группы коммуни­стов вместо опытных кооператоров с дореволюцион­ным стажем. Государственный контроль еще более ужесточался, тем более что затраты на его осуществле­ние значительно уменьшались благодаря проводимому объединению [5. С. 149-150]. Важное значение в деле дальнейшего огосударствления кооперации имело при­нятие декрета СНК в декабре 1920 г. «О финансирова­нии кооперации», согласно которому с 1 января 1921 г. ликвидировалась ее финансовая самостоятельность. С этого времени организационные расходы Центросоюза, губсоюзов и потребительских обществ возмещались государством, а хозяйственные — теми ведомствами, задания которых они выполняли [6. № 99. Ст. 530].

В результате реализации советских декретов в 1917-1920 гг. произошел слом дореволюционного кооперативного законодательства и утверждение новых правовых норм, регулирующих деятельность кооперации. В их основе — концепция «единого всенародного кооператива», охва­тывающего все население страны и работающего под контролем пролетарского государства. Принятие дек­рета ВЦИК от 24 июня 1920 г. «Об организации Кон­трольных советов и Комиссий при потребительских обществах» создавало действенный механизм его осу­ществления [6. № 67. Ст. 268]. Потребительская коопе­рация стала частью государственного аппарата по рас­пределению промышленной и продовольственной про­дукции. Итоги кардинальной реорганизации кооперации были неутешительными. Она привела к отказу от внутренне присущих кооперативному движению прин­ципов (добровольность членства, материальная заинте­ресованность, аполитичность, демократизм управления и др.), порождала иждивенчество и пассивность как кооперативного аппарата, так и кооперированного на­селения.

Переход к новой экономической политике потребо­вал пересмотра всей системы кооперативного строи­тельства, т.к. частный капитал превращался в серьезно­го конкурента обобществленных секторов экономики. В связи с новыми задачами X съезд РКП(б) поручил выработать и провести в жизнь постановления, кото­рые бы улучшали и развивали строение и деятельность кооперативов применительно к замене продовольст­венной разверстки натуральным налогом. В соответст­вии с этими указаниями СНК РСФСР издал декрет от 7 апреля 1921 г. «О потребительской кооперации», по которому она освобождалась от подчинения Наркомпрода, ей было предоставлено право выхода на свобод­ный рынок, допускалось образование в пределах еди­ных потребительских обществ добровольных потреби­тельских обществ (ДПО), вступление и выход из кото­рых были добровольными, в них восстанавливались вступительные членские и паевые взносы, им было предоставлено право приобретать через ЕПО различ­ные товары на денежные и натуральные взносы своих участников. ДПО входили в потребительские общества как коллективные члены, но паи вносил в ЕПО каждый член ДПО отдельно за себя. Состоять членом можно было только в одном добровольном объединении, как и в ЕПО. Декрет восстанавливал пай, вступительные взносы и авансы с тем, чтобы они были доступны и беднейшему населению.

Восстанавливалась выборность органов управления потребительских обществ, пассивным и активным из­бирательным правом пользовались граждане, не лишенные избирательных прав по конституции. Вместе с тем оставались такие деформации периода «военного коммунизма», как сохранение контроля Наркомпрода за деятельностью потребительской кооперации, обязатель­ное членство, возможность существования в одном насе­ленном пункте только одного кооператива, нормирован­ное снабжение. Декрет не предусматривал неторговой деятельности потребительской кооперации, почти полно­стью прекращенной за годы «военного коммунизма», но она фактически все же развивалась, главным образом, как инструкторская, издательская и по технической подготов­ке работников кооперации [5. С. 230-231].

Таким образом, данный декрет положил начало формированию рыночной законодательной базы коо­перативного движения. Процесс перехода от распреде­лительной экономики к рыночной не был простым и безболезненным. Сказывались последствия военно­-коммунистического периода, в частности национализа­ция кооперативных предприятий, натурализация зара­ботной платы и др. Кооперативы часто не могли даже начать хозяйственную деятельность из-за отсутствия необходимых средств. С целью оказания материальной помощи потребительской кооперации были приняты последующие декреты.

Важную роль в становлении городской и рабочей по­требительской кооперации сыграл декрет СНК от 7 апре­ля 1921 г. «О натуральном премировании», согласно ко­торому ведущие промышленные предприятия получили право путем отчисления определенной доли от своего производства (либо путем организации специального производства) создавать фонды натурального премирова­ния рабочих. Они передавались местным кооперативным объединениям (ДПО) и использовались исключительно для удовлетворения нужд рабочих и служащих данных предприятий. Размер отчислений в фонды зависел от уровня производства, стоимости выпускаемой продукции и не должен был превышать 5% валовой выработки, при условии выполнения не менее 60% установленной произ­водственной программы [5. С. 233-234].

Однако средств самих предприятий для создания товарообменного фонда было недостаточно. Поэтому в соответствии с декретом СНК от 13 мая 1921 г. госу­дарство образовало авансовый обменный фонд для ор­ганов рабочей кооперации, который состоял из товаров на сумму 4 млрд руб. золотом и денежной суммы в 40 млрд руб. в денежных знаках выпусков предыдущих лет [7. № 47. Ст. 228]. Для реализации этого фонда а также руководства рабочими кооперативами создава­лись центральный, региональные и губернские рабочие кооперативные комитеты. Согласно декрету 30 мая 1921 г. был образован Центральный рабочий коопера­тивный комитет (Церабкооп) в Москве, призванный осуществлять руководство системой рабочей коопера­ции и организовать в масштабах всей страны распреде­ление авансового фонда для проведения заготовитель­ных операций. При этом Церабкооп не создавал своего собственного технического аппарата, а пользовался аппаратом Центросоюза. Декрет СНК от 8 ноября 1921 г. постановил ввести представителей губрабкоопов в состав губернских комиссий по снабжению ра­бочих с правом решающего голоса. Тем самым повы­шалась роль Губрабкоопов в распределении и заготов­ке продуктов питания и промышленных товаров [7. № 64. Ст. 473].

Таким образом, вновь образовалась особая рабочая кооперация, но не выходящая из общегражданской и ведения Центросоюза. По декрету Церабкооп делился на постоянный президиум (из трех представителей: ВЦСПС, Наркомпрода и Центросоюза), а также пле­нум, куда входили представители Московского и Пет­роградского ЕПО, Центрального комитета транспорт­ных рабочих, губернских союзов потребобществ и профсоюзов тех губерний, в которых были учреждены губернские рабочие кооперативные комитеты. Послед­ние, в свою очередь, выбирались на губернских конфе­ренциях рабочих кооперативов. Центросоюз получал отчеты от Церабкоопа по его операциям, ВЦСПС — по использованию товарного фонда. Все положения и ин­струкции в отношении рабочей кооперации вырабаты­вались и принимались Центросоюзом вместе с ВЦСПС. Рабочие кооперативы сначала стали создаваться при отдельных предприятиях как закрытые, но IV съезд профсоюзов в 1921 г. признал единственно целесооб­разным территориальный признак. К числу основных задач рабкоопов относились: всестороннее освещение целей и задач рабочей кооперации; кооперирование рабочих и служащих; правильное и своевременное рас­пределение материальных благ, получаемых членами кооператива от своих учреждений в счет заработной платы или от кооперативных организаций; всемерное обслуживание потребительских нужд пайщиков. При наличии в городе нескольких рабочих кооперативов создавались союзные объединения (СРК).

Читайте на сайте:  Сельские кооперативы под государственным присмотром

Существен­ное значение в деле восстановления классических (рочдельских) принципов кооперативного движения имел декрет СНК от 26 июля 1921 г. «О средствах коо­перации», согласно которому с 1 сентября 1921 г. от­менялось ее сметное финансирование. С этого времени деятельность кооперация переводилась на собственные средства, которые могли образовываться из вступи­тельных и паевых взносов; авансов ее членов, других кооперативных организаций и учреждений; вкладов и займов от лиц и организаций; начислений на себестои­мость производимых операций; сумм, получаемых пу­тем кредитных операций; комиссионного вознагражде­ния за выполнение обязательных государственных за­даний; пособий от государства на выполнение меро­приятий, имеющих народно-хозяйственное значение, авансов, получаемых согласно договоров от правитель­ственных учреждений. Вместе с тем государственное финансовое содействие кооперации не только сохра­нялось (в виде выдачи краткосрочных и долгосрочных ссуд из кооперативного отдела Народного комиссариа­та финансов), но и в целом играло определяющую роль в деле поддержания финансовой устойчивости кооперативов [7. № 58. Ст. 382].

В октябре 1921 г. правление Центросоюза утверди­ло положение о паевых взносах: каждый член ЕПО вносит вступительный взнос и не менее одного пая, размер которого устанавливался общим собранием (со­бранием уполномоченных), но не менее минимального, установленного губсоюзом для данной губернии. Было предусмотрено освобождение беднейших членов об­щества от внесения пая, который образовывался для них путем отчисления от чистой прибыли общества; ЕПО вносят паевые взносы в губсоюз в размере 1/3 своих паевых капиталов, собранных обществом среди своих членов, а губсоюзы вносят паевой взнос в Цен­тросоюз в размере 1/4 паевых капиталов; на паевые взносы проценты не начисляются [8. С. 20].

Продолжением линии на усиление финансовой ус­тойчивости потребительской кооперации стало учреж­дение банка потребительской кооперации (Покобанка) в соответствии с декретом СНК от 24 января 1922 г., разрешившего учреждение кооперативных кредитных и ссудосберегательных товариществ и их союзов и предоставившего последним право наряду с кредитны­ми вести также и посреднические операции. Устав Покобанка был утвержден 8 февраля 1922 г. на основе постановления ВЦИК и СНК от 6 февраля 1922 г. о разрешении учреждения банка потребкооперации и в этом же месяце началась его практическая деятель­ность [9. № 16. Ст. 163]. 1 января 1923 г. Покобанк был переименован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк) с расширением компетенции, вклю­чившей в себя обслуживание кредитных потребностей всех систем кооперации (в связи с разрешением вла­стей обслуживать другие виды кооперации) [10. С. 102, 793-794]. Устав Всекобанка наметил в качестве основ­ных целей его организации содействие развитию дея­тельности кооперативных организаций путем кредито­вания их и производства всех банковских операций, вытекающих из потребностей финансового хозяйства кооперации. В состав пайщиков Всекобанка могли входить кооперативные организации всех видов и сте­пеней. Его хозяйственная деятельность в основном сводилась к мобилизации кооперативных капиталов и аккумуляции свободных резервов кооперации и сбере­жений населения, рациональному распределению и перераспределению этих средств между отдельными видами и звеньями кооперации, увязке финансового хозяйства кооперации с общим финансовым хозяйст­вом страны. Но этим деятельность Всекобанка не ог­раничивалась: он вел и обширную организационную работу, которая заключалась в консультировании коо­перативных обществ по вопросам организации и веде­ния их финансового хозяйства, их обследовании по всем направлениям, содействии кооперативам в уком­плектовании штатов финансовых отделов квалифици­рованными работниками, участии в законодательных и регулирующих органах по вопросам финансового хо­зяйства кооперации.

В целях улучшения условий для развития потреби­тельской кооперации согласно декрету СНК от 26 ок­тября 1921 г. ей возвращались национализированные предприятия и промыслы [7. № 72. Ст. 576]. Инструк­ция «О порядке возврата потребительской кооперации принадлежавших ей предприятий и промыслов» уста­навливала правила и сроки денационализации коопера­тивной собственности. Однако «в исключительных случаях» допускалось «оставление в руках государства предприятий или промыслов, принадлежавших ранее потребительской кооперации», правда, при достижении согласия с кооперативной организацией. В случае, если согласие не будет достигнуто, разрешение этого вопро­са должно было передаваться в местную смешанную комиссию, где вопрос должен был быть разрешен в срок не более двух недель со дня поступления в нее дела. Предусматривалось также возмещение государ­ству затрат на новое оборудование, капитальный ре­монт и т.д. со стороны той кооперативной организации, которой передавались предприятия и промыслы [11. С. 555]. Следует отметить, что особенно реального зна­чения этот возврат предприятий не имел, т. к. большей частью предприятия были мелкими, не устраняли ост­рого недостатка продукции и для самой кооперации не разрешали товарных и денежных затруднений.

Законодательные инициативы начала 1920-х гг. способствовали восстановлению товарно-денежных отношений, расширению рыночной деятельности как всей потребительской кооперации, так и ее важной со­ставной части — городской и рабочей кооперации. По мнению известного исследователя кооперативного движения Л.Е. Файна, рыночная деятельность потреби­тельской кооперации «…примерно до 1924-1925 гг. …временно взяла верх над сохранившимся, но по не­которым направлениям ослабленным государственным диктатом. В этот период происходит быстрый рост кооперативной сети, объема хозяйственных операций и, что самое главное, в значительной мере восстанав­ливаются кооперативные начала, рыночные показатели ее деятельности. Распределительные и обменные опе­рации почти полностью вытесняются нормальным ры­ночным оборотом, при этом его объем быстро возрас­тает из года в год» [12. С. 415].

Однако практика функционирования потребитель­ской кооперации на переходном этапе, несовершенство правового регулирования, амбиции части кооператив­ных руководителей привели в 1922 г. к серьезному ис­пытанию для ее единства. В это время получил разви­тие «кооперативный сепаратизм» — в целом ряде ре­гионов, в том числе Москве и Петрограде, появилось мнение о необходимости выделения рабочей коопера­ции из общей системы. Главной причиной этого явле­ния стали трудности заготовительной деятельности рабочих кооперативов, которую (в соответствии с дей­ствовавшим законодательством) они должны были осуществлять исключительно через ЕПО, районные и губернские союзы потребительских обществ. Послед­ние, в свою очередь, не всегда оперативно решали во­просы снабжения рабочих кооперативов, что вызывало нарекания со стороны руководства и рядовых членов рабочей кооперации. Данный вопрос был поставлен на II пленуме Церабкоопа в октябре 1921 г., но тогда вы­деление рабочей кооперации было признано политиче­ски вредным и практически несвоевременным [13. Л. 20-21]. Это не остановило местных кооперативных работников и течение за обособление рабочей коопера­ции в начале 1922 г. приобрело внушительные масшта­бы [3. С. 320; 14. С. 41]. Но до практических действий по выделению рабочей кооперации из общей системы дело не дошло, т.к. партийные и государственные ор­ганы в конце весны — начале лета 1922 г. определили линию поведения по этому вопросу. В соответствии с ней в июне 1922 г. на места был разослан циркуляр кооперативного совещания при ЦК РКП(б) «Организа­ционные и хозяйственные взаимоотношения между рабочей и общегражданской кооперацией». В ней го­ворилось о необходимости сохранения единой системы потребкооперации, в то же время подчеркивалось, что рабочая кооперация должна иметь реальные возможно­сти для своего развития [15. Л. 41].

Обобщив опыт кооперативного строительства в стране, III Всероссийский съезд уполномоченных Цен­тросоюза в июле 1922 г. принял ряд важных решений в области развития организационной структуры и пер­спектив хозяйственной деятельности рабочей коопера­ции. Резолюция съезда «В области организационных и хозяйственных взаимоотношений между рабочей и общегражданской кооперацией», признав выделение рабочей кооперации нецелесообразным, утвердила не­обходимость реорганизации Церабкоопа (с представи­тельскими функциями) в автономную секцию при Цен­тросоюзе по обслуживанию хозяйственных нужд рабо­чей кооперации (Церабсекцию). Отделам Центросоюза вменялось в обязанность первоочередное обслужива­ние рабочей кооперации. Съезд поддержал организа­цию в крупных городах и промышленных центрах со­юзных объединений рабочей кооперации (СРК) с непо­средственным их вхождением в Центросоюз (при усло­вии невыделения рабочей кооперации). Рабочим коо­перативам было предоставлено право проведения тор­говых и заготовительных операций через любую коо­перативную инстанцию с использованием кооператив­ного аппарата всех ступеней [16. Л. 24-25].

В соответствии с решениями III СУ Центросоюза 24 июля 1922 г. была образована Центральная секция рабочей кооперации при Центросоюзе. В ее функции входили разработка и представление на утверждение правления Центросоюза части его торгового плана, ко­торая относилась к обслуживанию нужд рабочих, а так­же наблюдение за выполнением этой части плана. Церабсекция концентрировала в своих руках товарные, денежные и иные ценности рабочих кооперативов, обес­печивая их кредитом, облегчала налоговое бремя, устра­няла транспортные затруднения. Торговая деятельность Церабсекции была сосредоточена в основном на товарах широкого потребления и первой необходимости, причем в оборотах Церабсекции превалировали промышленные товары (мануфактура, галантерея, обувь, хозтовары), занимая около двух третей оборота Церабсекции и лишь около трети оборота занимали хлебопродукты, бакалея, рыбные товары. Основными поставщиками Церабсекции были государственные органы и Центросоюз, поку­пателями — рабочие кооперативы.

Читайте на сайте:  Кооперативы и потребительская кооперация Северного Края после пролетарско-диктаторского времени

Особой частью потребительской кооперации явля­лась транспортная кооперация, обслуживавшая работ­ников железнодорожных и водных путей сообщения. Главной ее особенностью была экстерриториальность, что создавало специфические проблемы. С целью улучшения ее деятельности по положению от 29 авгу­ста 1922 г. была учреждена Транпосекция — автономная секция потребительской кооперации, объединявшая работников железнодорожного и водного транспорта [9. Отдел 2. № 7. Ст. 40]. Для осуществления своего предназначения Транпосекция имела право: обсуждать и разрешать вопросы, возникающие в жизни транс­портной потребительской кооперации, созывая в слу­чае надобности съезды, собрания, конференции и со­вещания; устраивать лекции, курсы, школы, выставки, музеи, библиотеки, больницы, санатории, курорты и другие учреждения, преследующие цели кооператив­ного просвещения, лечения и отдыха своих членов; собирать и опубликовывать в печати сведения, касаю­щиеся деятельности транспортной кооперации, произ­водить всякого рода обследования, а также выпускать периодические и другие печатные издания; защищать интересы транспортной кооперации, оказывать юриди­ческую помощь своим членам и представлять транс­портную кооперацию во всех учреждениях и организа­циях РСФСР; оказывать своим членам содействие в изыскании необходимых оборотных средств в закупке товаров, в снабжении их инвентарем, оборудованием, орудиями производства; организовывать, арендовать, приобретать и вести фабрично-заводские, горно­промышленные, сельскохозяйственные и прочие пред­приятия по добыче и обработке товаропродуктов и из­готовлению орудий производства; приобретать, закла­дывать и отчуждать всякого рода имущество, а также принимать его в дар; заключать займы, выдавать, при­нимать и учитывать векселя и прочие обязательства и производить иные кредитные операции, а также всяко­го рода другие действия, направленные к развитию транспортной кооперации.

Расширение нэповских начал, восстановление то­варно-денежных отношений требовали ликвидации остатков декрета 1919 г. и провозглашения полной добровольности членства. Постановление ВЦИК от 28 декабря 1923 г. отменило обязательную приписку граждан к потребительским обществам: вступление в члены потребительского общества, равно как и выход из них, стали добровольными [4. С. 385]. Это был один из первых кооперативных декретов, изданных для все­го Союза ССР в целом. Раньше кооперативные издава­лись для каждой советской республики отдельно, хотя между ними не было существенных различий.

Постановление 28 декабря 1923 г. провозгласило принцип добровольного членства, однако еще пред­стояло провести это новое начало в жизнь. Данная за­дача была решена принятием декрета ВЦИК и Совнар­кома от 20 мая 1924 г., который ввел добровольное на­чало еще шире, чем это было сделано в постановлении 1923 г.: отмена обязательного членства в кооперации; явочный порядок учреждения потребительских об­ществ и минимум членов-учредителей — 30 человек; функции потребительских обществ — «обслуживание своих потребительских и хозяйственных нужд»; воз­можность обслуживания нечленов потребительских обществ; высший размер вступительного взноса 50 коп., паевого — 5 руб.; выборность органов управле­ния; право потребительских обществ объединяться в районные, губернские союзы, но учреждение област­ных (региональных) союзов производится с разреше­ния Центросоюза; право регистрации потребительских обществ и их союзов местным и центральным органом Наркомата торговли [4. С. 412-416].

Таким образом, была ликвидирована двойствен­ность в определении членства в сети городской и рабо­чей потребительской кооперации, существовавшая в первые годы нэпа: обязательность приписки к ЕПО и добровольность при создании рабкоопов. Декрет юри­дически оформил индивидуальное членство, практико­вавшееся в городских и рабочих кооперативах, но две­ри потребительского общества были закрыты для лиц, лишенных избирательных прав по конституции в силу своей принадлежности к нетрудовым и социально опасным элементам. Все они были лишены избира­тельных прав в советы. Аналогичное ограничение су­ществовало и в отношении несовершеннолетних (до 18 лет), но на практике в члены кооператива допуска­лись лица, достигшие 16 лет. (Однако члены общества в возрасте до 18 лет не пользовались избирательным правом в кооперации, составляя тем самым единствен­ное исключение из того правила, что все члены потре­бительского общества являлись равно- и полноправ­ными.) Тем самым существенно возрастали возможно­сти развития кооперативной демократии, формирова­ния хозяйского, заинтересованного отношения рядовых пайщиков к своим потребительским обществам, росту кооперативной общественности.

Постановлением СНК РСФСР «О порядке регист­рации потребительских обществ и их союзов» от 21 ноября 1924 г. был изменен порядок регистрации потребительских обществ и их союзов. В ст. 13 декрета от 20 мая 1924 г. было указано, что уставы потреби­тельских обществ регистрируются в порядке, устанав­ливаемом законодательством союзных республик. На практике это означало, что регистрацию вели высшие кооперативные органы по отношению к низшим. Новое постановление правительства РСФСР лишило коопера­тивные потребительские союзы права регистрации, предоставив его государственным органам в лице нар­комата внутренней торговли. Порядок возникновения обществ — явочный. Местная высшая кооперативная организация могла обжаловать постановление о реги­страции, что тоже стало новым положением в коопера­тивном праве 1920-х гг. В соответствии с данным по­становлением СНК РСФСР все существующие на время его публикации потребительские организации должны были перерегистрироваться до 1 мая 1925 г. [11. С. 123­125]. В крупных городах и промышленных центрах ос­новной формой организационного строительства город­ской и рабочей кооперации стали Центральные рабочие кооперативы (ЦРК), в остальных населенных пунктах — городские потребительские общества (ГорПО).

Советское государство в нэповский период предос­тавляло кооперативам существенные льготы по налогам, арендной плате, транспортным тарифам и объемам заку­пок промышленных изделий, которые содержались в по­становлениях ВЦИК и СНК СССР и Наркомата финан­сов. Эти меры поддержали развитие всех видов коопера­ции в стране, в том числе городской и рабочей. В резуль­тате — весомые внешние показатели роста товарооборота, числа пайщиков, степени реализации заработной платы рабочих и служащих через городские и рабочие коопера­тивы. Вместе с тем государственная поддержка повлекла за собой применение командно-административных мето­дов в кооперативном строительстве.

Таким образом, в развитии советского кооператив­ного законодательства 1917-1925 гг. можно выделить две основных тенденции. Первая связана с политикой «военного коммунизма» и тотальным контролем всей деятельности кооперации; вторая — с проведением но­вой экономической политики, которая способствовала частичному восстановлению общепринятых в мировой практике принципов правового регулирования коопе­ративного движения. Но и в период нэпа советское го­сударство лишь ослабило, но не прекратило вмеша­тельство во внутренние дела кооперации, что делало возможным ее новое огосударствление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1967-1969.

2. Известия Совета Всероссийских кооперативных съездов. 1918. № 3.

3. Хейсин Л.М. История кооперации в России. Л., 1926.

4. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 1.

5. Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1957. Т. 1.

6. Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1920.

7. Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1921.

8. Союз потребителей. 1921. № 21.

9. Собрание Узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1922.

10. Вся кооперация СССР. М., 1928.

11. Сборник действующих законоположений, постановлений, инструкций и циркуляров по потребительской кооперации. М., 1928.

12. Файн Л.Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930. Иваново, 2002.

13. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5451. Оп. 5. Д. 498.

14. Потребительская кооперация за 10 лет советской власти: Юбилейный сборник. М., 1927.

15. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 343.

16. Российский государственный архив экономики. Ф. 484. Оп. 1. Д. 322.

Статья представлена научной редакцией «История» 26 января 2009 г.

Обсуждение: 7 комментариев
  1. Виктор Подьяков:

    Патернализм — родимое пятно социализма и его не смыть никакими припарками. Дайте НАМ денег и МЫ ВАМ сделаем сельскохозяйственную кооперацию. Вариант на тему шутки «Партия, дай порулить». Без денег мы никак не можем, не умеем, не понимаем. А кто даст денег? Государство? Вспомните Чаянова А.В.: «Государство и кооперация — огонь и вода. И если их умело соединить получится мощная паровая машина». У всех высшее и ни одно образование, а действенной кооперации никто не учит. Хотел у аудиторов за деньги получить подтверждение своих суждений по применению закона №3085-1. Со мной согласились, но письменно подтвердить отказались.НЕТ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ!!! Кто на себя берет смелость, потом зачастую судятся и не в одной инстанции. И чаще побеждают.И модель «первоначального накопления капитала» у Федорова Е.А. другая нежели у К.Маркса. Вложил 1 зернышко и получил 12, меньше, чем за год.Это какая рентабельность? 1200% годовых. Банкирам такое и не снилось. Поэтому экономика и ведомственное её деление — уже пережиток, американские деньги -яд. Центросоюз изжил себя. За вилы товарищи! И не воевать, а корма заготавливать скотине на зиму. А благие намерения по созданию новой ГОСКОРПОРАЦИИ в сельском хозяйстве,обечены выслать известную дорогу.

    Ответить
  2. Геннадий:

    Господа, статья ни о чем и не для чего….ЖЕВАНИЕ кооперации СТОЛЕТНЕЙ давности??????
    Возьмите хотя бы момент последние 30 лет, да сделайте подробный разбор действующих сегодня законов и кооперативов и ПО….достоинства и просчеты……
    Есть ПО Н.Гребнева подробно пошагово КАК создавалось? КАК действует? Основные виды деятельности? или — Почему речь только о ПО? А КАК в ПО организуется ПРОИЗВОДСТВО продукции? Её переработка, реализация???
    КАК функционируют кооперативные и страховые ПО или кооперативы?Подъяков пишет «Необходима Российская кооперативная корпорация». НУЖНА, если знаешь, почему бы и не сказать КАКАЯ, структура,участники,….пошагово КТО,КАК, ГДЕ,…….ЗА СЧЕТ ЧЕГО?????
    Надо брать ТО ЧТО ЕСТЬ СЕГОДНЯ, худо бедно шевелится, вот и давайте будем отталкиваться от этого.
    Для мозговой атаки предлагаю
    ДОКЛАД НА СЪЕЗДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СЕЛЬСОВЕТА
    Стремоухова Г.Д. Москва 06.03.2016г.

    ГОСПОДА, организационная структура сельского хозяйства России порочна, в своей сути. Поэтому проблемы сельского хозяйства стандартными, традиционными методами НЕ РЕШАЮТСЯ…Это не я сказал, это записано в стратегии развития Новосибирской области академией наук..

    Включаясь в решение задач стоящих перед Федеральным Сельсоветом

    Мы предлагаем к рассмотрению съезда не стандартные решения.

    1. Работать над проектом создания Российской Федерации Сельскохозяйственных Кооперативов.

    В структуре Федерации работать над проектом создания Областных Сельскохозяйственных Кооперативных Банков.

    Проектом предусматривается ПЕРЕДАТЬ в эти банки –
    — часть долей государства из Госкомпаний «Ронефть»…РСХБ…ВТБ….РЖД…..Газпром из расчета ОДИН млн.р. на одного жителя региона.

    — все личные дела действующих и будущих пенсионеров;

    — все деньги растасканные по всяким ООО-шкам – фондам и фондикам, выделяемые на село и агропром.
    http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/05/16/641079-pravitelstvo-goskompaniyami

    — Статья опубликована в № 4074 от 16.05.2016 под заголовком: Неуправляемые госкомпании
    — Кремлю не нравится, как правительство управляет госкомпаниями
    — От 1700 активов государство почти ничего не получает, подсчитало контрольно-ревизионное управление президента



    2.Структура банка – областной центр –главный офис
    районы филиалы, МО – отделения. Все структуры работают на полном внутрихозяйственном расчете. Деньги в структуре банка обращаются как по горизонтали, так и по вертикали только по договорам займа.

    2. В структуре федерации создаются областные сельскохозяйственные кооперативы
    — производственные по всей номенколатуре продукции
    — потребительские — кредитные, страховые. подсобных производст, промысловые.
    — кооперативы создаются ПОЛНОСТЬЮ за счет государства, и по самым современным технологиям производства и социалки.

    — стоимость кооператива делится на паи, паи передаются пайщикам вдолгосрочную аренду с правом выкупа на 15 – 20 лет. выкуп паев только продукцией производимой в кооперативе, для нужд бюджета.

    Ответить
  3. Виктор Подьяков:

    После Чаянова А.В. политической экономии кооперации никто не занимался. Чиновники, партийные руководители становились таковыми включая и механизмы естественного отбора (выживает сильнейший). А закрепившись у «кормушки», подавляют всякую конкуренцию. Так в нашей истории свели на нет и Земское собрание, так же погубили и кооперацию. Кооперация должна расти снизу, как трава. Возможна новая модель, и в рамках кооперации не обязательно дожидаться, когда государство начнет(если начнет) свои институциональные изменения.Взамен, полуживого Центросоюза, необходима Российская кооперативная корпорация.

    Ответить
  4. Николай Гребнев Владивосток:

    Очень полезная статья! Не смотря ни на какие попытки государственных чиновников, политические ветры, кооперация живет и развивается из-за своих исключительно четких и естественных, природных принципов, главным из которых является СОТРУДНИЧЕСТВО. Сотрудничества огромного количества заинтересованных людей как при выполнении поставленных задач, как и в борьбе за свою свободу развития. Кооперативы выгодны всем: членам кооператива, капиталистам и государству как выполняющие социальные функции. Не нравятся кооперативы только чиновникам -«ленивым ворам», так как высвечивают их хамские запросы.

    Ответить
    1. Николай Михайлович,соглашусь с Вами-кооперация живёт, развивается и постепенно захватывает умы многих наших талантливых и работящих людей. Возможность получить второй Мандрагон в России растёт, а это конечно не устраиват многих чиновников-площадь кормушки может резко уменьшиться!

      Ответить
  5. Vitali Kulesh (Belarus):

    Очень интересная и познавательная статья.
    Лично для меня стало понятно, что моя страна, кооперативная Беларусь, находится где-то в 1920-х годах. Это печально, как говорится..

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Об авторе
Кооперативы против бедности. Автор В.Н. Швец

Приглашаю вас в увлекательное познавательное  путешествие по страницам  блога «Кооперативы против бедности».

Архивы публикаций статей
Популярные записи
Метки
ГСК (7) КПК (6) КПК "Семейный Капитал" (9) Кооператив (21) Кредитной кооперации (4) Потребительская кооперация (35) Потребительские кооперативы (32) России (56) СССР (6) США (6) Стремоухов Г.Д (7) артели (8) артель (4) гаражные кооперативы (6) жилищно-строительные кооперативы (7) жилищные кооперативы (11) кооператива (8) кооперативах (4) кооперативного движения (11) кооперативное движение (18) кооперативные принципы (7) кооперативов (41) кооперативы (180) кооперации (40) кооперацию (5) кооперация (44) корпорации (4) кредитная кооперация (4) кредитные кооперативы (11) кредитный кооператив (11) кредитный потребительский кооператив (7) о кооперации (4) пайщики (17) пайщики КПК "Семейный капитал" (6) потребительские общества (11) потребительский кооператив (9) потребительских кооперативов (13) потребительское общество (6) потребительской кооперации (18) производственных кооперативов (4) сельская кооперация (6) сельскохозяйственная кооперация (6) сельскохозяйственной кооперации (4) сельскохозяйственные кооперативы (9) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (13)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях


© 2019 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru