25 января 2020      24      3

Курилы — исторический путь к открытию

      Продолжение. Начало здесь.

Первые следы русских мореходов, уже в море Лаптевых, были обнаружены на острове Фаддея ориентировочно в 1617 году. В 1940 году советскими гидрографами там была обнаружена стоянка полярных мореходов, и по найденным предметам, особенно серебряным монетам, отчеканенным при Иване 3-м, Иване Грозном учёные нумизматы определили  примерно год – 1617.

Ценная пушнина, моржовая кость привлекали на Север русских купцов, которые на свои средства снаряжали экспедиции. Впервые на государственном уровне этот вопрос возник при Петре Первом. После первого плавания через Охотское море в 1716 году (до этого русские плавали на Дальнем Востоке только вдоль берегов) Пётр Первый решил начать от Камчатки поиск берегов Америки. С этой целью он отправил на Восток двух геодезистов Евреинова и Лужина. В 1721 году они поплыли вдоль Курильской гряды на Юг и дошли до Хоккайдо, попали в хороший шторм, и в связи с большими повреждениями судна возвратились на Камчатку. Экспедиция не удалась. Пётр Первый хотел проверить предположение голландского мореплавателя Д. Фриза, побывавшего в тихоокеанских водах в 1643 году, что северо-западный берег Америки подходит к Южным Курилам. Сейчас, вроде бы даже смешно так думать, но в те времена так представлялся этот район.

Пётр ПервыйВ последние дни своей жизни Пётр Первый в кругу близких высказал давнюю мечту: «Худое здоровье заставило меня сидеть дома, вспоминая на сих днях то, о чём мыслил давно, и что другие дела мешали, т.е. о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. В последнем путешествии моём в разговорах слышал я от учёных, что такое обретение возможно. Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались отыскивать берегов американских».

Понимая значение для России освоения Ледовитого моря руководство Тихоокеанскими экспедициями он возложил на высшие органы государственной власти – Сенат, Адмиралтейство и сибирских губернаторов. Сбор материалов проводился по хорошо продуманной и научно обоснованной системе, разработанной академией наук, адмиралтейством. Руководство этой важной работой было возложено на видных учёных.

 Выход к морю в те времена был крайне необходим. Пётр активно его искал. В начале 17-го века Россия была единственной великой державой в мире, которая не имела выхода к морю. Поэтому её внешнеэкономические и культурные связи были очень затруднены.

Несмотря на упорные попытки пробиться к побережью Балтики, Россия не смогла. Закрыт был для неё путь и через Чёрное море. Оставалось одно – искать морские пути в Китай и Индию на Севере, через Ледовитое море.

3 января 1725  года Пётр Первый издал указ о «Сибирской экспедиции». Незадолго до смерти собственноручно написал инструкцию начальнику экспедиции датчанину Витусу Берингу: «1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.

Читайте на сайте:  Кооперативы Казахстана - научное исследование

На оных ботах плыть возле земли, которая идёт на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля — часть Америки.   И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города Европских владений, или ежели увидит какой корабль Европский, проведать от него, как оный куст (берег) называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Это была первая в истории России научная экспедиция, предпринятая по решению правительства. Она имела, по тем временам, грандиозные масштабы, в ней участвовало около четырёхсот человек и продолжалась она пять лет, правда научная её деятельность длилась всего три месяца, а остальное время заняла подготовка.

Витус Беринг по национальности датчанин, службу в русском флоте начал 22-х летним унтер-офицером в 1703-м году. Участвовал в Азовском походе Петра Первого, в сражениях на Балтике. Был на хорошем счету, Пётр Первый лично знал Беринга и не раз он во время боевых действий выполнял его поручения, за что и был им назначен командиром крупнейшего тогда на русском флоте военного корабля – 90-пушечного линейного корабля «Лесное». Этому способному и опытному боевому офицеру и поручил Пётр  возглавить Первую Камчатскую экспедицию. Из 38-ми лет, которые Беринг прожил в России, шестнадцать лет он возглавлял экспедиции, во время которых им были сделаны великие географические открытия.

Известный английский мореплаватель Д. Кук, проходя по маршруту Беринга через 50 лет писал в своём дневнике: «Отдавая должное памяти Беринга, я должен сказать, что он очень хорошо обозначил этот берег, а широты и долготы его мысов определил с такой точностью, которую трудно было ожидать, учитывая те способы определений, которыми он пользовался». И далее: «Удостоверившись в точности открытий, совершённых упомянутым джентльменом Берингом, я повернул на Восток».
Позднее это проверили и подтвердили Ф.П. Литке, В.М. Головнин.

Кстати «а почему аборигены съели Кука? Молчит наука…» так считал Высоцкий, а вот писатель дальневосточник Михаил Финнов описывает это так: «14-го февраля 1779-го года, Кук, желая вытребовать угнанную туземцами шлюпку, попытался взять в заложники их вождя, но, встретив возражение гавайцев, пустил в ход ружьё. В результате стычки пять английских матросов и капитан Кук были убиты». Кук съеден не был. После переговоров его тело было отдано английским морякам.

Главное достижение этой экспедиции – это открытие, что на севере Азия не соединяется с Америкой. На русских кораблях отчётным документом был вахтенный журнал. Журналы экспедиционных кораблей до начала 19-го века хранились как секретные документы и были не доступны даже учёным Академии наук. Поэтому многие открытия русских моряков не стали достоянием мировой науки, а иностранные мореплаватели уже позднее давали открытым землям свои названия. Вахтенные журналы Первой экспедиции Беринга долгое время оставались недоступными.

Читайте на сайте:  Кооперативные принципы социалистов-утопистов

 В после петровское время в российских правящих кругах утвердилось враждебное отношение к иностранцам, находящимся на службе в России, поэтому труды Первой Камчатской экспедиции оставались практически не известными, покрывались пылью в многочисленных Камчатских, Сибирских и Петербургских канцеляриях и архивах.

План Петра Первого был осуществлён в 1732 году. В августе этого года к берегам Северной Америки впервые подошло русское судно «Святой Гавриил» под командой подштурмана И. Фёдорова. Однако, окончательно путь от Камчатки в Америку был проложен в ходе второй Камчатской экспедиции во главе с Витусом Берингом и А.И. Чириковым в 1741 году на пакетботе «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые порознь подошли к Аляске и провели исследование её побережья.

После смерти Петра в 1732 году Сенат издал указ о новой «Сибирской экспедиции». Руководству её была разработана новая инструкция, по которой экспедиция должна была проложить путь от Архангельска до Камчатки, чем доказать, что Азия не соединяется с Америкой. Описать и положить на карту побережье Северного Ледовитого океана, изучить навигационные условия Северного Морского пути, описать Курильские острова, отыскать путь в Японию и к берегам северо-западной Америки. То есть проложить морскую дорогу Севером от европейской части России к её тихоокеанскому побережью и восточным соседям.

Вся экспедиция была разбита на семь отрядов и каждому из них поставлена точная, конкретная задача.          Первому отряду было поручено с 1734 по 1739 годы описать побережье от Печоры до Оби. Второй отряд под руководством штурмана Овцына до 1738 года должен был описать побережье от Оби до Енисея. Третий отряд изучал побережье от Лены на запад. Руководил им Прончищев и Харитон Лаптев. Отряд работал до 1741 года. Четвёртый отряд проводил описание побережья от устья Лены на восток. Под руководством Дмитрия Лаптева работал до 1742 года.  Пятому отряду было поручено описание Курильских островов, побережья Охотского моря и определение пути в Японию. Руководил отрядом Шпанберг. Шестой отряд занимался описанием островов северной части Тихого океана и определением путей к Северной Америке. Руководил им Витус Беринг и Чириков. Седьмой отряд, состоящий из геодезистов должен был отыскать речной путь от Верхне-Удинска до Охотска.

В феврале 1733 года экспедиция приступила к работе. Первыми выехали из Петербурга в Охотск Беринг, Чириков и Шпанберг, чтобы начать там строить необходимые для экспедиции корабли. В Охотск они прибыли только в 1737 году. Так работала в те времена транспортная система, а корабли «Святой Павел» и «Святой Пётр» для экспедиции были спущены на воду осенью 1740 года. В июне 1741 года корабли вышли из Петропавловска на поиски путей в Америку и с большим трудом в конце июля достигли её берегов. Обратный путь был ещё труднее. В Петропавловск остатки шестого отряда вернулись в августе 1742 года и уже без руководителя – Витуса Беринга, который умер во время зимовки на одном из островов. Путь в Америку был найден, но описать все острова северной части Тихого океана не удалось, хотя сделано в этом плане было много.

Читайте на сайте:  Кооперативы в сельском хозяйстве Франции

       pamyatnik-beringu-na-komandorskih-ostrovah.Первый отряд вышел из Северной Двины в июле 1734 года на двух кочах. Пройдя через пролив Югорский Шар, вышел в Карское море и в течении пяти лет качественно и полностью выполнил свою задачу. Им была составлена первая карта части арктического побережья по данным инструментальных наблюдений.

Второй отряд под командованием лейтенанта Овцына вышел из Тобольска в июне 1734 года на пяти небольших судах, но три года из-за льдов и сплошных туманов не мог оторваться от устья. С трудом в 1737 году ему удалось, не смотря на сложные метеоусловия обогнуть Гыданский полуостров и войти в Енисей. Весь участок побережья также был обследован и нанесён на карту. В ходе обследования было открыто много новых островов. Съёмка проводилась параллельно с суши и с моря.

Третий отряд под командованием Прончищева вышел из дельты Лены в 1735 году и двинулся на запад вдоль побережья. В Хатангском заливе отряд зазимовал в одной из бухт, в которой в сентябре 1736 года от цинги скончался Василий Прончищев и его жена Мария. Командование отрядом принял на себя Семён Челюскин. Работы проводились с судна «Якутск», которое в августе 1740 года из-за тяжёлых льдов пришлось оставить. Отряд продолжил работы по суше. 9 мая 1742 года Челюскин достиг самой северной точки материка Азия в широте 77 градусов 42 минуты и семь секунд. Этот мыс был назван его именем. За этим мысом Челюскин встретился со вторым отрядом, проводившим опись с запада.

Четвёртый отряд под командованием шведа Петра Лассиниуса вышел из Якутска на судне «Иркутск» и от дельты реки Лены начал обследование побережья на восток. Тяжёлая ледовая обстановка заставила отряд зазимовать в устье реки Хараулах. Из-за недостатка продуктов только девять человек дожили до весны. Умер и руководитель отряда. Новым командиром стал Дмитрий Лаптев. Несмотря на огромные трудности, отрезок побережья до устья реки Анадырь был обследован и нанесён на карту.

Пятый отряд под командованием Шпанберга направился на юг вдоль Курил. Шпанберг дошёл до берегов острова Хоккайдо. В июле 1739 года с судов высаживались на острова команды для проведения различных исследований и контактов с местным населением. Местные айны рассказывали им, что под властью японского хана из всех островов только один – Хоккайдо, с которым айны занимаются активной торговлей.

Продолжение следует.

Материал публикуется с разрешения автора Бурмистрова Э.И.

Обсуждение: 3 комментария
  1. Очень хочется поехать туда, и прям ножками пройти, с палатками, костром и тушенкой))

    Ответить
    1. Романтика, в сочетании с красивейшей природой на нашей Матушке-Земле!

      Ответить
    2. Романтика, в сочетании с красивейшей природой на нашей Земле-Матушке!

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы публикаций статей
Популярные записи
Метки
Бурмистров Э.И. (6) ГСК (9) КПК (6) КПК "Семейный Капитал" (9) Кооператив (21) Кредитной кооперации (4) Потребительская кооперация (35) Потребительские кооперативы (34) России (57) СССР (6) США (6) Стремоухов Г.Д (7) артели (8) артель (6) гаражные кооперативы (9) гаражный кооператив (6) жилищно-строительные кооперативы (7) жилищные кооперативы (11) кооператива (8) кооперативного движения (11) кооперативное движение (18) кооперативные принципы (8) кооперативов (41) кооперативы (181) кооперации (40) кооперацию (5) кооперация (45) кредитная кооперация (4) кредитные кооперативы (11) кредитный кооператив (11) кредитный потребительский кооператив (7) о кооперации (4) пайщики (17) пайщики КПК "Семейный капитал" (6) потребительские общества (12) потребительский кооператив (9) потребительских кооперативов (13) потребительское общество (6) потребительской кооперации (18) производственных кооперативов (4) сельская кооперация (7) сельскохозяйственная кооперация (6) сельскохозяйственные кооперативы (10) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (13) суд (6)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях


© 2020 Кооперативы против бедности · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru